Один за другим: секреты воспитания детей с маленькой разницей в возрасте
Режим дня
Некоторые матери двух и более детей с маленькой разницей в возрасте могут обеспечить безбедное существование всей семье, проводя тренинги по тайм-менеджменту. Их опыт показывает, что скучное словосочетание «режим дня» позволяет лучше контролировать текущие дела и больше успевать.
• Дневной сон. Не стремитесь подстроить время дневного сна одного ребенка под другого. «Подстроенный» малыш будет испытывать дискомфорт, который станет источником постоянных капризов, истерик или плохого самочувствия. Пока один ребенок спит днем, вы можете уделить внимание другому. В этот период развивающие игры или общение принесут гораздо больший эффект, чем в ситуации, когда вы вертите головой по сторонам, не успевая отвечать на детские вопросы.
• Кормление. А вот его, наоборот, по возможности лучше сделать одновременным. Во-первых, чтобы вы не проводили весь день на кухне. Во-вторых, чтобы дети находились в поле вашего внимания, и вам не приходилось бегать из комнаты на кухню. В-третьих, вместе есть веселее, и чужой аппетит заразителен. Кладите на одну общую тарелку то, что можно есть руками. Такой нехитрый прием часто подстегивает детей к конкуренции – и они едят быстрее.
• Ожидания. Постарайтесь, чтобы никому из детей не приходилось ждать другого. Пусть каждый обязательно будет чем-то занят. Например, пока вы вытираете одного ребенка после купания, другому можно поручить выжимать губку.
• Мамина помощь. Не относитесь к старшему ребенку как к большому, а к младшему – как к маленькому. Они оба нуждаются в защите и поддержке. Поэтому, например, на детской площадке им может понадобиться ваша помощь: одному – залезть на высокую горку, а другому – выбраться из песочницы.
Занятия
Небольшая разница в возрасте позволяет одновременно заниматься с детьми чем-то познавательным и полезным. Но часто даже «лишние» 9 месяцев оказываются весьма существенным возрастным преимуществом у детей до 6 лет, когда речь идет об освоении чтения, письма, счета, навыков рисования. Так как все-таки сделать такие занятия интересными для обоих детей?
• По-разному используйте материал для занятий, в зависимости от возраста ребенка. Например, пока старший составляет слова из букв магнитной азбуки, младший может сортировать эти буквы по цветам.
• Чаще просите старшего помогать младшему, если нужно что-то прочесть, сосчитать или написать. Таким образом, у первого будут закрепляться полученные навыки, а второй сможет непроизвольно запомнить полезную информацию.
• Выбирая книгу для чтения на ночь или мультфильм, обращайте внимание детей на разные аспекты. Например, старшего могут заинтересовать отношения между героями, а младшего – смешные повороты сюжета.
• Не сравнивайте успехи детей во время занятий. Даже если младший схватывает объяснения быстрее, воздержитесь от назиданий в адрес старшего. Важно организовать игры таким образом, чтобы оба ребенка соревновались с вами, а не друг с другом.
Отношения
Логика подсказывает, что у детей с разницей до 3 лет больше точек пересечения интересов, чем у других братьев и сестер. Однако желание быть самым умным, красивым, интересным и смешным для мамы и папы – естественное биологически заложенное стремление любого малыша. Поэтому не боритесь с конкуренцией между детьми, а создавайте такую атмосферу в семье, в которой у каждого из них будет своя роль. При этом важно, чтобы роли были равноценными. К сожалению, во многих семьях одного ребенка «назначают» умным, а другого – «без особых способностей», добрым и жадным, красивым и «обычным» и т. д. Отталкивайтесь от того, что любит каждый из детей, и тогда у них появятся совсем другие роли: например, «помощник» и «организатор». Во время детских ссор также лучше соблюдать нейтралитет, не вставая на сторону кого-то из детей.
• Попробуйте сместить акцент с взаимоотношений детей на собственные чувства. Признайтесь им, что вам больно смотреть на их ссоры. Приведите пример: «Когда вы ругаетесь, мне так же грустно, как и вам, когда мы с папой/мамой ссоримся».
• Не требуйте от детей, чтобы они «сами разбирались». Поскольку малышам трудно понять мотивы и чувства оппонента, и они не знают, каким образом избежать агрессии. Показывайте личный пример и комментируйте, что и как нужно сделать. Разрешение конфликтов - такой же навык, как умывание или одевание, и его освоение требует участия родителей.
• Старайтесь чаще напоминать детям о том, что они – родные друг другу люди, и должны стараться сохранить свою привязанность до глубокой старости. Например, вы можете понизить привлекательность объекта разногласий: «Неужели какая-то конфета для тебя дороже брата?».
• Возьмите на себя функцию «гаранта» выполнения достигнутых договоренностей. Чаще всего это требуется в тех случаях, когда нужно соблюдать очередь в игре или в выполнении домашних обязанностей.
• Не отчитывайте ребенка при брате или сестре, даже если он виноват. Позвольте сыну или дочери сохранить достоинство в непростой для него момент.