Первые победы: что может малыш в 2,5 месяца
Многие неопытные родители склонны полагать, что в первые месяцы жизни ребенок ничего не умеет и ничему не учится, однако это не так. Даже в 2-3 месяца малыш активно постигает мир, ежедневно совершает новые открытия и исследует свое окружение. Летидор поможет разобраться в том, что же должно получаться у крохи в этом возрасте и как помочь ему развиваться.
Физическое развитие
Большую часть суток ребенок все еще проводит лежа на спине, однако заметить изменения в его подвижности уже можно. Основными достижениями этого периода развития являются:
– Умение осознанно поворачивать голову из стороны в сторону;
– Сгибание и разгибание ладоней, захват и удерживание легких предметов или пальца взрослого всей ручкой;
– «Обнаружение» и рассматривание рук;
– Кратковременные подъемы и повороты головы при лежании на животе;
– Автоматическое «шагание» или прыгание при поддержке за подмышки.
Развивать ребенка в этом возрасте нужно с помощью массажа, гимнастики, занятий на фитболе, регулярных выкладываний на живот. Особое внимание стоит уделить развитию хватательного рефлекса, вкладывая в детскую ручку различные предметы или предлагая ему дотянуться до игрушки. Это разовьет также координацию движений и позволит ребенку лучше соотносить визуальный ряд с осязанием.
Новорожденный в семье: что чувствуют старшие дети?
Конечно, назвать звуки, издаваемые малышом этого возраста, полноценной речью нельзя, однако назначение они имеют то же самое, что и слова взрослых. С помощью гуления, криков и начинающегося лепета кроха старается донести до мира свои эмоции и потребности.
В первой половине третьего месяца жизни малыш может выкрикивать или тянуть отдельные гласные, а через 2-3 недели начнет объединять их с согласными, и скоро придет к долгожданному «агу». Развивать этот навык необходимо, вычленив из лепета любимый звук ребенка и произнося его, пытаясь втянуть чадо в «разговор». Постепенно можно включать новые гласные в занятия и произносить их разными способами (громче/тише, протяжно/коротко).
Невербальное общение с матерью по-прежнему является для ребенка основным, он улыбается, утихает на руках или у груди, может спонтанно смеяться или хныкать, выражая эмоции мимикой. Как правило, к этому возрасту родители уже начинают понимать, чего же хочет их отпрыск в данный момент.
Зрительные навыки ребенка за прошедший с рождения срок изрядно усовершенствовались и теперь он способен не только видеть, но и анализировать увиденное. Он следит за лицами мамы и папы, способен по 30-90 секунд рассматривать незнакомые предметы, попавшие в поле его зрения, следить глазами за неспешно передвигаемыми игрушками.
Теперь он точно повернет голову, когда один из родителей появится рядом и заговорит с ним, или будет наблюдать за перемещением членов семьи.
Начинающим родителям: 7 популярных мифов о новорожденныхдетях
Вес грудничка: опровергаем таблицы
Слух ребенка также изрядно улучшается. После 2 месяцев малыш начинает реагировать на звуки, искать их источник и поворачивать голову в его сторону. Реагирует на обращенные к нему слова и фразы, выделяет мамин голос и манеру общения.
Поспособствовать активному развитию слуха могут звучащие игрушки, колокольчики, погремушки с негромкими, мелодичными голосами, а также живое общение. Постарайтесь побольше говорить с ребенком, причем не сюскайте и не коверкайте слова. Одевая или купая его, всегда объясняйте, что именно вы делаете, это расширит пассивный словарный запас.
Для осознания малышом своего тела и установления причинно-следственных связей хорошо подойдут носочки с колокольчиками или маленькими погремушками.
Постарайтесь избегать игрушек с громкими электронными звучаниями и не пугать ребенка криками или громкой речью.
У ребенка 2,5 месяцев еще не так много способов познавать мир, однако и тех, что есть, достаточно для первых развивающих игр. Уделяйте внимание осязательным, слуховым и зрительным ощущениям ребенка.
Купите или сшейте ему небольшие игрушки с различными поверхностями (шелк, плюш, бархат, лен), наполните их мягкой тканью, шариками, зерном, горохом, соломой и другими натуральными материалами и почаще давайте ребенку в руки.
В разговоре с ним издавайте различные звуки, пойте песенки или наигрывайте несложные мелодии на разных инструментах (дудочке, ксилофоне). Покажите ребенку неваляшку и несколько легких погремушек с разными типами звучания, не забывайте вешать над кроваткой или коляской колокольчики и шарики, за которыми малыш будет следить взглядом, а чуть позже и тянуться к ним.
Старайтесь показывать ребенку не только игрушки, но и предметы быта, например, ложку, венчик, мочалку или яркий платок. Развешивайте на стенах кроватки и комнаты яркие картинки с четкими контурами и минимумом деталей, обращайте на них внимание ребенка, раз в 7-10 дней меняя изображения.
И главное, помните, что все дети индивидуальны и этапы их развития могут не совпадать с общепринятыми нормами. Однако если вам кажется, что малыш в 2,5 месяца не делает ничего из перечисленного, лучше обратиться к педиатру, чтобы решить возможные проблемы на самом раннем этапе.