Почему дети такие разные: гены или воспитание?
Дети действительно все разные как, впрочем, и взрослые. Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения. Но и это далеко не всё. Сразу же после рождения начинается новый этап, который привносит новые трудности или благоприятные моменты. Эти моменты - не просто «полоса белая, полоса черная», а уникальный калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность личности ребенка. Взрослея, он приобретает все новые и новые черты; прошлые его особенности характера переплетаются и вливаются в новую взрослеющую личность. И так - всю жизнь. Хоть и считается, что характер формируется к 18 годам, на самом деле человек меняется до старости.
Самое первое, что предрасполагает к развитию личности – гены. Они определяют развитие тех или иных частей мозга, особенности их формирования и множество моментов, связанных с характеристиками межнейронной передачи информации. Связь между нейронам - крайне важная штука. В результате реализации этого генетического багажа кому-то достаются более развитые участки мозга от природы, кому-то меньшие; у кого-то информация передается быстрее, у кого-то медленнее, а у кого-то импульс между нервными клетками рассеивается, и вообще не доходит до адресата.
О том, как и какие гены влияют на формирование личности, еще пока полностью не выяснено. Сейчас существует довольно много публикаций, которые связывают те или иные гены с различными личностными характеристиками и способностями человека. Например, совсем недавно было выяснено, что способности ребенка на поприще обучения и успеха в жизни зависят от трех генов, связанных с обменом одного из важнейших медиаторов в мозге – дофамина. Как они сочетаются, и в каком виде присутствуют (существуют варианты генов, которые работают по-разному), определяет будущий академический успех.
Кроме того, гены могут проявлять чувствительность к разным вредностям. Часть людей крайне чувствительна к разным вредным влияниям извне – токсинам, перепадам температуры, стрессам и различным болезням. Их мозг в гораздо большей степени поддается влиянию этих негативных факторов. Другие же совсем могут не заметить, что что-то идет не так.
Ну, а после генов? После генов начинается процессы, связанные с эпигенетикой. А именно: внешняя среда может менять работу генов. Как это работает?
Гены зависят от атмосферы, или как развивается мозг
Не обязательно, что все, заложенное в генах, начнет работать или будет продолжать работать всю жизнь. Существуют в природе такие процессы, когда на отдельные гены накладывается «химический замок» - метильная группа. После этого информация с ДНК больше не считывается, а, значит, признак не развивается. Этот процесс может запускаться, если плод попадает в те или иные условия, которые могут быть и плохими, и хорошими. Его организм решает, что вот эти гены в данном случае не нужны, и выключает их. Это самый яркий пример приспосабливаемости к окружающей среде. Остаются в работе только те гены, которые увеличивают возможность выжить в конкретной среде.
Само развитие мозга - довольно интересный и удивительный процесс. Мозг как бы разворачивается сам из себя, формируя новые отделы и усовершенствуя их. При этом клетки с места своего рождения начинают путешествие по развивающемуся мозгу в предназначенное им природой место. Нервные клетки мигрируют к своим местам, ориентируясь на разные химические «приманки». Они чувствуют их, благодаря рецепторам, которые здесь выступают в роли своеобразных «антенн». Благодаря этому, молодые нейроны достигают места, где должны быть, и там останавливаются. Различные условия могут нарушать эту миграцию, и клетка останавливается совсем не там или плывет в неправильное место.
Довольно распространенная нынче гипоксия плода может наложить определенный отпечаток на развитие мозга (1, 2). В первую очередь, изменяется способность передавать импульсы. Исходя из такого устройства механизма, гипоксию довольно часто связывают с развитием шизофрении, шизоидных черт личности и аутизма.
Внутриутробные инфекции также могут оказать значительное влияние. Так, известно, что грипп во время беременности увеличивает риск развития аутизма. Но в настоящее время существует мнение, что не вирус сам по себе, а реакция иммунной системы матери на инфекцию может повлиять на развитие болезни.
Токсоплазма - еще более хитрый микроорганизм. Она может заставлять нейроны производить дофамин. Паразит может кардинально изменять поведение крыс в эксперименте. Если запах кошек грызунов отпугивает, то пораженные токсоплазмой особи, наоборот, начинают искать кошку по запаху. А кошка – основной хозяин токсоплазмы, необходимый ей для процесса размножения. Что касается людей, зараженные этим микроорганизмом, люди проявляют более высокий уровень нейротизма и поведения связанного с распространением паразита.
Для токсоплазмоза также характерны изменения, которые в основном касаются психомоторных реакций. Так, например, инфицированные люди в 2,5 раза чаще попадают в аварии. Мужчины с этой инфекцией отличаются игнорированием правил, подозрительностью и ревнивостью. Женщины же, напротив, более открыты и «душевны». Ну а врожденный токсоплазмоз снижает когнитивные способности ребенка.
Питание матери во время беременности также влияет на закладку разных особенностей характера ребенка. Известно, что во время, близкое к концу Второй Мировой Войны, Германия блокировала поступление продуктов в Голландию. Впоследствии, через много лет, проводилось исследование, которое сравнивало характерологические особенности детей, чьи матери испытывали голод во время беременности, и тех, кто не попал в блокаду.
Оказалось, что отпрыски голодных матерей в 2,5 раза чаще имели антисоциальное расстройство личности. Кроме того, существует исследование, что среди тех же выросших чаще встречались: толерантность к глюкозе, ИБС, плохой профиль липидов (повышенный холестерин), атеросклероз, нарушение свертываемости крови, плохая переносимость стресса, ожирение.
Выдвигается предположение, что в условиях голода начинали работать те гены, которые обеспечивали накопление питательных веществ. Это должно быть учтено дамами, соблюдающим очень строгую диету во время беременности, чтобы не потерять фигуру после родов.
Довольно известное явление – влияние на развитие характера употребление различных веществ. Дети, рожденные женщинами, употреблявшими алкоголь во время беременности, могут испытывать трудности с социальным взаимодействием, отклоняющееся от нормы сексуальное поведение, гнев, агрессию, депрессивные расстройства, проблемы с вниманием. Курение также повышает риск антисоциального расстройства личности.
Механизм действия алкоголя и сигарет на мозг не полностью понятен. Одно из предположений - алкоголь меняет чувствительность рецепторов, нейроны начинает занимать не ту позицию, которая обусловлена генами и обеспечивает возможность нормальной работы мозга.
Хочу обратить внимание, что необязательно быть алкоголиком, чтобы вот это все случилось. Можно просто периодически выпивать понемногу. Гены у всех разные, и у части детей регулярный бокал вина, и сигаретка может оказать решающее значение.
Стресс - тоже довольно важный фактор , который влияет на развитие мозга и, в последствие, тех или иных личностных черт. Здесь на мозг плода оказывается довольно сложное влияние. В крови матери появляется много различных веществ, в том числе и гормонов, связанных со стрессом. Стресс может быть острым, когда происходит быстрый выброс биологически активных веществ, а может быть хроническим, когда те же самые вещества выделяются в течение длительного времени.
Так, во время хронического стресса в крови матери поднимается уровень кортизола. Это приводит к изменению размера миндалины мозга (вызывает чувство страха), что может приводить к развитию тревожных и фобических расстройств. Кроме этого, у ребенка, рожденного от длительно стрессированой матери, могут быть расстройства внимания и эмоциональные расстройства. Довольно характерная ситуация – спазм сосудов, в результате чего нарушается доставка кислорода к плоду и появляется гипоксия. А дальше, после беременности, наступают роды, которые у всех проходят по-разному. Там могут быть травмы, гипоксия, инфекции.
Как только ребёнок рождается, он становится частью отношений родителей. Желанный ли он, или - причина раздора. Как часто берут его на руки, качают ли, или оставляют без внимания, как реагируют на нужды. Как относятся к тому, что ребенок болеет, попадает в разные благоприятные и не благоприятные ситуации и, вообще, получает опыт. Как реагируют на его улыбку, как относятся к его формирующимся навыкам.
В районе года ребенок начинает смотреть, как общаются родители и определять, что такое любовь, радость, ссора и как на это надо реагировать. Родители дают ему обратную связь о том, что происходит вокруг, где границы, и что делать с миром. Ребенок может переносить сильные кризисы, насилие, пренебрежение. Он выбирает способы защиты. Так, до 3-4 лет идет дополнительное закрытие генов, которые не соответствуют среде.
Если вы заметили, далеко не каждый ребенок, к примеру, перенесший гипоксию, страдает шизофренией или аутизмом, не каждая голодающая мать рождает ребенка с антисоциальным расстройством. Далеко не каждый грипп во время беременности приводит к развитию аутизма и шизофрении. Нужны еще и специфические гены, действие которых будет суммироваться с факторами окружающей среды.
Все эти факторы совершенно индивидуально смешиваются и рождают уникальную личность. Иногда гены пересиливают внешние влияния, иногда - наоборот. Затем вся эта «перинатальная смесь» попадает в некие условия среды. Часть детей с этим багажом вписываются в общество, некоторые нет.
Даже самая прекрасная генетика может не проявить себя в неблагоприятных условиях и может быть забита негативным опытом. Дети с прекрасными способностыми, попавшие в ситуацию бедности, недоступности образования, негативного отношения сверстников и учителей, а также любого вида насилия, могут не развить свой потенциал. И, наоборот, самые «безнадежные» благодаря вмешательству взрослых, любви, специального обучения могут стать блестящими специалистами.
Еще один важный момент. Часть факторов, которые описаны выше, неподвластны влиянию матери или отца. Дети разные, у всех уникальный характер. Просто часть детей попадают в обычный интервал индивидуальных различий в обществе и являются «традиционными». Большая часть родителей в мире имеют таких детей, и у них есть готовые рецепты, подсказывающие им, что с этим делать. Родители «нетрадиционных детей», гены и условия развития которых слишком хитро закрутились, не имеют никаких годных рецептов воспитания и, поэтому испытывают трудности с воспитанием.
Родители с «нетрадиционными детьми» часто испытывают, кроме всего прочего, давление общества. В появлении и существовании нетрадиционного ребенка непременно кто-то или что-то должен быть виноват. И даже если виноват грипп или гипоксия, то это «мать не уберегла» или «не смогла родить нормального ребенка».
В этом никто не виноват. Ребенок рождается уникальным, а задача родителей - научить его укладывать свои способности для лучшей адаптации, создать ребенку атмосферу любви и принятия, не забывая о формировании границ и автономности. Есть люди, которые полагают, что эти действия унифицируют детей, делают их одинаковыми, подавляют уникальность.
Но каждый ребенок счастлив своим уникальным путем, он также может быть уникально несчастлив. И родители могут помочь пойти ему по первому пути.