Папа-школа: клуб для будущих отцов
«Папа-школа» — это проект для мужчин, которые не просто готовятся к отцовству, но и стремятся к активному и ответственному родительству. Эти папы изучают массаж, чтобы поддержать жену во время родов и знают как пеленать ребенка и кормить его из бутылочки. Впрочем, на этом их знания не заканчиваются.
По логике вещей, казалось бы ничего удивительно или необычного в этом нет, но практика показывает, что мужчин с такой жизненной позицией далеко не так уж и много. Впервые «Папа-школа» появилась в Швеции, затем идея подготовки мужчин к отцовству нашла свое развитие в других странах. В Петербурге «Папа-школа» существует около пяти лет и за это время она закрепилась на законодательном уровне, войдя в концепцию семейной политики города, как форма работы с семьей. О причинах популярности мужского проекта, о работе «Папа-школы» в России, и о том, как помочь мужчине стать активным и ответственным отцом «Летидору» рассказал руководитель проекта в Санкт-Петербурге Сергей Захаров.
— «Папа-школа» — это клуб для мужчин, которые готовятся к рождению ребенка. Здесь можно обсудить различные вопросы, начиная от того, как поддержать жену во время беременности до того, как обустроить дом, готовясь к появлению малыша, рассказать о своем опыте отцовства, поделиться своими впечатлениями о совместных родах. Одним словом, это пространство для свободного общения будущих отцов, созданное для того, чтобы поддержать мужчин на пути отцовства, показать, что волнения и хлопоты, связанные с появлением ребенка, есть в каждой семье, и у всех они примерно одинаковые. Такой взаимный обмен информацией поможет мужчине стать более увереннее в своей позиции, а значит и стать более вовлеченным в отцовство. В этом и заключается наша основная задача — воспитание ответственного отцовства.
И те папы, которые к нам приходят, они уже на 99% ответственные отцы, потому что прийти на «папа-группу» это уже большой серьезный шаг. К тому же, клубы для пап еще не так широко распространены, поэтому каждый мужчина, кто пришел в группу, и его опыт, для нас уникальны.
— Но ведь можно пойти на курсы по подготовке к родам вместе с женой и там задать все интересующие вопросы? — Эти курсы ориентированы в большей степени на женщин, что, в принципе, естественно и нормально. В клубе для беременных мужчина практически всегда на вторых ролях, он в большей степени наблюдатель, не всегда может задать вопрос, которой его волнует. Но ведь он, также как и мама, нуждается в подготовке к отцовству. И «Папа-школа» стремиться изменить эту ситуацию, помочь мужчине максимально включиться в подготовку к родам, сделать его участие не вторичным, а равным.
К тому же будущему папе, если он хочет пообщаться на предмет отцовства, самостоятельно найти хотя бы второго такого «беременного» папу достаточно сложно. И тут «папа-группа» приходит на помощь.
— Что обычно волнует «беременных» отцов? — Совместные роды, выбор роддома, всегда обсуждаются нюансы беременности, как реагировать на перепады настроения жены, очень интересны первые дни жизни ребенка. В связи с этим некоторые занятия ведет профессиональный педиатр, он работает с нами уже три года. Его занятия интересны и пользуется популярностью, у нас есть кукла и памперсы, чтобы увидеть все «в живую». Также всегда с интересом обсуждается тема обустройства дома, покупки кроватки, коляски.
— Многие ли мужчины сейчас решаются на совместные роды? — В группах мужчины придерживаются разных точек зрения на этот вопрос: кто-то хочет идти, кто-то нет. Есть и те, кто еще обдумывают. Было такое, что мужчина становился папой и приходил на группу со свежими впечатлениями, рассказывал о своем опыте. Некоторые после обсуждения принимали решение в сторону совместных родов. Но были и те, кто утвердился в обратном решении. Я считаю, что прежде чем идти на совместные роды, будущий папа должен четко себе представлять, что он там будет делать. Без этого понимания он будет только мешать — и жене, и врачам.
Также, когда мы общаемся на эту тему, возникает вопрос до какой степени быть на родах. Всех пугают физиологические подробности, которые потом, вроде как, испортят всю картину. И это многих тревожит. Тогда можно проговорить, что участие папы будет до определенного момента, когда на самом деле больше всего нужна поддержка, на схватках, например. А на родах можно спокойно выйти на эти 10-15 минут. Все решаемо.
— Сколько человек занимается в «папа-группе» и где проходят занятия? — Как правило, на папа-группу приходят 5-7 человек, но даже если придут двое, то встреча состоится. Участие в щколе бесплатное. Встречу ведет модератор — человек, который знает методику работы папа-школы и умеет вести дискуссии. Кстати, он не обязательно должен быть отцом, хотя это обстоятельство желательно. Сейчас под руководством тех, кто стоял у истоков «Папа-школы» в Санкт-Петербурге, работают 4 «папа-группы». Однако, можно сказать, что идея школы ушла в народ и подобные группы открываются уже без нашего непосредственного участия.
Во многих женских консультациях города, при различных центрах помощи семьям начали открываться подобные «Папа-школы». Мы, организаторы проекта, имеем поддержку в проведении занятий каждый от своего места работы и все занятия групп мы проводим у себя на работе. Наш проект поддерживает руководство и поэтому мы имеем возможность заниматься с желающими бесплатно, получая за это зарплату в своей организации. Хотя, возможно сейчас появляются «папа-группы», которые работают на платной основе.
— Значит, вы не контролируете количество «папа-групп»? — Видите в чем дело. Мы являемся носителям методики «Папа-школы». Вместе со своими коллегами из Швеции, Украины, Польши и Белоруссии мы издали методическое пособие «Папа-школа: шаг за шагом», где подробна описана методика создания «папа-группы», причины возникновения такой формы работы и т.д. Руководствуясь этой книгой можно создать свою школу в любом городе мира. Наша задача на начальном этапе заключалась в том, чтобы максимально широко рассказать о «Папа-школе» как о методе работы. И как только мы стали активно развиваться в Петербурге, к нам практически сразу возник интерес и пристальное внимание со стороны исследователей, социологов, психологов, в общем, всех тех, кто занимается гендерными вопросами. На основе нашей работы начали делать социологические исследования, писать статьи.
Результатом такого внимания стал тот факт, что мы нашли поддержку нашего проекта на законодательном уровне. В прошлом году в Санкт-Петербурге была принята концепция семейной политики города до 2020 года, где «Папа-школа» была обозначена отдельной строкой как форма работы с семьей. А поскольку концепция является основой для работы с семьей государственных и муниципальных органов, то «папа-группы» сейчас открываются стихийно. Мы это не контролируем, да и собственно в наши задачи это не входит. Это как камень брошенный в воду. Мы развили эту идею, а дальше она нашла свое продолжение.
К тому же за эти пять лет мы создали общественную организацию, которая называется «Северный путь», где «Папа-школа» является уже одним из проектов этой организации. Интересно, что это одна из немногих форм социальной работы, которая инициировалась обществом снизу и закрепилась на законодательном уровне. Видимо идея такой школы была настолько своевременна, раз она получила свое развитие и стала востребована.
— Как вы думаете, в чем причина востребованности? — Наше российское общество строиться по традиционной модели, в том числе в отношении семьи, где мама все-таки в более активна в вопросе воспитание детей. А мы говорим о том, что папа тоже должен быть вовлечен в отцовство, потому что ребенку нужны совершенно на равных оба родителя. Сейчас в обществе есть значительные изменения, тема отцовства выходит на передний план. Например, об отцовстве все больше и больше говорят в СМИ. Даже в телевизионной рекламе образ отца стал появляться намного чаще. Возникают различные тематические журналы, такие как, например, «Папин журнал». Кстати, совместно с этим изданием мы проводим в Петербурге в этом году уже в четвертый раз Международный День отца. Он отмечается более чем в 50 странах мира в третье воскресенье июня.
Эти перемены происходят во многом благодаря общественным инициативам, в том числе и работа «Папа-школы» активизирует эту тему. А возможно люди просто созрели, стали понимать, что семья это большая ценность, чем зарабатывание денег. К тому же многие уже заработали и поняли, что деньги — это не главное в жизни, что есть более значимые ценности. Радует и то, что на изменения в обществе есть отклик со стороны государства. Все это вкупе дает, не идеальную конечно, но достаточно позитивную картину.
— В книге «Папа-школа: шаг за шагом» говориться о том, что одной из целей организации является гендерное равноправие мужчины и женщины в семье. Что вы подразумеваете под этим понятием? — Я бы к этому вопросу подошел очень аккуратно, поскольку у нас в обществе отношение к вопросам гендерного равноправия специфическое и очень разное, единого мнения на эту тему нет. Скорей всего от того, что не очень понятно, что вкладывается в понятие «гендерного равноправия». Для меня понятие равноправия рассматривается через призму интересов ребенка. Сейчас поясню. Мама несомненно проводит с ребенком больше времени, чем отец, в силу хотя бы того, что папы работают, а мамы остаются дома с детьми. Количество времени неравное, но папа может компенсировать это качеством проведенного времени, своим активным участием в жизни ребенка. Это и есть вовлеченность в отцовство.
Если рассматривать равноправие через призму ребенка, то оно будет выглядеть так: ребенок имеет право на равное внимание со стороны папы и мамы. Через призму интересов ребенка равноправие — это совершенно позитивный момент. А что касается в целом равноправия тут есть повод для перегибов, различного рода домыслов и толкований.
— Какие проекты готовятся в ближайшее время? — В планах развивать наш проект по открытию «Папа-школ». Уже есть школы в Петрозаводске, Вологде, Новгороде, Ленинградской области. Теперь мы хотим начать работу и в других города Северо-Западного региона. Также мы участвуем в российско-шведском проекте «Men in Russia-3», главная цель которого способствовать гендерному равноправию в обществе. Этот проект объединяет три российских и две шведских организации.
В рамках возможных дальнейших проектов мы планируем более масштабную кампанию, где также берем тему отцовства, но ее расширяем. Дело в том, что наши женщины также воспитывались в традиционном обществе, как и мужчины, и они тоже оказываются не готовы к активной вовлеченной роли папы. Поэтому есть необходимость более глобальной пропаганды вовлеченного отцовства, направленной не только на мужчин, но и на женщин, и на государство, т. е. перед нами по сути стоит задача изменения общественного мнения. И мы будем к ней идти, в надежде, что нам хватить сил и ресурсов.
А если подвести промежуточный итог нашей работы, то можно с уверенностью сказать, что мы в проекте «Папа-школы» сделали больше, чем изначально планировали. Основная цель была в распространении информации о нашей школе как методе работы, а у нас получилось повлиять на изменение закона. И, как результат, центры для мужчин открываются, это становиться интересно и востребовано. А также традиционно мы готовимся к проведению Международного Дня отца. В этом году он состоится 29 июня и пройдет в ЦПКиО. Приглашаем всех желающих принять участие в этом празднике!