Мелани Кляйн - бабушка психоанализа
Мелани Кляйн - знаковая фигура для любого детского психолога. Именно она начала заниматься психотерапией с детьми и предложила делать это игровыми методами. Яркая интеллектуалка своего времени и многодетная мать в тяжелой депрессии - многоликая Мелани Кляйн успела оставить наследие, которое до сих пор изучают в лучших школах мира.
Вскоре после смерти любимого брата, отказавшись от учебы на врача из-за смерти отца, 21-летняя Мелани Кляйн вышла замуж и переехала в Будапешт.
В 22 года Мелани родила старшую дочь Мелитту, а спустя 4 года - сына Ганса. Материнство и семейная жизнь давались ей непросто. Периоды депрессий, особенно во время беременности, поездки на воды и лечение "от нервов" привели ее к Шандору Ференци, венгерскому психоаналитику и ближайшему соратнику Зигмунда Фрейда.
Именно Ференци поддержал ее работу с детьми. Она начала психоанализ с собственных детей в качестве клиентов.
Такая практика не вызывала тогда вопросов. Многие психоаналитики начинали как пациенты Фрейда и его первых соратников. Помните, как в фильме "Опасный метод" про Сабину Шпильрейн и Карла Юнга?
Со временем профессиональное сообщество отказалось от этой идеи, признав ее мало эффективной для восстановления психического здоровья.
Опыт Мелани Кляйн внес свой вклад в это решение. Ее второй ребенок, сын Ганс, погиб уже взрослым из-за несчастного случая в горах, который некоторые сочли самоубийством. В частности, об этом заявила старшая дочь Мелитта в своем докладе для Британского аналитического общества. Следуя по стопам матери, она занялась детским анализом. После терапии у Эдварда Гловера, яростного критика Британского аналитического общества, она вступила в открытый конфликт с матерью и на всю жизнь прекратила общение с ней, перебравшись в Нью-Йорк. Об их сложных отношениях даже поставили спектакль в одном из театров Лондона в 2009 году.
Антисемитские кампании заставили Мелани Кляйн вместе с мужем и детьми перебраться из Венгрии в Берлин. Там она начинает обучение и анализ у знаменитого Карла Абрахама и получает первое признание в профессиональной среде.
Через несколько лет Абрахам умирает, а Кляйн получает приглашение от Британского аналитического общества. В Лондон она приезжает только со своими 3 детьми. Ее лекции вызывают интерес, да и сама Мелани Кляйн сильно выделяется на фоне остальных психоаналитиков. Красивая разведенная женщина, не получившая даже степени бакалавра, среди мужчин с отличным медицинским образованием.
Очень скоро у Мелани Кляйн появилась целая группа последователей - "кляйнианцев". Она сумела не только стать автором новаторских идей (некоторые из которых шокируют обывателя по сей день), но и создать мощную школу подготовки специалистов, которая существует в наши дни.
Этому отчасти способствовало появление в 1938 году Зигмунда Фрейда с дочерью Анной, которые спасались от нацистского режима в Великобритании. К тому времени Анна Фрейд уже разрабатывала свои идеи о развитии детей, и была признана профессиональным сообществом. Подходы Анны Фрейд и Мелани Кляйн сильно отличались друг от друга. Так, Анна считала детский психоанализ в принципе невозможным.
Британское аналитическое общество чуть не распалось из-за яростного противостояния двух сильных женщин. В итоге, аналитики разделились на три группы: сторонники Анны Фрейд, кляйнианцы и независимые аналитики (например, Д.В. Виннникот).
Это разделение сохранилось до наших дней, а влияние двух создательниц детского психоанализа распределилось так: в Америке - Анна Фрейд, в Великобритании и Европе - Мелани Кляйн.
Техника игровой терапии
Мелани Кляйн стала первой, кто начал анализировать самих детей, что считалось невозможным - ведь с ними не работает метод свободных ассоциаций. Она предположила, что свободная игра ребенка может быть детским аналогом свободных ассоциаций.
Открытия психоанализа взрослых о роли детских воспоминаний сделали детство предметом интереса новых ученых: как растить детей так, чтобы они не превращались во взрослых невротиков?
Современная детская психология "выросла" из работ Мелани Кляйн и Анны Фрейд.
На практике:
Наблюдение за игрой ребенка может много рассказать любопытному родителю. Не вмешивайтесь без спроса в этот захватывающий процесс и поощряйте игру, создавая для нее подходящие условия. Да, в психоаналитическом понимании игра - это символическая активность. Младенец, который катает катушку, и карапуз, увлеченно копающий песок, безусловно играют!
Мелани Кляйн впервые предположила, что придуманная Фрейдом структура личности появляется у младенца уже в первые месяцы жизни. Ребенок нескольких дней от роду не пребывает в состоянии блаженства, а, наоборот, обуреваем тревогой и деструктивными импульсами. Все в его внутреннем мире гротескно, ощущения глобальны и захватывают целиком.
Постепенно во внутреннем мире ребенка появляются объекты - отражения реальных людей и отношений.
На практике:
Когда они плачут - они плачут, потому что не могут самостоятельно справиться с обрушившимся потоком ощущений и эмоций. Родители - как раз те люди, отношения с которыми становятся прототипом отношений с людьми в будущем. Так здорово, что помочь младенцу гораздо легче, чем сложно организованному взрослому: тепло человеческих рук, питание, покачивание и ласка помогают преодолеть большинство трудностей.
Этот термин описывает примитивное или очень раннее хаотическое, дезинтегрированное ощущение себя. В течение жизни присущие этой позиции тревога и защитные механизмы проявляются в отношениях с собой и другими. Главной чертой отношений в этой позиции является постоянное расщепление себя и других на хорошие и плохие части, которые поначалу практически никак не интегрированы друг с другом.
На практике:
В следующий раз, когда партнер покажется вам исчадием ада, а ребенок - хитрым манипулятором, который все делает нарочно, вспомните, что вы просто оказались в параноидно-шизоидной позиции. Найдите способ успокоить свою тревогу и радуйтесь, что у вас всегда есть возможность переключиться на более зрелую депрессивную позицию.
Примерно в 6 месяцев ребенок переходит от параноидно-шизоидной позиции к депрессивной. Младенец созревает психически и физически, а также начинает более целостно видеть себя и родителя. Приходит первое понимание, что любовь и ненависть, на самом деле, направлены на одного и того же человека. Это вызывает сильное чувство вины и одновременно желание восстановить и "починить" испорченные отношения. Чередование депрессивной и параноидно-шизоидной позиции происходит в течение всей жизни, а психические механизмы в норме становятся все более тонкими и зрелыми.
На практике:
Иногда дети ломают или портят любимые игрушки, но очень расстраиваются, если родители их выкидывают. Попробуйте в следующий раз починить машинку и пришить ухо зайчику вместе с ребенком. Он испытывает острое чувство вины за этот приступ агрессии, а возможность починить объект на время восстанавливает покой. Примерно то же самое происходит и в отношениях: детям важно иметь возможность "починить" хорошие отношения с родителями - научите их на своем примере просить прощения за проступки и признавать ошибки.
Мелани Кляйн даже написала книгу под названием "Зависть и благодарность". В ее определении зависть возникает, когда человек, злится на то, что кто-то другой обладает или наслаждается тем, что недоступно, но желанно. Обычно чувство зависти сопровождается импульсом это желанное отобрать или хотя бы испортить. Кляйн видела в этом проявление первичной деструктивности человека, которая усиливается во время жизненных трудностей. Зависть усиливает чувство вины и преследования ("мир настроен против меня"). Благодарность, напротив, есть выражение любви и стремления к жизни.
На практике:
У малышей зависть проявляется очень ярко. В следующий раз, когда карапуз сломает куличик соседа, не ругайте его. Попробуйте сказать словами, что он чувствует, пожалейте его, помогите вместе починить куличики и научиться строить новые. Теперь вы не просто сидите в песочнице, а помогаете ребенку обрести равновесие и научиться справляться с собственными деструктивными импульсами. Кстати, если куличик сломали вам - не спешите злиться, расскажите ребенку, почему малыши так иногда поступают. Ему это правда важно узнать, так он познает мир человеческих отношений.
Сейчас многие придуманные вещи, придуманные Мелани Кляйн, воспринимаются, как само собой разумеющиеся. Именно она первой показала, что путь к индивидуальности лежит через отношения зависимости.
Идея о том, что дети испытывают амбивалентные чувства и одновременно и любят, и ненавидят мать, привела к новому пониманию того, как формируется сознание и какую роль в этом играет динамика отношений между матерью и ребенком.
Знакомство с Мелани Кляйн можно начать с книги, переведенной на русский язык "Развитие в психоанализе". О влиянии отношений в раннем возрасте на развитие важнейших структур мозга можно прочитать в книге современного автора Сью Герхардт "Как любовь формирует мозг ребенка".