«Мысль семейная»: был ли счастлив Самуил Маршак как муж и отец?
3 ноября (по новому стилю; 22 октября – по старому) 1887 года в семье воронежского мастера мыловаренного завода Якова Маршака и домохозяйки Евгении Гительсон родился мальчик. Ребенка назвали Самуилом, и хотя все его братья и сестры были незаурядно одарены, именно ему своим литературным талантом суждено было прославить древний еврейский род Маршаков. Как позднее отметил Самуил Яковлевич в автобиографии, сочинять стихи он начал еще до того, как научился писать. Маленький Сема – так называли его близкие и друзья семьи – постоянно придумывал увлекательные истории, на лету подхватывал начало каких-нибудь приключений, о которых в шутку рассказывали старшие, и придумывал им развитие и яркий финал. Нередко его сочинение получалось рифмованным. Гимназические учителя также поощряли интерес юного вундеркинда к языкам и изящной словесности.
Судьбоносным для творческого становления Маршака стал переезд семьи в 1902 году в Петербург. Здесь литературный дар юноши заметил известный критик и искусствовед Владимир Стасов. Он помог начинающему поэту стать вхожим в столичный круг писателей и художников, познакомил его с Максимом Горьким – тот не раз принимал в судьбе Маршака самое деятельное участие, защищал от нападок идеологически одержимых сочинителей и рецензентов. Позднее точно так же маститый поэт будет выступать в защиту опальных Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Александра Твардовского и других деятелей советской литературы.
Стихам все возрасты покорны
Публиковаться Самуил Яковлевич Маршак начал с 1907 года. У него есть немало «взрослых», серьезных по тематике произведений: сатирические стихи и эпиграммы, философская лирика, автобиографическая повесть «В начале жизни», сборник эссе о поэтическом мастерстве «Воспитание словом», поэтические переводы Уильяма Шекспира, Джона Китса, Роберта Бернса, Уильяма Блейка, Уильяма Вордсворта, литературно-критические статьи. Но, конечно, прежде всего он любим несколькими поколениями читателей как автор и переводчик замечательных стихов, песен, сказок и пьес для детей. Книжки «Усатый-полосатый», «Детки в клетке», «Где обедал, воробей?», «Кошкин дом», «Теремок», «Дом, который построил Джек», «Робин Бобин», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» можно найти, пожалуй, в каждом доме на постсоветском пространстве, и передаются они от родителей к детям и внукам.
Мир произведений Маршака светлый, теплый, радостный, гармоничный. На его страницах дети и зверята играют и шалят, получают представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, а взрослые учатся быть более мудрыми, заботливыми и терпеливыми. А поскольку творчество писателя в той или иной мере отражает его жизнь, его взгляды на мир и отношения с людьми, предлагаем чуть больше узнать о мысли семейной Самуила Маршака: был ли он счастлив как сын, брат, муж и отец?
Самуил Маршак в детстве (на фото – слева)/ Фото: из архива
Юные годы будущего мэтра советской детской книги без преувеличения можно назвать золотыми. Большая семья Маршаков не считалась богатой, но и не бедствовала. Отец был кумиром детей: они восхищались его силой воли, чувством справедливости, даром рассказчика, энциклопедичностью знаний – Яков Маршак слыл талантливым химиком-самоучкой, хорошо разбирался в русской и зарубежной литературе и отпрыскам привил любовь к чтению. Мать создавала уют в доме, заботилась о тепле и хлебосольности семейного очага, помогала сыновьям и дочкам понять, что значит быть порядочным человеком, жить по совести. В автобиографической повести «В начале жизни» Маршак признается, что был сорванцом, как и многие мальчишки:
«Признаться, я очень редко бывал «хорошим мальчиком». То ввязывался на дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. В раннем детстве я не ходил, а только бегал – да так стремительно, что все хрупкие, бьющиеся вещи как будто сами подворачивались мне под руки и под ноги».
И в детстве, и в последующие годы Самуил Маршак, его братья Моисей (старший) и Илья (младший) и сестра Лия были друг другу лучшими друзьями и опорой во всем. В гимназические годы, когда семья уже жила в Петербурге, они какое-то время выпускали рукописный юмористический журнал «Черт знает что», одним из авторов которого числился поэт Саша Черный. Когда не стало их отца, роль главы семейства на себя взял Моисей Яковлевич. Он был высококвалифицированным экономистом, а Илья и Лия пошли по стопам Самуила – стали писателями. Чтобы не соперничать со знаменитым средним братом, они публиковались под псевдонимами М. Ильин (имя не расшифровывалось) и Елена Ильина. Об Илье сохранилось такое высказывание Самуила Яковлевича: «Младший брат, друг и литературный крестник».
Самуил Маршак с женой и дочерью Натаниэль / Фото: из архива
В 1911 году Самуил Маршак вместе с группой еврейской молодежи отправился в длительное путешествие по Ближнему Востоку. В качестве корреспондента петербургской «Всеобщей газеты» и «Синего журнала» он посетил Турцию, Грецию, Сирию и Палестину. В этой поездке Маршак познакомился со своей будущей женой Софьей Михайловной Мильвидской. 13 января 1912 года в Петербурге они поженились, а в конце сентября того же года уехали в Англию. Это не было свадебное путешествие в привычном его понимании. Вот что пишет Самуил Яковлевич:
«В самом начале 1912 года я заручился согласием нескольких редакций газет и журналов печатать мои корреспонденции и уехал учиться в Англию. Вскоре по приезде я и моя молодая жена, Софья Михайловна, поступили в Лондонский университет: я – на факультет искусств (по-нашему – филологический), жена – на факультет точных наук.
Так как литературных заработков нам едва хватало на жизнь, мне с женой довелось жить в самых демократических районах Лондона: сначала в северной его части, потом в самой бедной и густонаселенной – восточной, и только под конец мы выбрались в один из центральных районов поблизости от Британского музея, где жило много таких же студентов-иностранцев, как и мы. А на каникулах мы совершали пешие прогулки по стране, измерили шагами два южных графства (области) – Девоншир и Корнуолл».
Любопытная деталь, которая многое говорит о том, как взаимодополняли друг друга характеры супругов: он выбрал гуманитарную стезю, она – точные науки. Друзья семьи в своих воспоминаниях подтверждают это впечатление. Выдающийся советский физиолог Алексей Сперанский в 1930-е сказал: «Тем, что Маршак осуществился Маршаком, мы обязаны Софии Михайловне». Она была более сдержанной по темпераменту, организованной, рациональной в поступках, но при этом оставалась на протяжении 42 лет брака и музой, и любимой женщиной своего знаменитого избранника, не превратившись в его литературного секретаря.
24 сентября 1953 года Софьи Михайловны не стало, и безутешный муж посвятил ее памяти такие строки:
Колышутся тихо цветы на могиле
От легкой воздушной струи.
И в каждом качанье негнущихся лилий
Я вижу движенья твои.
Порою печальна, подчас безутешна,
Была ты чужда суеты
И двигалась стройно, неслышно, неспешно,
Как строгие эти цветы.
Иммануэль Маршак с родителями / Фото: из архива
В последний год пребывания в Англии (1914-й) у четы Маршаков родилась дочь Натанэль. Но с девочкой случилось несчастье: в 1915-м, когда молодая семья уже вернулась в Россию, в родительский дом под Воронежем, ребенок опрокинул на себя кипящий самовар и скончался от ожогов. В 1946-м на 21-м году жизни умер от туберкулеза сын Яков.
Родительское счастье Самуил Яковлевич и Софья Михайловна обрели в сыне Иммануэле, который родился в 1917 году. Он объединил в себе лучшие качества деда, отца и матери: Иммануэль Маршак известен и как ученый-физик, лауреат Сталинской премии (1947) за разработку способа аэрофотосъемки, и как блестящий переводчик – ему принадлежит перевод романов Джейн Остин «Гордость и предубеждение» и «Нортенгерское аббатство» на русский язык. Самуил Яковлевич любил пошутить, втайне, конечно, восхищаясь сыном: «Очень способный! Лауреат Лауреатович! Днем он физик, а по вечерам и по ночам – литератор». Домашним прозвищем Иммануэля было трогательное имя Элик.
«Мой милый мальчик Элик,
Посылаю тебе это письмо воздушной почтой. Я опущу его в маленький ящик на углу, и сегодня же аэроплан понесет его в Ленинград...»
Из письма С. Я. Маршака 8-летнему сыну Иммануэлю
Воспоминания Иммануэля Самойловича о детстве очень похожи на воспоминания его отца: оно было столь же теплым, полным любви, заботы, знакомств с интересными людьми и книгами. Когда знаменитого литератора не стало (Самуил Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище), сын занимался систематизацией его творческого наследия, поддерживал отношения с людьми из ближнего круга отца – деятелями литературы и искусства.
В 1977-м Иммануэля Маршака не стало, но знаменитый род и его традиции продолжаются тремя сыновьями Иммануэля Самойловича и их отпрысками.