Клуб ненормальных родителей
Восемь лет в Интернете существует сообщество родителей, которые не хотят воспитывать детей по общепринятым стандартам: лечить лекарствами, ставить прививки и водить к репетиторам. Членство определяется не клубной картой, а образом мыслей: ответственность за жизнь и здоровье детей лежит только на родителях, а не врачах, воспитателях или педагогах. Автор идеи и руководитель клуба "Необыкновенные родители" Юлия Матвеева рассказала «Летидору» о своем детище, о том, как материнство изменило ее собственную жизнь, и как арт-терапия помогает ей и другим женщинам справляться с проблемами.
О клубе
- Клуб я создавала скорее для себя, мне было важно узнать мнение других людей о волнующих меня лично вопросах: здоровом образе жизни детей и семьи вообще, образовании. Кто отдает детей в детский сайт? Кто и как воспитывает дома? Кто ставит и не ставит прививки и почему? Так появилась клубная рассылка по электронной почте, я готовила обзоры интересной, на мой взгляд, информации и отправляла подписчикам. Участники клуба вели дискуссии, делились опытом. В настоящее время у Клуба есть рассылка, группа Вконтакте, сайт http://matveeva.info/. Помимо рассылки мы встречаемся очно и виртуально на семинарах, организуем отдых родителей и детей в семейных лагерях.
Переписи членов Клуба мы не устраивали. Мне важно, что движение растет и ширится. В интернет-пространстве словосочетание «ненормальные родители» стало определенным паролем, который указывает на некую направленность мышления. Мне это приятно. На мою рассылку подписано порядка 15 000 чел, в группе Вконтакте примерно столько же. Какой-то процедуры вступления у нас нет, все желающие могут поехать в семейный лагерь, посетить семинар, подписаться на рассылку.
Четкий устав клуба не прописан. Основная мысль – я несу ответственность за жизнь и здоровье моих детей. Не врач, педагог или еще кто-то. Только мы – родители.
Это не значит, что, я не пойду к врачу, если меня не будет устраивать здоровье ребенка. Я пойду и все спрошу, узнаю, посоветуюсь не с одним, изучу всю литературу по диагнозу и приму решение – как именно, что и где лечить. И, конечно, буду искать альтернативу медикаментозному лечению. Пока это удавалось. Если не найду эту альтернативу – буду лечить так, как посоветует врач, которому я доверяю.
Это же касается и учебы. Мы вместе решаем – где, как, чему учатся наши дети. Мы стараемся не доверять слепо любому авторитетному мнению и этому же учим детей.
О семейных лагерях
Очень важное направление в работе клуба – семейные лагеря. Это выездное мероприятие для всей семьи. В клубе проводилось уже около 30 «съездов», как в России (Киров, Кировская область, Владимир, Нижний Новгород, Калининградская область), так и за рубежом (в прошлом году мы ездили в Турцию). В лагерях, на семинарах бывает от 40 до 80 участников. Обычно, лагерь длится у нас 9-12 дней. Приезжают семьи любым составом, с папой или без. Привозят бабушек-дедушек-нянь-тетей-дядей. Минимального или максимального возраста участников у нас нет.
Главная цель лагерей – помочь наладить и поддержать общение. Дать детям и родителям новые идеи того как можно жить и наслаждаться общением друг с другом. Кроме того, и дети, и родители получают уникальную возможность собраться в среде единомышленников. Когда родители начинают общаться – их не оторвать друг от друга.
В лагерях дети и родители взаимодействуют, а не контролируют и подчиняются. Мы проводим и подвижные, и интеллектуальные, и ролевые игры. Ставим эксперименты, делаем опыты. Организуем концерты, спектакли. Обязательно в утреннюю программу входят занятия по системы Мягкой Школы. Большое внимание уделяется и сенсорному воспитанию, как детей, так и родителей. Так что, можно сказать, что наша программа в большой степени еще и терапевтична. В рамках каждого лагеря я всегда провожу арт-терапевтические и психологические тренинги для родителей. Это отдельная родительская программа внутри лагеря.
О себе
Я мама троих детей, с рождением каждого из них в моей жизни происходили значительные перемены. Став мамой первый раз, я серьезно заболела - проблемы с щитовидной железой, врачи говорили в один голос «пить гормоны всю жизнь». Я стала искать другие пути решения и пришла к народной медицине. Я изучила огромное количество информации по теме, познакомилась с интересными людьми, в соавторстве с которыми вышли 17 книг о здоровом образе жизни, воспитанию детей и психологии. С рождением второго сына в моей жизни произошли другие изменения, теперь детей стало двое, и появилась насущная необходимость изучать детскую психологию, а заодно и взрослую. Хотелось жить с детьми без криков, обид и прочих неприятностей. Я получила второе высшее образование по специальности «психолог арт-терапевт».
Третий ребенок, на этот раз, девочка, опять круто поменяла мою жизнь и обогатила сферу моих увлечений. Я поняла, что я не только Мама, но и Жена, Женщина и Хозяйка. В мою жизнь вошли народные куклы и с их помощью родились авторские тренинги по куклотерапии. Потом в моей жизни появилась сказкотерапия. Кроме того, я открыла для себя теорию привязанности Гордона Ньюфорда, помогающую родителям и детям понимать друг друга. С ее помощью я укрепила наши с детьми отношения и теперь помогаю другим родителям сделать то же самое.
О детях
Мои дети: Миша-12 лет, Артем-9 лет, Маша-3 года. Они очень разные. Мишка-лидер, занесен в список одаренных детей нашего города, очень многим интересуется, учится в музыкальной школе по классу гитары. Артем совсем другой. Его стезя - общение. Он умеет дружить со всеми, у него полно друзей, очень легко вливается в любой коллектив. Учится в театральной школе. Маша – самая младшая. И девочка после двух мальчиков, конечно же всеобщая любимица.
Со старшим мы использовали самые передовые методики – раннее развитие, методика Домана, кубики Зайцева и т.д. Его успешность была для нас ориентиром того, что мы все делаем правильно. На Мишино счастье очень быстро родился Тема и поменял все в моей голове. Оказалось, что самое важное, что мы можем дать нашим детям – это любовь, а все остальное – просто неважно. Любовь, чувство безопасности рядом с родителями, чувство того, что ты нужен – это та основа, на которую можно пристроить все остальное.
Я работаю дома и дети рядом, я вижу, как они растут, у нас есть время на живое общение, это кажется мне очень важным. Когда родилась Маша, я познакомилась с теорией привязанности Гордона Ньюфелда, которая только подтвердила мне правильность моего направления и очень помогла еще больше отладить наши отношения с детьми. Мне стали понятны причины наших непониманий, причины поступков детей. Я как-то сразу поняла, что не готова к тому, чтобы мои дети росли без меня. Старший ребенок ходил в садик только год перед школой. Средний ходил чуть больше, но, по факту, он больше не ходил, чем ходил. Младшую дочку мы не собираемся отдавать в сад вообще.
Куклотерапия и сказкотерапия
Мне иногда грустно читать о том, что куклотерапевтическое и сказкотерапевтическое направления считают чем-то несерьезным. Мастерить кукол? Писать сказки? Какая ерунда! На самом же деле это полноправное направление психотерапии. Что происходит, когда я делаю куклу? Причем, куклу народную, в которой каждый элемент куклы одежды несет очень определенный выверенный веками архетипический смысл? Ответ – я создаю себя. И то, что не получается в кукле – то не получается и в жизни. Те образы, которые возникают передо мной, когда я делаю куклу - это тоже все обо мне. Обсуждая весь процесс появления куклы, мы не только рукодельничаем, мы решаем насущные острые вопросы, связанные с нами – почему не строятся отношения с мужем, где надо измениться мне, где я неправа в своих рассуждениях и т.д.