Лидеры, зубрилы и фрики: какие социальные роли достаются школьникам
Образцово-показательный лицей и коррекционная школа мало чем отличаются, когда речь идет о распределении социальных ролей. Каким бы ни был дружным класс, каким бы хорошим – классный руководитель, всегда есть среди учеников сильные и слабые, троечники и зубрилы, любимчики учителей и индивидуалисты. Разберемся, стоит ли переживать из-за этого расслоения, можно ли изменить образ ребенка в глазах сверстников и как научиться правильно использовать его.
Почему роли не равны
Француз Дидье Дезор двадцать лет назад опубликовал результаты опыта над крысами, определяющего социальные роли в коллективе. Шестерых пушистых питомцев помещали в клетку с водоемом, причем корм клали в ту часть, которая отделена водой. Через какое-то время группа разделилась: две крысы просто ждали, когда три других вернутся с кормом и отнимали его, а еще один индивидуалист отбивался от нападок агрессоров, сам плавал за кормом и сам его съедал. И так происходило каждый раз, даже если крыс было в десятки раз больше. Слушая рассказы детей о распределении социальных ролей в школе, начинаешь понимать смысл опыта, проведенного над крысами.
Ситуация обостряется неравенством в обществе. Для уравнивания социального положения родителей вводят школьную форму, которая должна стирать грань между богатыми и бедными. Но ситуации это не меняет. Дети стремятся выделиться если не при помощи одежды, то за счет модных канцелярских принадлежностей, обуви, рюкзаков и даже дорогих украшений. Поэтому в классе почти наверняка образуется элита и те, кто к ней не принадлежит.
Часто родители думают, что ребенок попадает в ту или иную группу именно из-за финансового состояния семьи, но на самом деле куда сильнее влияют особенности его личности и характера. Уверенный в себе, спокойный и независимый, если вспомнить опыт с крысами, скорее станет индивидуалистом, чем прогнется под других или сам будет кого-нибудь угнетать. А чем больше разных характеров, тем сложнее школьная иерархия, тем более многообразно распределение ролей.
Социальные роли практически незаметны в начальной школе. Младшеклассники больше внимания уделяют учебе и играм, чем выяснению отношений. Но заводилы, те, к чьему мнению прислушиваются, заметны уже в этом возрасте. Обычно, менее агрессивно роли распределяются в учебном коллективе, члены которого учатся вместе буквально с первого класса. Каждый знает, кто лидер класса, он не самоутверждается за счет более слабых ребят, а они в свою очередь не пытаются оспаривать статус «вожака».
Но даже переезд или вынужденная смена класса может напрочь изменить социальную роль сына или дочки, потому что новеньким приходится заново отстаивать желаемую позицию. И школьник должен быть к этому готов.
Забудьте о мысли вылепить из своего чада тот образ, который захотите. Эти идеи часто рождаются из желания реализовать собственный не очень удачный школьный опыт. Отстоять или изменить роль в глазах одноклассников можно, но делать это должен сам ребенок, по собственному желанию. Родители в этом случае могут только поддержать и направить, но никак не контролировать и подавлять.
Дети, уверенные в любви окружающих и особенно родителей, пусть иногда и совершают шалости, но спокойней переносят разного рода критику со стороны сверстников.
Детский моббинг: как помочь ребёнку, ставшему жертвой агрессии в школе
Лидером не решают стать, проснувшись однажды утром. Дети редко понимают, что такое лидерство, до тех пор, пока сам собой у класса не появляется предводитель. Он способен сорвать урок или, наоборот, организовать торжественное мероприятие и совместный отдых. У мальчиков это обычно тот, кто уверен в себе, силен и умен, но при этом очень харизматичен и ведет за собой.
Иногда лидеров двое, тогда у сценария драмы множество вариантов от разделения класса на две конкурирующие половины и постоянных попыток подавить и унизить одного из героев, до здоровой дружеской соревновательности.
Многие родители мечтают о детях-лидерах, идеализируя эту социальную позицию. Но не забывайте, что порой главным «двигателем» класса становится перворазрядный хулиган.
Как отмечает психолог Мария Ломакина , можно повлиять на то, станет ли мальчик лидером положительным или асоциальным: «Если ребенок доверяет родителям и прислушивается к их мнению, то с годами они передают ему понимание морально-нравственных законов и ценностей. В противном случае подросток противопоставляет себя всему, что связано со старшим поколением, протестует. Усвоенные общекультурные ценности и регулируют поведение склонного к лидерству ребенка».
Рядом с лидером всегда есть кто-то для него важный, ведь нельзя нести бремя ответственности в одиночку. Это тот, кому недостает харизмы и уважения окружающих. Но, в отличие от лидера, его это не очень беспокоит. Таких людей называют «серыми кардиналами». Они часто влияют на положение дел в классе, дружат и ссорят детей между собой, но не вступают в открытую борьбу с главным, а скорее действуют с его помощью и через него.
Если по рассказам ребенка вы замечаете, что он подходит по всем признакам подходит под категорию «серые кардиналы», то вам повезло! Судя по статистике, эти люди, умеющие организовать движение к цели, не вступая в конфликты, лучше устраиваются в жизни и приобретают за школьные годы самые полезные навыки.
Весь остальной класс делится примерно поровну на послушных и равнодушных. Первые – это «пешки», которые борются за внимание лидера и готовы ради него на все. Вторые – чаще всего ботаники или фрики – ходят в школу не для самоутверждения, а для учебы или потому что так надо. Иногда в их числе – стабильные троечники-пофигисты и спортсмены, у которых нет необходимости и желания кому-то подчиняться или бороться за лидерство. Намеренно стать индивидуалистом вряд ли получится. Таких детей часто причисляют к фрикам – у них бывает необычное хобби, смелая внешность. По сути, им плевать на мнение почти всех вокруг, и это не так уж плохо.
Есть и еще один, пожалуй, самый важный член школьного сообщества – общий враг или изгой. Это тот, на кого обычно нападает либо сам лидер, либо его окружение. Класс, в котором есть такой ребенок, внешне кажется дружным, потому что сплачивается в борьбе или в угнетении одного объекта. Этим объектом часто оказывается ботаник или самый щуплый, неспортивный мальчишка. Таким слабым детям не хватает уверенности в себе, чтобы не реагировать на оценку, которую дают остальные, и лидерских качеств, чтобы отстаивать собственную позицию.
«Как правило, такое положение вещей – маркер того, что во внутреннем мире ребенка что-то идет не так, что ему нужна помощь и поддержка любящего родителя, – отмечает психолог Мария Ломакина. – Не всегда классный руководитель еще и хороший психолог, поэтому лучше все-таки обратиться к профессионалу и выяснить, что в поведении ребенка и его личностных особенностях провоцирует одноклассников на негативное отношение. Бывает и так, что изгоем ребенок становится из-за обстоятельств, над которыми он не властен: это может быть национальность или экономическое положение семьи, тогда ситуация иногда может достичь такого накала, что полезнее и безопаснее для ребенка будет сменить школу, где окружение ему соответствует».
Поскольку девочки эмоционально взрослеют быстрее мальчишек, они гораздо раньше определяются с ролями в коллективе, и этот процесс происходит сам по себе, не пересекаясь с мальчишеским. Девочек-лидеров в коллективе обычно больше одной, они «дружат стайками». Совместные походы в туалет или из школы - домой – это своеобразные шествия маленьких королев со свитой. Именно из девочек-лидеров получаются любимицы учителей, к ним прислушиваются взрослые, признавая их значимость.
Лидер женского коллектива – первая красавица или первая отличница. Причем красавицы становятся законодательницами мод и объектами подражания, а уверенные в себе отличницы – гораздо более значимыми законодательницами поведения и общественных норм. В отличие от мальчиков, практически каждая школьница хотя бы раз бывает в роли лидера, потому что женские коллективы – вещь неустойчивая, постоянно меняющаяся и находящаяся в движении. Но при этом можно оказаться и в роли «свергнутой с трона». И тут важно, чтобы главенствующая роль не стала для школьницы самой важной целью в жизни.
«Если девочка уверена в себе, ее любят родители, а жизнь интересна и богата событиями и достижениями, то лидерство – скорее побочный продукт. Его потеря не вызовет сильных переживаний, потому что вокруг останется много важных и интересных дел, – рассказывает Мария Ломакина, детский психолог. – Но когда быть всегда первой - основная потребность, то нужно попытаться понять, чего не хватает такой девочке, что она заменяет ведущей ролью в классе. Причина может быть в том, что ей недостает родительской любви, или интересы и увлечения, которые бы позволили самореализоваться, пока не сформировались».
Как лидером почти всегда становится красавица, так изгоем – дурнушка. Для школьниц-подростков внешность играет решающую роль, они воспринимают свою личность через внешний образ, поэтому «некрасивая» часто воспринимается как синоним «неудачницы».
Изгоя у девочек редко ненавидят. Чаще самое страшное, что с ней случается – полное игнорирование. С ней не общаются, не выделяют роль на мероприятии. Мудрые родители могут не допустить наступления такой ситуации. Даже если в семье нет денег на дорогую одежду и модные аксессуары, девочку всегда можно научить выглядеть опрятно, симпатично и привлекательно, используя минимум средств. Чуть позже, в подростковом возрасте, когда социальные роли мальчиков и девочек начнут пересекаться, такая девочка может попасть под надежную опеку и защиту мальчика-лидера или его друзей.
Но если девочка все-таки стала изгоем в классе, то финал такой истории может стать очень печальным. Девочки гораздо менее стабильны, им сложнее приспособиться и смириться со своей ролью. Классический пример такого случая – фильм «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте в главной роли.
Самостоятельно выбраться из сплошного негатива практически, который окружает изгоя, невозможно, поэтому родители должны быть готовы прийти на помощь и, если потребуется, перевести ребенка в другое учебное заведение.