Работа с воспитанниками детского дома помогла мне лучше понять своих детей-подростков: колонка мамы
Специально для «Летидора» статью подготовила Анна Семерикова (Орлова), генеральный директор благотворительного фонда для подрастающего поколения «Открывая Горизонты» при поддержке KFC. А также мама четверых детей: Алены (17 лет), Марка (17 лет), Лилии (16 лет), Матвея (5 лет). Двое подростков в семье — приемные.
Моя работа связана с частыми коммуникациями с воспитанниками детских домов. У детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, часто бывают обострены многие психологические проблемы. Они особенно тяжело переживают период взросления.
Взаимодействие с ними научило меня более внимательно относиться к проблемам собственных детей, которые тоже вошли или входят в достаточно турбулентную пору — переходный возраст.
Вот какие уроки из общения я вынесла.
Устанавливайте правила
Наличие правил, которым следуют и взрослые, и дети, обеспечивает ребенку чувство безопасности.
У воспитанников детских домов это чувство обычно нарушено, поэтому вся их жизнь подчинена строгому распорядку. Они также хорошо знакомы с системой поощрений и наказаний за то или иное поведение.
Вводите правила в семье, чтобы дети понимали сферу своей ответственности: необходимость уборки в комнате, выполнение домашнего задания, распоряжение карманными деньгами.
Например, в нашей семье действует система дежурств, которую мы разработали вместе с детьми и сделали правилом нашего дома. На видном месте вывешены инструкции, где четко прописано кто, что и когда делает по дому. Поэтому нам не приходится просить детей о мытье посуды или уборке игрушек, все знают правила и достаточно напомнить о них.
Давайте ребенку право контроля
Воспитанники детских домов учатся организаторским навыкам и ответственности с помощью заданий и проектов. Такими заданиями могут стать подготовка номера для отчетного концерта или помощь младшим детям с уроками.
Вашим детям тоже нужны проекты, которые они смогут «курировать» от начала до конца.
Например, когда мы собираемся в путешествия с детьми, они сами придумывают и разрабатывают экскурсионный маршрут: какие достопримечательности мы будем смотреть в городе, что нужно попробовать из местной еды, какие купить сувениры.
Однажды одна из дочерей даже сделала презентацию для всей семьи, которую показала перед путешествием.
Не заменяйте заботу и общение подарками
Любой волонтер знает — в детских домах дети больше нуждаются во внимании со стороны взрослого, чем в самых дорогих подарках от спонсоров.
В семье то же самое: похвала, прикосновения, разговоры по душам намного ценнее подарков.
Для действительно близких и доверительных отношений с ребенком нового смартфона за «пятерки» в аттестате недостаточно. А вот «правило 15 минут» помогает в этом гораздо лучше. Это когда вы 15 минут ежедневно общаетесь с вашим ребенком на те темы, которые интересны ему. Не про школу, не про уборку в комнате и не про то, сделаны ли уроки, а именно о том, о чем хочет поговорить ребенок.
А в качестве похвалы проведите с ним день вместе и предложите самому придумать, какими активностями вы с ним будете заниматься.
Учитесь доверять ребенку
Запреты плохо работают с любыми подростками — они вызывают у них желание нарушать дисциплину и конфликтовать. Вместо этого попробуйте дать ребенку свободу выбора в той или иной ситуации.
Например, отпуская его вечером на прогулку, вы можете озвучить свои страхи и сомнения, но при этом сказать, что вы доверяете его обещанию вернуться ровно в 10 домой.
Передавайте знания и жизненный опыт
Наш фонд уже несколько лет реализует программу «Поколение выбор». Воспитанники детских домов при поддержке волонтеров встречаются с представителями профессий из разных областей, которые рассказывают о тонкостях своей работы и помогают ребятам сделать выбор будущей специальности.
Вашему ребенку тоже нужна такая поддержка: больше рассказывайте о своей работе и решениях, которые приходится принимать, о потенциальных сложностях взрослой жизни, просите ваших друзей и знакомых рассказывать вашим детям о своей работе.
Помогут и тренинги, и онлайн-курсы, и тесты по профориентации.
Не ограничивайте социализацию
Любой родитель боится, что проблемный ребенок обязательно свяжется с плохой компанией.
Но этот страх не должен ограничивать нормальную социализацию ребенка, его общение с друзьями и сверстниками.
Даже в период самоизоляции уважайте и поддерживайте право ребенка на общение с друзьями через видео- и аудиозвонки.
Ребенку может быть полезен наставник
Программы нашего фонда предполагают, что у воспитанников детских домов появляются наставники. В семье в роли наставника могут выступать сами родители, бабушки, дедушки, друзья семьи.
Наставник — это человек, который может ответить на интересующие подростка вопросы. Чаще всего для детей в семье они становятся нужны, когда заходит речь о профессиональном самоопределении.
Идеальный вариант, если у ребенка появится наставник, работающий в той области, которая интересна ребенку.
Это человек, который может рассказать о своем профессиональном пути, о своих рабочих обязанностях, может даже показать свое рабочее место и предложить что-то сделать самому.
Моей дочери наставник помог определиться с будущей профессией и открыть в себе лидерские качества.
Наберитесь терпения
Проблемным детям требуется в 2-4 раза больше времени для социальной адаптации и усвоения новых навыков, чем обычным подросткам.
Даже простые вещи — начать обниматься или рассказывать про себя — для них могут оказаться сложными. Поэтому единственное, что можно сделать, это набраться терпения и ждать позитивных эффектов от воспитания.
Развивайте эмпатию и понимание
Дети, которые входят или уже вошли в переходный возраст, вне зависимости от того, есть ли у них родители, склонны к сопротивлению и даже грубости. Это их естественная защитная реакция, которая особенно характерна для подросткового возраста.
Не отвечайте агрессией на агрессию — говорите о том, что вам неприятно, но не наказывайте.
Старайтесь понять глубинные причины поведения вашего ребенка. Как только вы наладите доверие, грубость пройдет сама собой.
Фото: Depositphotos