Психология

Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребёнка к школе

Нередко происходит ситуация, при которой психолог, поговорив с будущим первоклассником, выносит вердикт о том, что малыш к школе не готов. Родители в недоумении, ведь ребёнок бегло читает, считает, знает геометрические фигуры и столицы европейских государств. И тем не менее, у психолога имеются все основания предложить родителям не спешить с поступлением в школу.

Современный ребёнок, да и вся современная семья оказываются в очень непростой ситуации. С одной стороны из повседневной жизни уходят факторы, которые определяют интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка. Наши дети почти лишены возможности игр во дворе с ребятами разного возраста, они познают окружающий мир чаще всего с экрана телевизора и компьютера.

С другой стороны, требования к малышу в нашем обществе неизмеримо возросли. Мы ожидаем, что ребёнок в 5 лет должен не только уметь читать, считать и писать печатные буквы, но и хорошо ориентироваться в окружающей его действительности, уметь красиво говорить, а ещё и быть способным заниматься за партой 45 минут, чтобы взрослые могли похвастаться – настоящий школьник…

Настоящий школьник – кто это?

Всегда ли ребёнок, умеющий складывать из букв слова и освоивший непростой навык счёта в пределах десятка будет успешным учеником? А ещё малыш знает все марки машин и имена компьютерных героев – точно ли ему пора сидеть за партой в первом классе?

Молочные зубки меняются на коренные – бытует мнение, что это определяющий признак, который говорит о готовности к систематическому обучению. Размышления подобного рода часто приходят на ум и родителям, и педагогам, когда будущему ученику исполняется 6 лет. Попробуем ответить на этот непростой вопрос с точки зрения специалиста, ведь от определения возраста поступления в 1 класс во многом зависит судьба нашего ребёнка. Если начать школьное обучение слишком рано – малыш попросту не будет справляться с учебной программой. Чувство неуспешности, переутомление, стресс дефицита времени – и о высокой мотивации первоклассника можно забыть. Но ведь если и опоздать с поступлением в 1 класс – да, программу малыш освоит гораздо легче, даже слишком легко. Но ребёнок всё равно теряет шанс к гармоничному развитию.

Читайте также:

Готовим ребёнка к школе: взгляд логопеда

Виднейшие психологи, изучавшие возрастные особенности ребёнка доказали – наибольший развивающий эффект даёт обучение в «зоне ближайшего развития» человека. Что это значит?

Дело в том, что «слишком лёгкий» учебный материал не даст необходимой почвы для развития ребёнка, не позволит мозгу осваивать новые навыки в полную силу. А еще существуют и так называемые «сензитивные», чувствительные периоды развития. Для родителей это звучит так – если малыш не овладел с вашей помощью связной речью к 5 годам, дальше это сделать ему будет неизмеримо сложнее. Школьная готовность непростой вопрос не только для родителей. На помощь семье будущего первоклассника приходят специалисты дошкольных учреждений и подготовительных курсов, на первом собеседовании в хорошую школу вашего ребёнка чаще всего также протестируют и вынесут вердикт – готов или нет обучаться по данной программе маленький школьник.

Психологи и логопеды создали целые батареи тестов для определения зрелости, до сих пор не утихают споры о возрастных нормативах развития человека. Ведь ребёнок так индивидуален! Для кого-то игра в шахматы в 5 лет абсолютная норма. А другой человек может начать играть только в 8 лет, но при этом в будущем стать международным гроссмейстером.

Имея большой опыт проведения вступительного тестирования, понимая ответственность перед семьей и ребёнком за верность вынесенного решения и правильность рекомендаций, я опираюсь на базовые знания возрастных закономерностей развития. Мировая психология, нейропсихология накопила достаточно знаний в детстве. Мне остаётся лишь быть очень внимательным наблюдателем, понимая и принимая то, что я увижу на очень важной встрече с маленьким человеком.

Читайте также:

Мнение логопеда: когда нужно начинать изучение иностранного языка

У меня в кабинете Даша, очаровательная малышка шести лет. Родители очень хотят видеть её первоклассницей в этом году. Как интересно она рассуждает, рассказывает мне о друзьях в детском садике! Я пригласила Дашу за настоящую парту, показываю кубики, прошу нарисовать человечка. Уже через десять минут наблюдаю, что девочка почти лежит на парте, тихонько зевнула, рассматривает падающие снежинки за окном. Да человек просто уже устал! Энергетического запаса хватило на очень короткое время, мозг ещё не готов к длительному восприятию информации. И всё это при очень неплохом интеллектуальном багаже.

При обучении Даши мы должны учитывать её индивидуальный темп, давать отдых, вовремя переключать на игру. Я объясняю родителям, что если начать обучать Дашеньку в классе уже сейчас, нагрузка на её нервную систему будет чрезмерной. Жить в условиях напряжённого графика школьных занятий, тридцать минут урока воспринимать инструкцию и выполнять непростые задания, не иметь возможности полноценного отдых днём.

Организм ребёнка очень адаптивен. «Если взрослые не дают мне отдохнуть, я сделаю это без их разрешения. Ведь я не могу больше это выдерживать! Мне нужен срочный перерыв и постельный режим – я заболеваю!» Так шутливым образом можно представить монолог истощённой непосильными нагрузками нервной системы. Такому ребёнку необходимо тщательно дозировать учебные занятия, всячески энергетизировать организм – свежий воздух, витамины, полноценный сон. А уж если утомляемость слишком высока, то придётся призвать на помощь доктора. Правильно ли снабжается кровью головной мозг? Нет ли особенностей развития нервной системы? В любом случае обучение в 1 классе такому ребёнку противопоказано.

Свои вопросы логопеду вы можете задать на нашем Форуме

Читайте также:

Как пробудить интерес к чтению у дошкольников и младших школьников