Мифы и факты о единственных детях
Единственный ребенок – избалованный, эгоцентричный, маленький командир, который сложно сходится с другими детьми, одинокий малыш, мечтающий о большой семье. Эти стереотипы преследуют единственных детей чуть ли не с пеленок и до самой старости. Не важно сколько тебе лет, если ты «один в семье», будь готов время от времени услышать что-нибудь вроде: «Ах, да ты же единственный ребенок» или «Это потому, что ты единственный ребенок», а еще лучше «ободряющее»: «А ты не похож на единственного ребенка». Кажется, что любая проблема в отношениях и особенность характера может быть «объяснена» таким способом.
«Научный миф»
Как известно, мифы безумно живучи. Стереотипам о единственных детях уже не одна сотня лет. Кто и когда сделал соответствующие выводы о характере детей, у которых нет братьев и сестер, не известно, но думаю многие из нас «несчастных одиночек» хотели бы посмотреть на этого человека. Говорят, дыма без огня не бывает, но не стоит путать стереотип с народной мудростью – это разные вещи. Мудрость – описывает действительность, стереотип – пытается подогнать ее под себя.
Впрочем, многие мифы имеют «научную» подоплеку. «Быть единственным ребенком – уже само по себе заболевание», – написал американский психолог, доктор философии Гарвардского университета Стэнли Грэнвилл Холл, в своей работе под воодушевляющим названием «Об особенных и выдающихся детях» («Of Peculiar and Exceptional Children”). Стоит обратить внимание на дату публикации этого труда – 1896 год. Прошло уже более ста лет, а единственные дети 21го века продолжают сталкиваться с точно такой же точкой зрения.
Конец XX века был отмечен бумом «малых семей», количество единственных детей резко возросло во многих странах мира. Последние 30 лет ученые активно изучают, как характер, так и особенности социализации единственных детей. Эти исследования наглядно показывают насколько многие мифы не имеют ничего общего с действительностью. Доктор Сьюзан Ньюман, социальный психолог и автор многих статей и книг по детской психологии и воспитанию, опубликовала результаты своих исследований, которые она проводила в течение почти 10 лет, в книге под названием «Дело о единственном ребенке». «На формирование характера и личностных качеств ребенка влияет в первую очередь не количество детей в семье, а методы и стиль воспитания, которых придерживаются родители», – пишет доктор Ньюман.
Большинство людей уверенны, что единственный ребенок просто обязан быть капризным и избалованным. А как же иначе? Ведь кроме него у родителей никого нет. Значит стоит ему поднять пальчик, как мама с папой уже бегут на «задних лапках» и готовы весь мир сложить у ног своего сокровища, если только у них будет такая возможность. Думаю, что многие «единственные дети» не отказались бы иногда от такой шикарной жизни, но к сожалению, это миф и в реальности все гораздо сложнее.
Избалованными дети становятся не у тех родителей, которым больше не на кого излить свою любовь, а у тех, которые не умеют устанавливать границы для ребенка, и правильно выражать свою любовь, а не превращать детей в поле для удовлетворения собственных скрытых потребностей и комплексов. Когда Китай принял политику «Одна семья – один ребенок», многие опасались, что через пару десятков лет в стране вырастет целое поколение «маленьких императоров». Однако, ничего подобного не произошло.
Доктор Ньюман считает, что оснований полагать, что единственные дети более избалованы на самом деле нет. Зато стереотип уверенно делает свое дело и если капризничает ребенок, у которого есть брат или сестра, он считается просто своенравным, но стоит единственному ребенку проявить тоже качество, как окружающие тут же многозначительно закивают головами и объявят: «Он избалован ПОТОМУ, что он один».
Пожалуй, самый главный момент, о котором часто забывают – это то, что далеко не все единственные дети растут в благополучных семьях. Забытых и заброшенных детей, на которых родители не обращают особого внимания потому, что нет времени, сил, денег или желания среди единственных детей также много, как и среди любых других.
Зато дети, не имеющие братьев и сестер, чаще не понаслышке знают, что такое гиперопека, завышенные ожидания и постоянное давление родителей. И только им известно, как тяжело переносить все эти родительские недостатки, когда они направлены только на одного человека, просто потому, что больше не на кого.
Согласно распространенному представлению – раз в семье нет больше детей, ребенок будет расти с убеждением, что мир создан для того, чтобы вращаться вокруг него. Доля правды в этом есть. У единственных детей действительно в чем-то больше свободы в доме, потому что им не приходится делить пространство с братьями и сестрами, отстаивать свои вещи. Но при этом дети, у которых есть братья и сестры, могут быть даже более склонны к конфликтам и «командирству», если их жизнь дома проходит в постоянной борьбе за «свое». С другой стороны, тоже самое пространство можно делить и с родителями. И хотя мама с папой вряд ли будут претендовать на игрушки и книжки, это еще не значит, что весь порядок в доме подчинен ребенку. Да и с ревностью единственным детям тоже нередко приходиться сталкиваться. Если муж ревнует жену к детям, это всегда сложности в семье. Быть единственным ребенком в такой ситуации особенно непросто.
С другой стороны исследованиядоктора Сьюзан Ньюман и группы ученых из Университета штата Огайо показали, что количество детей в семье не влияет на способности ребенка к социализации. Единственные дети в довольно раннем возрасте понимают, что «фокусы», которые могут пройти безнаказанно с родителями, не будут восприниматься также вне дома. Кроме того, у таких детей нет друзей и товарищей для игр «по рождению», поэтому они особенно хотят быть принятыми среди сверстников. Попытки диктовать свои правила скорее всего приведут к изоляции. Чтобы этого избежать дети быстро учатся корректировать свое поведение вне семьи.
На самом деле абсолютно все дети ведут себя эгоистично в тот или иной период своего развития. Это нормальный этап в жизни человека. Проблемы начинаются тогда, когда «этап» превращается в перманентное состояние. «Эгоизм – означает, что вы противопоставляете себя другим», - говорит профессор педиатрии и психиатр доктор Роберт Вуд. Способность замечать других людей, сопереживать и реагировать на их потребности должна воспитываться родителями с самого раннего детства. «Хроническим» эгоистом может стать любой ребенок, если его не научат видеть других и уважать не только свои, но и чужие потребности.
Считается, что единственный ребенок больше привязан к родителям и отношения с ними чаще имеют тенденцию превращаться в зависимость. Это правда только отчасти. А как известно, самая опасная ложь – та, которая смешана с долей правды. Зависимости возникают там, где люди не умеют строить здоровые отношения и с количеством детей в семье это не связано. Наоборот, единственные дети часто взрослеют быстрее своих сверстников. Братья и сестры, растущие вместе, как правило, больше общаются между собой, чем с родителями. У единственных детей нет такой возможности. Их главная модель для подражания и главное общение в семье – это мама и папа.
Часто единственный ребенок с раннего возраста живет в сугубо взрослом мире, он слышит больше взрослых разговоров, больше общается со старшими. Многие дети в такой ситуации довольно скоро начинают воспринимать себя, как равных взрослым. Обычно в семьях, где несколько детей, младшие образуют свое отдельное «сообщество», которое живет по своим законам. Если же ребенок один среди взрослых, он очень скоро начинает копировать привычки, манеры, поведение старших. Кроме того, единственному ребенку, оказавшемуся в меньшинстве во взрослой среде, часто не на кого опереться. Поэтому такие дети нередко быстрее развиваютуверенность в себе и независимость.
Часто говорят: «Единственные дети одиноки, им не хватает товарищей для игр, им скучно, и поэтому они создают себе вымышленных друзей». Но ведь, ни для кого не секрет, что одиноким можно чувствовать себя и в многодетной семье, иногда даже сильнее, чем будучи единственным ребенком. Все зависит от отношений в семье и от родителей. Это правда, что обычно единственные дети проводят довольно много времени наедине с собой. То, что другие дети делают сообща, единственный ребенок учится делать один. Однако, настоящий характер одиночки развивается только у тех, у кого изначально есть к этому предрасположенность. Одним словом, одиночкой надо родиться.
С другой стороны, поскольку единственным детям дома может не хватать общения со сверстниками, они бывают более активны и общительны в группе. Кроме того, они склонны воспринимать друзей, как братьев и сестер, и поэтому особенно привязаны к ним и умеют быть по-настоящему преданными. Исследования, которые проводились в самых различных молодежных группах, не выявили никакой связи между количеством детей в семье и популярностью того или иного ребенка в группе, а также количеством его друзей.