Психология

Когда ребенок должен уметь одеваться сам: мнение мамы

Александра Гусен, фотограф и мама Марфы, решила поделиться с «Летидором» своим родительским мнением, когда ребенку надо научиться одеваться самостоятельно.

Совсем недавно у нас вышла статья «Вопрос экспертам: с какого возраста ребенок должен одеваться самостоятельно». Что ж, теперь слово родителям.

Александра Гусен

Считаю, что неправильно говорить, что ребенок кому-то что-то должен. Особенно когда это касается вопросов физического или умственного развития, которые тесно связаны между собой, и одно без другого не происходит.

Наша семья никогда не ставила перед ребенком задач добиться каких-то целей к определенному возрасту.

Мы никогда не сравнивали успехи нашей дочери с достижениями знакомых детей, не мерились детскими умениями с другими родителями, не оценивали нашу дочь с точки зрения соответствия таблицам развития детей.

Поэтому мы никогда не испытывали разочарования, а только радовались любым мельчайшим успехам своего ребенка и всячески поддерживали в ней проявления самостоятельности.

Дочь с самого рождения дала нам понять, что она вполне себе самостоятельный человек и что собирается учиться только на своих ошибках.

Будучи совсем малышкой, она наотрез отказывалась находиться в одном помещении и в одном положении дольше получаса.

Где-то в год она взяла в руки ложку и дала понять, что есть теперь она будет сама. Несмотря на то, что время приема пищи увеличилось в несколько раз, на одежде появились неумелые репродукции Моне, а кухня превращалась то в хлебозавод, то в мясную лавку.

Мы такому проявлению самостоятельности очень обрадовались и делать за нее все «быстро и чисто» не стали. Чем, конечно, вызвали недоумение у бабушек.

Ближе к двум годам, когда дочка во дворе обросла компанией других ребят, у нее появилась самоидентификация — она осознала, что она девочка, и решила одеваться во все розовое и преимущественно в платья.

Мы с мужем, несмотря на расхождения во вкусах в одежде (к слову сказать, розовое я совсем не ношу), препятствовать дочке в ее выборе одежды не стали.

Самостоятельность начала проявляться и в том, что она снимала с себя ту одежду, которая, по ее мнению, не подходила ей по стилю.

Дочь требовала ее переодеть во что-то розовое! Утром подходила к шкафу, открывала его и выбирала наряд на выход. Сама в этом возрасте могла надеть колготки (но не до конца), носки. Помогала мне ее раздеть: скидывала варежки, расстегивала куртку, снимала шапку.

Следующие месяцев 6-8 выпали на теплое время года и, соответственно, меньшее количество одежды. Дочка научилась надевать простую одежду, без пуговиц или на молнии, обувать ботинки на липучках или без застежек.

Сейчас Марфе 3 года и ей не даются зимние комбинезоны и водолазки. За брюками нужно следить, чтобы они не были надеты задом наперед. И помогать застегивать пуговицы. Еще проблема с ботинками — она часто путает левый и правый.

Четыре месяца назад, когда была еще зима, дочка пошла в государственный сад.

Я переживала, что она не сможет самостоятельно одеться, а ведь в саду дети гуляют два раза в день.

Оказалось, что всем малышам нужна была помощь, и добрые воспитатели и нянечки помогали им одеваться, дополнительно учитывая пожелания родителей по составу зимней экипировки, что кому куда поддеть, кому куда подвязать.

Кроме того, нетерпеливые дети, жаждущие быстрее пойти погулять (к коим относится моя дочь), проявляют чудеса самостоятельности — начинают быстро учиться одеваться. Другие, глядя на них, тоже начинают стараться. При этом воспитатели — по крайней мере, в нашем саду — не настаивают, никого не принуждают самостоятельно одеваться. Весь процесс происходит достаточно гармонично по мере взросления и физического развития.

Думаю, что самому ребенку было бы удобнее уметь надевать что-то из своего гардероба в возрасте, когда он пойдет в детский сад в группу полного дня. Но это ни в коем случае не должно быть необходимым условием его пребывания там.

Неумение одеваться самостоятельно не должно останавливать родителей в выборе — отдавать ребенка в сад или нет.

В вопросах приобретения новых навыков я всегда опираюсь на самого ребенка — делегирую ему эти полномочия, не давлю и не подгоняю. Потому что считаю, что насильно развить невозможно, привить самостоятельность тоже, можно этому просто не мешать, позволяя самому принимать решения и предоставляя возможность ошибаться.

Фото: МИА «Россия сегодня», Shutterstock, Depositphotos