Кризис семи лет и другие «сюрпризы»
Как проходит адаптация к школе у детей в зависимости от типа их характера? Давайте попытаемся найти разумный баланс в поведении родителей, который позволит учитывать индивидуальные особенности ребёнка и не нарушать его границ, и, в то же время, корректировать поведение и эмоциональные реакции.
Кризис с ранцем за спиной
В отличие от кризиса третьего года жизни, который характеризуется стремлением к независимости и попытками утвердить своё мнение как единственно верное, кризис семи лет, наоборот, отличается желанием разобраться в чужих мнениях и оценках, чтобы наилучшим образом играть выбранную социальную роль. Дело осложняется тем, что этих ролей слишком много для одного маленького шестилетки – ведь «кризис семи лет», по сути, является кризисом седьмого года жизни, и может продолжаться с 6 и почти до 8 лет! Общество в лице близких взрослых требует от ребёнка, чтобы он был не только «настоящим школьником», но и «послушным сыном» или «старшей сестрой». Получается, что не успел он примерить на себя один образ, как от него ожидают перевоплощения в другие! Вот и начинается своеобразное раздвоение личности, когда ребёнок протестует, начинает вести себя, как маленький, и в то же время, высказывает такие мысли, до которых додумается не всякий взрослый. Как проявляется кризис в условиях адаптации к первому классу?
_ Шут гороховый. _ Игра в балагане всегда считалась самым примитивным уровнем актёрской игры. Затрудняясь сразу освоить навязываемую социальную роль, первоклассник паясничает на уроках, исподтишка передразнивает учителей на переменах и корчит умильные рожицы одноклассникам. Если у последних этот спектакль имеет успех, то педагоги не спешат пополнять ряды фанатов.
Просьбы не кривляться при стократном повторении не обретают магической силы, поэтому не действуют на ребёнка. Проблема в том, что он «чувствует себя, как дурак», когда с выражением читает стихотворение, но не ощущает того же, скача по классу на венике. Первоклассник как бы дистанцируется от навязываемой роли, всеми силами показывая, что это не он выполняет задания или разговаривает с учителем.
Необходимо помочь ему освоиться в каждом новом виде деятельности. Почитайте по очереди стихи, порепетируйте ответы у доски. Покажите, как нужно поднимать руку, как вставать из-за парты, чтобы тихонько выкинуть мусор с разрешения учителя. То, что нам, взрослым, кажется очевидным, для первоклассника может оказаться откровением. Как только те или иные действия станут привычными, у ребёнка отпадёт необходимость придавать им гротескную форму.
_ Один в поле воин. _ Не имея устойчивого навыка работы в коллективе (согласитесь, что занятие по аппликации в детском саду – это совсем не то, что урок математики в школе), ребёнок предпочитает индивидуальные выступления. Он выкрикивает с места, если знает правильный ответ. В самом деле, зачем ждать, пока медлительный Сидоров сообразит, сколько будет пять плюс два, если и так понятно? Первоклассник требует, чтобы педагог подошёл к его парте и лично показал в учебнике, какое упражнение нужно делать, и обижается, если учитель отказывается.
Подумайте, как организовать дома своеобразные репетиции работы в классе. Например, можно пригласить нескольких приятелей первоклассника домой, чтобы они вместе выполнили домашнее задание. «Дух коллективизма» можно укрепить, играя во дворе в футбол, пионербол и другие командные игры.
Куда ни пойдёшь, коня потеряешь. Некоторые первоклассники, наоборот, настолько теряются, оказавшись в новых условиях, что замыкаются и впадают в анабиоз. Если каждый шаг в неизвестность чреват неприятностями, не лучше ли вообще ничего не делать? Дома такие дети по вечерам сбрасывают напряжение, капризничая и погружаясь в возню с игрушками, цепляясь за них, как за последний вагон уходящего поезда детства.
В этой ситуации следует побольше рассказать ребёнку о плюсах обучения в школе. Вспомните о смешных ситуациях, которые случались в детстве с вами и вашими одноклассниками. Расскажите о том, как вы шалили, как участвовали в конкурсах и олимпиадах, писали контрольные, ошибались и исправлялись. Посмотрите вместе детские фильмы или мультфильмы про школьную жизнь. Идентифицируя себя с главными героями, первоклассник сможет «прожить» те ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно.
Если вы видите, что ребёнок «заигрался» и прячется за незамысловатыми, детскими, делами, лишь бы не делать уроки, попробуйте вместе составить распорядок дня, который включал бы в себя и учёбу, и развлечения. Совместное черчение и рисование расписания позволит первокласснику более ответственно подойти к урокам. Самостоятельно вписывая в клеточку слова «выполнение домашнего задания», он почувствует, что держит ситуацию под контролем, и будет меньше сопротивляться вашим уговорам. Конечно, в разговорах с ребёнком должно звучать слово «надо», то в контексте его собственных, а не чужих, родительских или учительских потребностей. Надо больше читать, чтобы всегда можно было найти тему для разговора с одноклассниками. Надо разборчиво писать, чтобы друзья понимали смысл поздравления, написанного в открытке.
Как известно, на основе четырёх типов темперамента может сформироваться бесконечное множество индивидуальных характеров. Однако именно темперамент накладывает отпечаток на то, как ребёнок (а потом и взрослый) реагирует на сложные жизненные ситуации, - в том числе, и на возрастные кризисы, и на адаптацию к новым условиям.
Холерик. Физиологи и психологи называют его сильным, но неуравновешенным типом нервной системы, в котором процессы возбуждения преобладают над торможением. Если ваш ребёнок быстро вспыхивает, но медленно остывает во время игры, ссоры или в других эмоционально насыщенных ситуациях, то он с большой вероятностью является холериком.
Первоклассник с данным типом темперамента может регулярно производить слонов из мух в спорах с учителями и одноклассниками, яростно отстаивая свою правоту. Он надолго обижается, если проигрывает в спортивных соревнованиях, пытается отомстить соперникам, не терпит, когда преподаватели хвалят кого-то другого.
Как ему помочь? Попробуйте обучить первоклассника азам эмоциональной саморегуляции. Предложите ему считать до пяти, прежде чем ответить на обидное замечание. Покажите, как нужно дышать, чтобы уменьшить волнение, страх и другие сильные эмоции. Поговорите с ребёнком о том, что необходимо время от времени смотреть на себя со стороны. Этого эффекта можно добиться, представив мысли и чувства собеседника. В то же время, стоит позаботиться о том, чтобы у ребёнка были возможности для выхода постоянно накапливающихся эмоций. Для этого подойдёт любой вид спорта, танцы или подвижные игры.
Сангвиник. Это сильный, уравновешенный, но подвижный тип. В переводе с языка физиологов данная характеристика означает, что ребёнок быстро загорается какой-то идеей и начинает её немедленно реализовывать. Но затем, по мере ослабления мотивации, качество выполнения задания ухудшается. При этом настроение ребёнка, как правило, приподнятое, доброжелательное. Он редко проявляет негативизм и огорчается из-за всяких мелочей вроде замечаний учителя, ссор с одноклассниками и т.д.
Первоклассник может с удовольствием окунуться в учёбу в сентябре, а потом, как в старом анекдоте, поняв, что «вся эта волынка – на 11 лет», утратить интерес к ней. На контрольных дети-сангвиники бодро выполняют первые два задания, а потом начинает разговаривать с одноклассниками, расписывать плохо пишущую ручку, искать линейку вместо того, чтобы попросить у соседа по парте, смотреть в окно.
Как ему помочь? Придётся изобретать всё новые и новые способы для того, чтобы поддерживать интерес ребёнка к учёбе и окружающим его людям. Постарайтесь чутко реагировать на ослабление его мотивации и стимулировать различными «призами», которые могут иметь как материальный, так и нематериальный характер. Конечно, нам хотелось бы, чтобы ребёнок учился ради знаний. Но реальность такова, что сангвиники лучше всего учатся, когда знают, что за идеально выполненное задание им дадут поиграть на планшете, разрешат пойти в гости к другу или купят что-то вкусное.
Чтобы такие товарно-денежные отношения не завели в тупик, нужно постепенно смещать «призы» в сторону самой учебной деятельности. Например, расскажите ребёнку о возможности узнать из учебника о жизни улиток, научиться определять съедобные грибы или выиграть олимпиаду по математике.
Флегматик. По классификации физиологов, это сильный, уравновешенный, но инертный тип. В крайних проявлениях этого варианта темперамента мы имеем дело с таким ребёнком, которого ровесники называют «тормозом». Первоклассник не успевает переключаться с одной темы урока на другую, поздно реагирует на шутки одноклассников, не сразу догадывается, как лучше ответить на заданный вопрос. В большинстве ситуаций ребёнок сохраняет спокойствие йога, величественно взирающего на людскую суету из-под полуприкрытых век.
Как ему помочь? Прежде всего, необходимо отработать наиболее часто встречающиеся ситуации, чтобы ребёнок мог выполнять их «на автомате». Разберите вместе оптимальный алгоритм принятия решений: сначала смотрим на имеющиеся условия, потом вспоминаем, была ли в прошлом опыте похожая ситуация, и, исходя из этого, действуем. Например, если в классе есть ребёнок, который всех обзывает и дразнит, лучше всего отвечать универсальной фразой на любые его выпады: «На себя посмотри!» или «И что дальше?»
Поупражняйтесь в решении различных головоломок. Поскольку они направлены на ломку стереотипов и использование творческого мышления, флегматик сможет научиться мыслить и реагировать более гибко.
Меланхолик. Он относится к «слабому» типу нервной системы. Основными проблемами для ребёнка-меланхолика в период кризиса семи лет являются повышенная утомляемость и плохое сопротивление эмоциональным нагрузкам. На его глазах так легко выступают слёзы, как будто к ним подведены маленькие, незаметные водопроводные шланги. Например, такой первоклассник может целый день проплакать из-за резкого замечания учительницы или насмешки одноклассника. В результате, у него в буквальном смысле слова надолго опускаются руки. У родителей в этой ситуации велик соблазн начать рисовать крючочки за ребёнка или идти разбираться с учительницей. Но такая стратегия не позволяет первокласснику научиться самому преодолевать трудности, и адаптация к школе может растянуться на целый год, а то и больше.
Как ему помочь? Родителям меланхолика приходится расчищать ребёнку дорогу к знаниям от многочисленных страхов. Старайтесь не забывать о том, что он очень нуждается в вашей похвале, многократных и спокойных объяснениях при разборе ошибок, объятьями и подбадривающих похлопываниях по плечу. В то же время, настраивайте первоклассника на то, чтобы он сам исправлял допущенные ошибки. Полученный результат укрепит его уверенность в том, что в будущем в аналогичной ситуации он выйдет победителем.
Каким бы темпераментом ни обладал ребёнок, важно стремиться к сохранению баланса между его индивидуальными особенностями и требованиями, предъявляемыми школой. Там, где ребёнок видит одни минусы, необходимо помочь ему найти плюсы. Если он протестует против давления, разверните ситуацию таким образом, чтобы он почувствовал гордость за то, что смог преодолеть себя. Пусть адаптация к школе станет трудным, но интересным приключением с полосой препятствий!