Психология

Планшет для детей: инструкция по эксплуатации для родителей

Планшет для детей: инструкция по эксплуатации для родителей

Что нужно знать, чтобы детский планшет и другие мобильные устройства приносили вашему ребенку только пользу, «Летидор» выясняет у психолога и эксперта студии дизайна детских приложений для планшетов.

Планшеты, мобильники, ноутбуки, электронные книги и прочие плоды научно-технического прогресса прочно вошли в жизнь наших детей. Вокруг темы «Давать или не давать дошкольникам планшет» ходит много споров. С негативными мнениями чаще всего выступают педагоги и психологи старой школы — по их твердому убеждению, компьютер –  это зло. И до 11 лет ребенку ни в коем случае нельзя к нему подходить, а лучше – вообще до свадьбы. Иначе грозят компьютерная зависимость, клиповое мышление, отсутствие инициативы и желаний. Специалисты новой школы придерживаются иных взглядов.

«Летидор» выяснил, о чем должны знать родители, чтобы мобильные устройства приносили ребенку только пользу. Об этом нам рассказали психолог и эксперт по разработке детских интерактивных книг для планшетов.

Мнение психолога

Денис Игоревич Зеликсон, кандидат психологических наук, основатель портала PosPsy

«Однозначного мнения о пользе или вреде технологических новинок среди профессионалов нет. Хотя исследования и выявили, что гаджеты могут негативно влиять на детское поведение, не стоит забывать о том, что просмотр телевизионных программ делает детей куда более агрессивными, чем игры типа Doom или Mortal Kombat. А телевидение у нас почему-то считается менее опасным, нежели гаджеты.

Чрезмерное увлечение мобильными устройствами делает детей неуправляемыми. С другой стороны, видеоигры положительно влияют на развитие когнитивных функций – таких, как внимание или рабочая память (если ими не злоупотреблять). А еще технологии виртуальной реальности помогают детям визуализировать учебный материал и осваивать новые предметы».

Екатерина Шарыхалина, исполнительный директор Yulabook – студии по разработке детских интерактивных книг для планшетов

Помните, что гаджеты – это не няня

Допустим, в кафе собралась компания детей 3-9 лет. Атмосфера для юных гостей крайне интересная: много людей, есть укромные места, где можно спрятаться, и достаточно простора, чтобы побегать. Шарики, куча интересных предметов для украшения зала. И дети, конечно, бегают и мешают родителям отдыхать и наслаждаться общением друг с другом. И вот одна мама, которой хочется уже общаться, а не следить за дочками, бегает за ними, размахивает планшетом и кричит: «Аня! Варя! Вероника! Поиграйте в планшет! Смотрите! Тут мультики! Ералаш! Игры!». А дети и ухом не ведут. Никто не сел за планшет, потому что есть более интересные занятия.

В этом и ключ. Если родитель научился слушать и слышать ребенка, компьютер может стать мощнейшим мотиватором обучения. А если использовать компьютер как няню, когда мамы хотят заняться своими собственными «взрослыми» делами, а не отвлекаться на воспитание детей, современный гаджет действительно не даст ребенку ничего хорошего.

Рассматривайте планшет как «преподавателя»

Современная педагогика предлагает использовать новые технологии на пользу ребенку. Например, в США IT-программы для обучения и развития детей – огромная индустрия, где есть гигантские сообщества, задача которых — помочь с выбором образовательных вебсайтов и приложений для решения конкретных задач на занятиях дома и на уроке:

Компьютерные программы для детей могут стать хорошим помощником для мам и пап, которые стремятся раскрыть способности и желания своего ребенка.

В этой сфере есть много интересного:

  • Появляются отличные youtube-каналы, где детей учат через вопросы и эксперименты. И они уже есть не только на Западе, но и в России.
  • Есть целые платформы, где дети могут интересно и с пользой провести время.
  • Приложения на планшете для детей предлагают невероятное разнообразие: ребенок с помощью родителя может найти то, что его увлечет – любую тему в любой форме. Есть интересные программы, посвященные звездному небу (Star Walk ™ 2 – Звезды, Спутники и Созвездия), человеческому телу (Human Body Handbook – Tinybop), а также интерактивные книги, которые развлекают и обучают одновременно. Например, приложения «Приключения Жени и Буковки», сочетающие интересную историю и интерактивные игры: в первой книге «Где же красный?» пропал красный цвет и герои отправляются на его поиски. По пути малыши узнают, какие цвета основные и как с их помощью получить другие, какие цвета теплые, а какие холодные, как видят животные и т. д.

Защитите малыша от зависимости от гаджетов

Ребенок не уйдет с головой в компьютерные игры и соцсети, если вы будете следовать простым рекомендациям:

  • Понимайте интересы малыша и предлагайте ему и «электронные» развлечения, и самые настоящие игры и игрушки, которые можно потрогать руками.
  • Интересуйтесь не только внешними успехами ребенка – оценками в школе, разрядами в секциях и похвалой учителей и воспитателей, но и тем, чем ему нравится заниматься в свободное время.
  • Чаще разговаривайте с детьми: компьютерные технологии никогда не заменят общение ребенка с родителями.
  • Ключевая задача родителя – обеспечить ребенку безопасность во всемирной сети: блокируйте доступ ко всем нежелательным для детей сайтам.