Психология

Писать красиво нелегко: несколько способов улучшить детский почерк

Писать красиво нелегко: несколько способов улучшить детский почерк

В век электронных технологий, когда дети много печатают и водят пальцем по планшетам и смартфонам, хороший почерк стал встречаться реже. И когда современным школьникам задают сочинение или упражнения на списывание с учебника, они вздыхают: опять писать.

Как обидно, когда стараешься, выводишь букву за буквой, сдаешь тетрадь с домашним заданием, а получаешь от учителя замечания красной ручкой: «Неразборчиво», «Будь аккуратнее», «Обрати внимание на почерк». В век электронных технологий, когда дети много печатают и водят пальцем по планшетам и смартфонам, хороший почерк стал встречаться реже. Многие пособия составлены так, что ученикам нужно лишь добавлять в задание пропущенные слова, а не копировать в тетрадь предложения целиком. И когда современным школьникам задают сочинение или упражнения на списывание с учебника, они вздыхают: опять писать.

Прежде всего, успокойте ребенка, который сидит над тетрадью в расстроенных чувствах, и скажите что каллиграфический почерк – это, конечно, здорово, но бывает он далеко не у всех. Неидеальный почерк не мешает многим ученым и творцам становиться знаменитыми и успешными: убедитесь в этом, посмотрев в интернете примеры писем известных писателей и художников. Однако разборчивый, почерк в школе, особенно начальной, влияет на оценки. Ребенку и самому нравится смотреть в чистую тетрадь, и у окружающих от аккуратного почерка остается приятное впечатление. Поэтому в наших интересах следить за почерком детей и подбирать для них упражнения на совершенствование письма.

Что может помочь научить красиво писать?

186457386.jpg

Хорошая ручка

Большинство людей подтверждают: почерк зависит от ручки, которой они пишут в данный момент: шариковая, гелевая или перьевая ручки меняют стиль письма, если какую-то из них человеку приятнее держать в руке. Рассмотрите в канцелярском магазине ручки с разными корпусами: тонкие, широкие, трехгранные, ребристые – пусть ребенок потренируется на листке бумаги и найдет свою по тактильным ощущениям ручку. Для многих важен и цвет стержня: кому-то радуют глаз голубые и тонкие линии, а другим нравится стержень потолще насыщенного, фиолетового цвета. Чтобы научиться правильно держать ручку, приобретите письменные принадлежности – ручку и карандаш – со специальными выемками. Пальцы быстро запомнят правильное расположение, и, потренировавшись, ребенок без проблем перейдет на обычные ручки.

Удобная поза

Сколько бы ни твердили учителя и родители о важности правильной осанки, дети все равно склоняются над партой. В результате возникает напряжение в мышцах, рука затекает и болит. Не уставайте следить за детской осанкой и правильной посадкой. В школе ребенок спешит за одноклассниками и учителем, поэтому рука быстро устает, а буквы пляшут. В домашних условиях есть возможность не торопиться. Перед выполнением письменных работ предложите «разбудить» руки: пусть ребенок помнет пластилин, сделает массаж пальцев. Если кисть устает во время письма, можно потрясти ее, размять плечи, сжимать и разжимать кулачки под ритм известного стишка «мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

Старые добрые прописи

Сочетайте классические прописи, в которых ребенок должен обводить палочки, крючки и спирали, и красочные игровые пособия с интересные заданиями: нарисовать завитушки на бороде у Деда Мороза, полить из лейки цветы с помощью струй-пунктиров, обвести узоры на платье принцессы. Чем больше ребенок натренируется в прописывании простых форм – диагоналей, округлостей, спиралей, тем лучше ему будут даваться буквы и их связки. Предложите писать в прописях цветными карандашами или ручками с разноцветными стержнями – для домашних занятий такие вольности вполне допустимы.

Развиваем мелкую моторику

Чем лучше ребенок захватывает мелкие предметы – пуговицы, бусины, камешки и ракушки – тем проворнее станут его пальцы, а рука будет меньше уставать при письме. Лепите из глины и пластилина, собирайте паззлы и мозаику, играйте с лего, сортируйте содержимое детской копилки на монеты разного достоинства. И, конечно, рисуйте и раскрашивайте. Приобретите мягкие цветные карандаши (можно акварельные), на которые ребенку не придется сильно нажимать и напрягать руку.

200380639-001.jpg

Пишем по воздуху. Напишите пальцем или ручкой в воздухе короткое слово так, чтобы ребенок следил взглядом за вашей рукой и это слово отгадал. А потом поменяйтесь: попросите ребенка писать медленнее и шире, чем в тетради – так и ему, и вам будут понятны движения рук, а ребенок их заодно и отработает.

• Придумай автограф. Предложите детям представить себя кинозвездами, любимыми мультгероями или литературным персонажами. Какую бы подпись они для себя придумали, чтобы раздавать автографы для поклонников?

• Точная копия. Посмотрите в интернете примеры разных почерков и предложите ребенку скопировать пару строк текста, который ему нравится. Дети, особенно в 10-12 лет, любят меняться и примерять на себя новые образы, это задание может им прийтись по душе.

• Пишем сладким кремом. Тренировать письмо можно не только ручкой, но и палочкой на песке, пальцем на запотевшем стекле, веточкой на снегу. Предложите ребенку необычную идею – написать на торте слово сладким кремом с помощью кондитерского мешка.

• Письменные задания. Пишите друг другу записки, назначьте ребенка ответственным за составление списка покупок, предложите ему записывать главное событие своего дня в личном дневнике. Решайте вместе кроссворды, рисуйте лабиринты – чем больше ребенок будет работать с буквами и линиями, тем больше практики получит.

• Курсы каллиграфии. Каждому хочется сделать что-нибудь необычное, чтобы окружающие ахнули. Может быть, свиток или грамота, подписанная вязью, вызовет у одноклассников и учителей удивление и восторг. Предложите детям посетить пробное занятие на курсе каллиграфии и попробовать овладеть этим необычным мастерством. Обязательно поговорите с классным руководителем о том, что вы работаете над улучшением почерка, чтобы учитель был мягче в своих оценках и относился к проблеме с пониманием. Хвалите ребенка за прогресс и не показывайте огорчения, если у него пока плохо получается. Дети сильно переживают, если расстраивают родителей, и их психологические состояние напрямую отражается на красоте письма. Больше всего им хочется перестать стесняться своих неровных букв и без ужаса ждать уроков, на которых нужно много писать. Воодушевите их и напомните о том, что Москва не сразу строилась: вы видите, что дети тренируются и работают над собой, а значит, хорошие результаты не заставят себя ждать.