Проект "Чего хочет Москва": идеи для города от его жителей
Ольга Полищук, бывший шеф-редактор The Village, а теперь – директор проекта "Чего хочет Москва" рассказала "Летидору" о сути проекта, о том, как он создавался, в чем заключается его цель, какие основные запросы жителей Москвы, в том числе и родителей.
Что такое "Чего хочет Москва"
"Чего хочет Москва" - это сайт, на котором любой горожанин может оставить идею по преобразованию Москвы. Затем эти идеи изучаются архитекторами и дизайнерами, которые, вдохновившись ими, предлагают на этом же сайте идею своего визуального проекта. Третий этап - это представление всего этого на Московском урбанистическом форуме в декабре.
Московский урбанистический форум - главная площадка для создания некой стратегии развития Москвы, где собираются представители органов государственной власти, бизнес-сообщества и эксперты в области экономики города, градостроительства, урбанистики и смежных дисциплин. Форум - это выставка, на которой мы представляем абсолютно все идеи и проекты, собранные на сайте. Мы не будем делать какой-то отсев, просто представим все, что есть. А для того, чтобы людям было легче ориентироваться, отсортируем все по категориям: "дети", "транспорт", "строительство" и пр. Все эти категории есть и у нас на сайте.
На повестке форума в этом году тема развития периферии - "Мегаполисы: развитие за пределами центра". В рамках нее будет вестись обсуждение развития 125 районов Москвы. В первую очередь будет уделяться внимание удаленным районам, ведь Москва, согласитесь, не ограничивается одним центром. ЦАО - это лишь 7% населения города. А 93% живет в остальных районах. Сейчас в Москве уже 12 административных округов, но мы пока ориентируемся на 10, Новую Москву - Троицкий и Новомосковский административные округа - не берем.
Оценивать потенциал проектов, предложенных архитекторами и дизайнерами, будут эксперты. Они же выберут и те идеи горожан, которые впоследствии могут быть реализованы. Мы не просим архитекторов создавать какой-то тщательно проработанный эскиз с выкладками - мы все-таки за это не платим, мы не эксплуататорский ресурс.
Проект "Чего хочет Москва" создан специально для горожан, которые знают свои районы как никто, и именно они лучше всего представляют, что можно улучшить и привнести. Заметьте, мы не ставили знак вопроса в названии проекта, потому что люди сами знают, чего хочет Москва.
Другими словами, это желание профессионального сообщества показать свое видение Москвы с учетом общественного запроса тем, кто может либо принять это на вооружение, либо реализовать.
Наша цель - собрать векторы общественного запроса в Москве. Общественный запрос не меняется за год, два, он меняется, может быть, каждые пять лет.
Кстати, интересна такая тенденция: часто бывает так, что совершенно разные люди из разных районов предлагают схожие идеи. Написаны они, конечно, разными словами, но по сути запрос - один и тот же.
Хочу уточнить, что мы собираем идеи, а не проблемы. Для проблем есть другие специальные сервисы, и они прекрасно работают.
В определенный момент я захотела сделать что-то руками. С другой стороны, я не хотела строить, например, детские площадки, потому что я просто не умею это делать. Зато я знаю, как работает Интернет, как заставить сервис работать и что для этого нужно. От меня требовалось лишь совместить мои желания и умения. И одним из мест, где мне кто-то предложил что-то делать, был Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка". Варвара Мельникова , генеральный директор "Стрелки", в апреле показала мне атлас идей By the City / For the City , который сделал Institute for Urban Design (Нью-Йорк). Всего за несколько месяцев проект собрал 700 идей горожан по благоустройству Нью-Йорка, 120 проектов архитекторов и дизайнеров. Этот проект нас и вдохновил.
Мы поехали в Нью-Йорк, пообщались с организаторами By the City / For the City и решили сделать примерно то же самое в Москве со ссылкой на американский проект.
Как только мы вернулись и начали обдумывать, сразу закрались сомнения: а вдруг никто не хочет мыслить позитивно? а вдруг очень сложно потратить 3 минуты своего времени? А вдруг архитекторы и дизайнеры не откликнутся? И как вообще все это реализовывать?
Мы решили, что проект должен охватывать не только центр города, но и спальники в том числе. Москва, безусловно, изменилась за 2 года до неузнаваемости, но изменилась она в основном в центре. В отдаленных районах тоже должно что-то меняться.
Но самое главное, конечно, что идея должна находить какую-то поддержку. И Московский урбанистический форум, чья повестка в этом году соответствует тому, о чем думали мы, поддержал нас.
Результат: мы запустились 10 июля, и уже к началу августа собрали на сайте более 978 идей.
К нам поступает очень много идей по поводу бассейна "Москва" и Храма Христа Спасителя. Примерно раз в неделю кто-то предлагает что-то с этим сделать. Одно дело, когда говорят "было бы здорово, если бассейн "Москва", ранее находившийся на территории Храма Христа Спасителя, воссоздали в каком-нибудь другом районе Москвы, потому что это уникальное архитектурное сооружение". Однако бывают и идеи другого характера: "Было бы здорово, если храм был снесен, а на месте его наконец-то поставили что-то правильное". Мы все-таки за созидание, а не за разрушение.
В категории "торговля и услуги" один из самых популярных запросов - рынки (за 10 дней работы проекта про них набралось около 25 идей). Также немало идей, касающихся аттракционов.
Каждые выходные мы проводим оффлайн-мероприятия в спальных районах Москвы. Как правило, акции проводятся в парках. У нас есть своя микро-активность, которую мы попробовали на пикнике "Афиши". Она представляет собой игру: на баннере 4х4, который стелется на землю, нарисована карта Москвы. На карте отмечены все округа и река, но нет ни одной станции метро. Ведь, как оказалось, люди в Москве ориентируются именно по метро! И, конечно, ответить на элементарные вопросы типа "где Воробьевы горы" или "как пройти в Новодевичий монастырь" порой бывает непросто.
Параллельно мы рассказываем людям про проект и зачастую собираем их идеи прям там же, на акции.
Родителей больше всего волнует вопрос: куда сходить с ребенком? Придумать что-то кроме зоопарка, оказывается, непросто. А зоопарк опять же находится в центре. Хорошо, что сейчас у нас складывается культура child-friendly ресторанов, и, кроме того, есть такие замечательные проекты, как "Шардам". Но все-таки это такие единичные островки, про которые тоже надо знать.
Один из самых популярных запросов - игровые комнаты в музеях. Например, вы хотите пойти на выставку в музей, и у вас есть маленький ребенок, которому эта выставка будет неинтересна, а девать его некуда. Что делать? Хорошо придумал Мультимедиа Арт Музей, где ребенок может порисовать и поиграть под наблюдением специального сотрудника, пока родители наслаждаются выставкой. Но, например, если вы приходите с ребенком в Пушкинский, то ни на какие игровые комнаты рассчитывать не стоит.
С ребенком можно сходить в парк, в котором должны проводиться какие-то детские активности. Но многие парки почему-то ограничиваются лишь детскими площадками, никаких детских мероприятий там не проводится. А вот в Парке Горького есть Зеленая школа. Такая Зеленая школа была бы хороша везде.
Много поступает идей, касающихся детских площадок. В основном родители хотят, чтобы детские площадки были устроены таким образом, чтобы на них было интересно и детям, и взрослым.
Кстати, возможно, в сентябре, когда начнутся занятия в школах, мы попробуем провести презентации нашего проекта на уроках москвоведения. И соберем идеи и пожелания самих детей, ведь они лучше знают, чего хотят, и понимают иногда больше нас, хотя чаще всего мы думаем наоборот. Да и идеи у них посвежее будут.
Кстати, среди множества идей у меня есть фаворит: общественная пасека в Ботаническом саду МГУ. Только подумайте, ведь современные дети с айпадами, компьютерами и мобильными телефонами, может, и пчел живых никогда не видели! А тут - общественная пасека, на которой можно проводить уроки биологии! Кто-то, на мой взгляд, должен создать такое место.