Папа-изобретатель: как придумывать игрушки самим
Роман Равве ведет блог о детских медиа kidsapp.ru, занимается маркетинговыми исследованиями, а также воспитывает двоих детей. Старшему ребёнку четыре года, а его сестре еще только два. Благодаря тому, что работа идет в режиме фриланса, ему удается проводить с детьми 6-8 часов каждый день. Для своих детей Роман сконструировал несколько обучающих игрушек:
«Я особо не стремился изучить какие-то "методики" развития детей. Мне просто интересно работать с детьми, экспериментировать, думать над тем, как воспитать хороших людей. Открываю для себя публикации по теме в том случае, если интересует что-то конкретное – например, как дети осваивают какую-то определённую концепцию и какие есть техники. Сейчас я работаю удалённо и есть возможность половину дня проводить с детьми. Жена, закончив пединститут, продолжает получать второе образование, пишет диссертацию по антропологии. Концепции родительствования мы особо не обсуждаем, но думаю, что они не слишком конфликтуют, разве что в мелочах. Выбирая между работой и детьми, мы оба предпочли посвятить больше времени детям. По крайней мере, пока они маленькие. Первым моим изобретением для детей была шарманка. Техническую часть помогал делать товарищ Александр, он же помогал и со всеми последующими вещами. Он на несколько лет меня старше и гораздо глубже разбирается в человеческой физиологии, когнитивных способностях и самое главное в контроллерах – устройствах, которые дают возможность человеку общаться с компьютером. С самого детства Александр был погружён в научно-техническое творчество – его отец – врач-анастезиолог – снабжал ребёнка советскими наборами и конструкторами для научных экспериментов, брал с собой на работу, где сын познакомился с профессией медика, в итоге закончил мединститут и стал анастезиологом-реаниматологом. Мы знакомы с Александром больше 10 лет, но, когда я поделился своими игрушечными задумками, то даже не предполагал, что этот человек сможет и захочет выступить разработчиком и вообще станет мотором всего предприятия. Фактически, это был момент, когда Саша принял решение уйти из медицины. Он работал в клинике, которая выводила на рынок инновационный продукт – препарат с фантастическими свойствами при чрезвычайно низких побочных эффектах и себестоимостью. Однако близко соприкоснувшись с античеловечной природой коммерческой медицины, человек принял решение взять тайм-аут и переосмыслить свою роль как врача, занявшись свободным творчеством, посвятил себя экспериментам с диджейскими контроллерами. Наш первый проект начался с того, что мы купили детскую шарманку в обычном магазине, плату Arduino и ещё пару копеечных деталей. Оставалось написать пару строчек кода. Работа на пару вечеров.
wireless bookshelf from John Smith on Vimeo. Ребёнка не пришлось учить пользоваться игрушкой. Достаточно было поставить книгу на экране и дать покрутить ручку. Дальше пошёл процесс чтения. Мне важно было убедиться, что выбирая между чтением на планшете и чтением "на шарманке", ребёнок выберет шарманку. Так и получилось. Мне хотелось сделать нечто подобное диафильмам из нашего детства, чтобы смотреть всем вместе. Практически каждый знакомый моего поколения если не считает диафильмы важным опытом своего детство, то хотя бы помнит, что это. Более того, у меня в детстве были несколько необычных диафильмов со звуком, который шёл параллельно на виниловой пластинке и я помню, как это круто. Кстати, тогда мне казалось, что такие диафильмы есть у всех, но как позже выяснилось, их не было ни у кого. Сегодня ничего похожего на диафильмы на рынке нет, и мне очень жаль этого. В то же время, я вижу нишу для отличного продукта, который способен потеснить на телеэкране мультфильмы и видеоигры. Другая причина – хотелось вернуть электронным детским книгам тактильность, которая есть у бумажных. Возможность листать страницы всей рукой имеет большое значение для раннего развития и обучению грамоте. Меня беспокоит, когда дети читают с планшета. Ведь ребёнок вынужден сидеть слишком близко от экрана, а это влияет негативно как на зрение, так и на позвоночник. Если в дороге особой альтернативы планшету нет, то дома есть ещё экран ТВ и компьютера. И еще немаловажно то, что дети могут мирно смотреть книги на шарманке вместе, в отличии от чтения на планшете, когда младшая лезет тыкать экран, как только старший берёт девайс. После шарманки мы с Александром сделали Музыкальные ступеньки. Хотелось показать детям, что мелодия может подниматься вверх и спускаться вниз, как по ступенькам. Не уверен, что удалось добиться именно этого, но детям очень понравилось, особенно младшей. Самое интересное для детей было выбирать какие-то необычные компьютерные инструменты для звучания, синтетические звуки.
Следующий креатив также предназначался для возраста до двух лет. Тук-Тук шкафчик отзывается какими-то звуками в ответ на стук в дверцу. В шкафчик можно ставить различные игрушки и ребёнок должен угадывать по звуку кто там сидит. Мне интересно объяснять детям важные концепции через форму, вес, фактуру и размер предметов. Мне кажется, что современным игрушкам не хватает тактильности и слишком большой акцент ставится на визуальные свойства. Я пытаюсь совместить традиционные кубики и пирамидки с новыми медиа.
knock-knock box from John Smith on Vimeo. Сейчас технологии очень доступны и по стоимости, и по использованию, и не требуют специальной подготовки. Достаточно представлять их возможности или просто понимать, что ты хочешь сделать, чтобы объяснить это специалисту, который всё сделает за трое вечеров. Я же начал увлекаться компьютерами ещё до интернета, но собственных знаний мне хватает ровно на то, чтобы поставить человеку задачу, и самостоятельно настраивать готовый код во время экспериментов с ребёнком. Наши игрушки пустили на выставку "Детство 2014" в Москве, которая проходила в начале марта, и мы собирались отправиться туда вдвоём с Александром, чтобы показать наши изделия большим игрокам игрушечного рынка. К сожалению, на выставку я добрался с одной "Шарманкой" и без Саши, он принял решение остаться на Украине из-за резко пошатнувшейся ситуации в стране. Меня пугала перспектива оказаться в горячей точке с маленькими детьми. "Пробки", "Бусины" и "Ступеньки 2" остались лежать в полудоверешенном виде. Продолжать работу, общаясь через интернет и обмениваясь деталями через проводников поезда пока полноценно не удалось. На данный момент я пытаюсь понять, какие есть способы монетизировать готовые игрушки и полноценно заняться созданием новых. Уже получил положительные отзывы от педагогов, которые работают с детьми, и от компаний, которые поставляют развивающие пособия дошкольным учреждениям. Предполагается, что эти игрушки будут особенно полезны в коррекционной педагогике. Пытаюсь наладить мелкосерийное производство. Выпустить хотя бы несколько образцов, чтобы понять, сколько это может стоить и как это вообще делается, ведь серийное производство – это совершенно иная песня, чем единичный девайс для собственных детей. Изучаю возможности получения гранта от правительства или денег от частного инвестора. Возможно, попробуем выйти на Kickstarter, Boomstarter или другой краудфандинг. Даже, если ничего из этого не получится, будем пытаться продавать через свой сайт – судя по предварительным опросам родителей, в этом может быть смысл.