Когда нельзя хранить секреты
Дети обожают секреты. Шептаться с подружками на задней парте и писать загадочные послания в тетрадках. Прятать морскую ракушку под бутылочным стеклом и присыпать землей и травкой – пусть никто о ней не знает. Не выдержать и рассказать лучшему другу о том, что в семье скоро родится малыш, предупреждая: «Только никому не говори!» Если ребенок умеет хранить секреты, никому не проговорится о готовящемся сюрпризе и ни за что не выдаст, в кого влюблена подруга – в дружбе это умение ценится на вес золота.
Однако дети должны понимать, что есть секреты хорошие (как, например, праздничная вечеринка, о которой не должен догадаться именинник) и секреты, хранить которые по-настоящему опасно. Важно, чтобы дети знали, как распознать плохой секрет и к кому обратиться, если им известна какая-то тайна и она их беспокоит.
Какие секреты считаются безобидными
В целом это вещи и знания, которые хранятся в течение недолгого периода, а содержание их в тайне никому не причиняет вреда. Например:
• тайная организация сюрприза;
• подарок, о котором нельзя рассказывать до момента вручения;
• стоимость покупок и подарков;
• личная информация о членах семьи, которую не нужно знать окружающим;
• влюбленность;
• «сказочные» тайны – раньше времени не говорить младшим братьям и сестрам о том, что подарки им приносит не Дед Мороз, а родители;
• добрые дружеские затеи и игры, например, придуманный детьми секретный язык-шифр или кружок любителей Винкс, в который больше никого не хочется приглашать и т.п.
До 5-6 лет детям сложно хранить секреты, но позже их уже стоит учить понятию «конфиденциальность». Объясните, что в кругу семьи могут обсуждаться многие вещи или даже другие люди, но некоторые разговоры не должны покидать пределы дома. Такими темами могут быть здоровье родственников, неприятности на работе у родителей, планы на будущее – например, в семье ожидается пополнение. Расскажите, что можно делиться с друзьями какими-то новостями, но не вдаваться в подробности. К примеру, можно сказать, что родители купили новую машину, но незачем озвучивать, сколько она стоит.
Секрет нельзя держать в себе, если из-за него можно пострадать или попасть в неприятности (в том числе, если пострадать может кто-то другой). Также ребенка должно насторожить ощущение дискомфорта от того, что он знает какой-то секрет, и момент, когда чутье подсказывает: «что-то здесь не так». Такими вещами могут быть:
• прикосновения чужих людей;
• подарки и активное проявление внимания от посторонних;
• оскорбления и травля в школе;
• контакты в интернете, которые вызывают опасения;
• секреты, которые кто-то просит сохранить навсегда;
• опасные игры и рискованные предложения как от сверстников, так и от взрослых, если из-за них придется обойти правила, которые запрещают нарушать родители, и особенно если эти занятия ребенка смущают и он стесняется о них говорить;
• любая вещь, которая вызывает у ребенка беспокойство и чувство неуверенности в том, что она правильна.
Если вы заметите, что дети шепчутся друг с другом и замолкают, когда вы входите в комнату, то наверняка захотите узнать, не связаны ли их тайны с чем-то отрицательным. Грань между заботой о безопасности детей и вторжением в их личное пространство может быть тонкой, порой родители боятся обидеть детей излишним любопытством, вызвать их дальнейшую скрытность. Если вы беспокоитесь, попробуйте доброжелательно спросить ребенка: «Я вижу, у вас с Машей есть секрет. Это хороший секрет? Отлично. Ты ведь знаешь, что хороший секрет – это тот, который никому не причиняет вреда?» Не выпытывая подробностей, вы можете спросить, веселый ли это секрет, не связан ли он с нарушением правил, не может ли кто-то из-за него пострадать. Скорее всего, вы поймете, что беспокоиться не о чем, но ваши вопросы все равно будут нелишним напоминанием для того, чтобы в следующий раз, когда ребенок засомневается, хороший или плохой секрет он держит в себе, эти вопросы смогли подсказать ему правильное решение: поделиться своими сомнениями с кем-то из взрослых.
Главное, что нужно донести до детей – когда секрет становится проблемой, это уже не секрет. Это повод – поговорить со взрослым о своем беспокойстве. Вот только с каким взрослым? В первую очередь – с родителями и близкими родственниками, которым дети доверяют. Бывает, дети боятся беспокоить маму и папу и выбирают в поверенных старшего брата или сестру, бабушку или дедушку, дядю или тетю, которые хорошо с ними дружат и помогают в трудных ситуациях.
Однако близких может не быть рядом, а волнительная ситуация может произойти в школе или на улице. Подскажите, что в таком случае нужно обратиться к учителям, директору школы, хорошо знакомым взрослым (например, родителям одноклассников), полицейскому или человеку в форме, врачам в поликлинике, которая находится по пути, в пункт охраны любой организации, вывеску которой ребенок заметит неподалеку.
Ребенок случайно подслушал, что несколько старшеклассников подкарауливают детей возле школьных ворот и выманивают у них деньги. Он хочет предотвратить неправильную ситуацию, но не знает, как рассказать об этом взрослым и не пострадать самому. Детям не так просто делиться подобными переживаниями. Они могут смущаться или опасаться, что им не поверят. Они не хотят попасть в неприятности, часто боятся причинить вред тому, о ком идет речь, а иногда по-настоящему хорошо относятся к человеку, который задействован в секрете. Успокойте ребенка и пообещайте, что вы обязательно его выслушаете и вместе разберетесь: хороший это секрет или опасения реальны? Попросите ребенка просто начать, рассказать маленький кусочек его переживаний и постепенно, по чуть- чуть, поделиться всем, что волнует. Важно внимательно слушать, не махать рукой на детские переживания и уверить в том, что он правильно поступил, поделившись с вами опасным секретом. Потому что это действительно дело взрослого – улаживать конфликты и предотвращать опасности, которые могут происходить в детской жизни.