Психология

Московский педагог года-2014: конкурс начался

Московский педагог года-2014: конкурс начался

Каждый год в Москве проводится конкурс на звание лучшего педагога года. Все педагоги столицы имеют возможность принять участие в московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы - 2014». "Летидор" расспросил нескольких из победителей прошлогоднего конкурса об их педагогической роли.

1 ноября под девизом «Москва - столица образования и культуры» стартовал Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы – 2014». В традиционных трех этапах конкурса может принять участие любой педагог вне зависимости от возраста и стажа работы, и это не только учитель средней школы, но и воспитатель, студент, классный руководитель, социальный педагог, мастер производственного обучения, педагог-психолог, педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для участия в конкурсе и его сопровождения создан сайт, на котором все желающие смогут не только наблюдать за проведением конкурсных испытаний, но и принять участие в выборе «Педагога года Москвы» 2014 года. 

А нам удалось побеседовать с учителем химии и с учителем истории, победителями прошлогоднего конкурса, и задать им несколько вопросов: 

  1. Какими качествами должен обладать сегодняшний учитель?
  2. Какая педагогическая школа вам ближе всего (по духу, по стилю преподавания), и почему?
  3. В чем самая важная педагогическая задача, на сегодняшний день?
  4. Чему нужно учить сегодняшних детей 5 ключевых навыков?
  5. Как думаете, почему Вас и ваш предмет любят дети?

Яна Игоревна Иванцова: учитель химии

Учитель химии ГБОУ СОШ с углубленным изучением математики №1360 г. Москвы

Современный учитель должен быть активным учеником. В условиях быстро меняющегося мира, постоянно обновляющейся информации нужно учиться каждый день, постоянно совершенствоваться, искать новые решения. Из всех педагогических школ мне близко развивающее обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.). Я считаю, в современном постоянно меняющемся мире нет смысла в простой передаче знаний от учителя к ученику. Всему научить невозможно, и я стараюсь развивать у учеников способности к самостоятельному познанию. А это эффективно в условиях сотрудничества. Важно уметь ориентироваться в огромном потоке информации, отбирать и грамотно использовать необходимую информацию, обобщать и делать выводы, видеть и предлагать решение проблемы, способность к коммуникации (коммуникативные навыки) - вот что важно формировать и развивать у современных школьников. Химия - загадочная наука, а все таинственное вызывает интерес. С помощью химических знаний можно многое понять и объяснить. Кроме того, экспериментальная деятельность на уроках и внеурочных занятиях, практическая направленность занятий позволяют применять теоретические знания (ученикам становится понятно, зачем изучать все эти сложные формулы и уравнения).

DSC_0324.JPG

к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МПГУ, г. Москва

Есть три принципиально важных качества для преподавателя истории: критическое мышление, любознательность и честность. Все эти качества важны для любого педагога, но специфика истории как науки, с ее политизированностью, высокой степенью субъективности и множеством методологических подходов, вынуждает преподавателя развивать в себе и своих учениках навыки критического анализа, быть открытым в суждениях по спорным историческим вопросам и бесконечно любознательным, поскольку у знания нет границ.

Выбрать одно педагогическое направление и его придерживаться, означало бы поставить себя в определенные рамки. Методические и педагогические концепции и приемы должны сообразовываться со стоящими перед педагогом задачами. Сегодня характер этих задач меняется столь же стремительно, как и наше общество. Однако, на сегодняшний день мне близка деятельностная педагогика, но я в равной мере ценю и учитываю антропологический, системный и другие подходы.

Чему учить сегодняшних детей? Я постоянно говорю о том, что прежде всего современного ученика или студента необходимо научить учиться. В условиях современного общества важно уметь быстро обновлять багаж знаний, знать как оптимально выстроить свой образовательный вектор. И даже если мы говорим о воспитательной стороне педагогики, то и здесь эта задача оказывается одной из центральных, поскольку, только обладая самостоятельным мышлением, человек может достигнуть постконвенционального уровня нравственного развития.

Сегодняшним детям необходимо учиться анализировать и синтезировать информацию, творчески мыслить, этически оценивать любые данные, слышать других (слышать других - это основа коммуникативных навыков. 

Если говорить о моем предмете,  история дает удивительный простор для познавательной и исследовательской деятельности. Занимаясь историей, студент может изучать бесконечное множество сфер общественной жизни: экономику, искусствоведение, политологию и т.д. Не стоит также недооценивать романтизм тайн и загадок, таящихся в глубине веков. Что же касается отношения студентов ко мне, то я отношусь к ним с уважением, как к коллегам и они это ценят.