Психология

Особый внутренний мир: что надо знать о ребенке из детдома до усыновления

Пары, принявшие в семью ребенка-сироту, часто сталкиваются с его трудным характером. Рассказываем о том, что важно знать потенциальным опекунам или усыновителям перед тем, как решиться на этот ответственный шаг.

Ульяна Сорокина, психолог благотворительного фонда «Дети наши», не первый год проводит индивидуальные консультации с семьями усыновителей и психологическую работу с детьми-сиротами. Поэтому «Летидор» обратился именно к ней, чтобы узнать всё о психологии детей, оставшихся без родителей.

Ульяна Сорокина

Некоторые усыновители настолько тщательно готовятся к тому, чтобы ребенок вписался в ИХ семью, что готовы поменять фамилию, имя, отчество, данные при рождении, саму дату и место рождения. Но ребенок не является «чистым листом» — даже у новорожденного уже есть своя биография, за ним стоит история его кровной семьи, его рода.

Важно, чтобы приемные родители понимали и принимали этот факт, не пытаясь переделать ребенка «под себя».

Более зрелый подход к воспитанию ребенка-сироты — не делать из ребенка «новую личность», а помочь ему почувствовать жизнь в семье, быть готовыми поддерживать его на протяжении жизни, при этом принимая его прошлое.

Чтобы лучше понимать приемного ребенка, важно знать особенности его психологии.

Глубокая психологическая травма, о которой они могут молчать

Практически все дети-сироты пережили большое количество тяжелых психологических травм. Одна из самых первых и важных — это расставание с кровной семьей. Кроме этой, у ребенка могут быть и другие травмы — жестокое обращение, сексуальное насилие, отвержение, пренебрежение и так далее.

Важно, чтобы приемные родители принимали и понимали сложности ребенка.

Даже если он никогда не говорит и не спрашивает о своем прошлом и о кровной семье, он все равно думает об этом.

Разделяя его боль и утрату, приемные родители показывают ребенку, что ему ЕСТЬ МЕСТО В ИХ СЕМЬЕ.

Страх повторного отказа с «проверками» приемных родителей на прочность

Однажды потеряв близких, ребенок боится повторения истории. Страх повторного отказа — это страх повторно испытать предательство со стороны взрослого, крушение надежд, потеря веры в себя, новое привыкание к следующей, другой жизни, где вновь приходится бороться за выживание и стараться любыми способами обрести чувство безопасности.

Поэтому дети устраивают приемным родителям «проверки», пытаясь понять, оставят его эти взрослые или нет.

Взрослый может остаться для ребенка надежной поддерживающей фигурой лишь в том случае, если сам не будет впадать в эмоциональное состояние ребенка, а останется вне этой игры, постоянно давая понять и открыто проговаривая, что принимает ребенка и не бросит его.

Проблемы с личными границами и делением людей на «чужих» и «своих»

Понятия о границах, правилах поведения и пределах дозволенного формируются у ребенка постепенно, в первую очередь в семье.

Где-то в семье у людей общий бюджет, дочери свободно могут брать мамины вещи (косметику, украшения), а где-то у взрослых раздельный бюджет, нельзя брать вещи родителей, есть любимое кресло отца, на котором никто не имеет права сидеть.

У детей-сирот все сложнее. Опыт границ, усваиваемый в кровной семье, у ребенка может сильно отличаться от опыта детей, живущих в более «обычных» семьях.

Семейный ребенок с раннего возраста разделяет людей на «своих» и «чужих». В детском учреждении, где живет ребенок-сирота, за ним ухаживает большое количество взрослых, которые постоянно меняются. Поэтому ребенок не выделяет среди них близких.

С одной стороны, он не доверяет взрослым, с другой, пытается «добрать» любовь и ласку от всех, кто встречается на его пути.

Такой ребенок может очень легко устанавливать контакты с незнакомыми взрослыми, говорить им «ты», сразу обниматься, уходить с ними.

Проблемы с границами проявляются и в отношении ребенка к вещам. Дети, жившие в детском доме, плохо различают понятия «свое» и «чужое», могут брать чужие вещи без спроса или легко отдавать свои, меняться ими.

Проблема с самоидентификацией

Приемный ребенок принадлежит фактически к двум семьям — той, где он родился, и той, где он растет. То, что связано с кровной семьей, очень важно для ребенка. Это его корни, истоки.

Поэтому семейные психологи рекомендуют не сохранять тайну усыновления, а в доступной для ребенка форме рассказывать ему его историю.

Существование тайны создает атмосферу напряжения и обмана, в которой сложно жить и доверять друг другу.

Сложности с пониманием чувств других людей

Как и личностные границы, понимание чувств закладывается в детстве естественным образом благодаря жизни в семье. Если ребенок с рождения находится в учреждении, то ему сложно научиться понимать чувства других, так как его чувствами мало кто интересуется, а с его желаниями обычно не считаются.

Такой ребенок может также не считаться с чувствами других людей, быть резким, даже жестоким.

Могут быть трудности с выражением благодарности, умением попросить прощения.

В этом случае поможет общение с ребенком с проговариванием его и своих собственных чувств. Постепенно, маленькими медленными шажками ребенок будет учиться чувствовать себя в мире и других рядом с собой.

У приемного родителя может быть много вопросов о воспитании ребенка, и это совершенно нормально. Помощь можно получить у психологов службы сопровождения приемных семей и в благотворительных фондах, которые занимаются приемными детьми. Приемным родителям полезно найти «своего» специалиста, к которому можно регулярно или время от времени обращаться за помощью.