Какие неправильные семейные ценности диктует «Оскар»
Пока весь мир устраивает тотализатор, гадая, получит ли Дикаприо заветную статуэтку, Рамблер/Семья в преддверии «Оскара», который пройдет 28 февраля, обратила внимание на то, какие ценности пропагандирует знаменитая церемония. И эти ценности, конечно, далеки от формата, который сегодня принято считать оптимальным в России.
Итак, галопом по Европам пробежимся по фильмам, номинированным на главную кинонаграду, и выясним, какой мир рисуют нашим детям западные ленты, претендующие на звание лучших.
«Выживший»
Фильм Иньяритту киноакадемики вполне могут обласкать по полной. Во-первых, он номинирован как лучшая картина. Во-вторых, статуэтка за лучшую мужскую роль второго плана может уйти в мужественные руки Тома Харди, а он и впрямь хорош и не только в «Выжившем». А в-третьих и главных, все гадают, получит ли Леонардо Дикаприо наконец свой «Оскар».
В реальности Академия с большой долей вероятности «прокатит» Лео, потому что тем, кто считает себя экспертами, не может понравиться давление со стороны общества, но во имя справедливости, конечно, хочется, чтоб Дикаприо унес с церемонии статуэтку. Тем более что герой картины ради справедливости выжил в аду, то есть в густых лесах Америки, спал в трупе животного, ел сырое мясо и, вообще, сумел выздороветь после неравной схватки с диким медведем.
В общем, все знают, что этот фильм – притча о том, как отец мстит за убитого сына. И сложно винить в этом главного героя. Мало найдется родителей, чье бы сердце не разорвалось от такого. Не всем же быть, как американец Гектор Блэк, простивший убийцу своей дочери и до сих пор пишущий трогательные послания ему в тюрьму.
Между тем любовь Хью Гласса (Дикаприо) – маниакальна, настолько, что возникает мысль, что он по-платоновски любит идею сына, а не самого сына. В этой истории практически нет места женщине, которая стала матерью для ребенка Гласса, зато в ней есть упорство и упрямство, с которым один человек идет убивать другого. И поэтому картина, которая могла бы рассказать о великой любви, в итоге рассказывает о великой мести и не дает зрителю проникнуться горем Гласса. Вместо этого невольно ждешь, какую расплату охотник придумает для своего врага, и ничего святого в душе не остается – только холодная зима окружающего Лео пейзажа.
«Игра на понижение»
Чудесный фильм, честно и на пальцах рассказывающий, почему в США случился кризис 2008 года и как некоторые умные люди его предвидели и сумели на этом хорошенько заработать. В числе счастливчиков – Майкл Барри, своего рода гений цифр, который самым первым раскрывает спекуляции банкиров на ипотеке.
Кристиан Бэйл, сыгравший Барри, в этой картине невообразимо хорош. Роль сумасшедшего программера, обожающего громкую музыку, не сильно следящего за гигиеной, неприятного в общении и зацикленного на своей идее, удалась ему на славу. Он живет на работе и все бдит, ну когда же лопнет ипотечный мыльный пузырь.
При этом совершенно точно известно, что у нелюдимого Майкла есть семья. Однако гении такие гении: по фильму отлично видно, что на первом месте у Барри цифры, деньги и идея. Ну а жена и дети? Они идеально вписались в пару строчек сценария, между делом, и нет никакого намека на то, что герой уделяет им хоть сколько-нибудь внимания.
Пока в России РПЦ и законники борются с пропагандой гомосексуализма, Запад на волне демократии и лозунгов о равноправии решил добавлять гей-тематику в каждый новый фильм. Геи теперь повсюду, и благодаря американскому кинематографу их число кажется больше, чем на самом деле. Зато тема благодатная. Хочется, чтобы фильм добился успеха, – надо снимать что-то про гомосексуализм.
Так, в «Кэрол» от запретной любви страдают две главные героини. Притом одна из них замужем и воспитывает ребенка, но, конечно, не может изменить своей натуре и жестоко страдает. Отсюда скандалы, скандалы и еще раз скандалы, потому что муж продолжает любить Кэрол (а именно так зовут главную героиню) и пытается спасти брак. Когда же понимает, что все напрасно, лишает женщину возможности видеться ребенком, предоставляет суду доказательства того, что жена его вступает в недозволенные связи и, в общем-то, неплохой мужик к концу картины начинает выглядеть как монтр-гомофоб.
Хотя, объективно, в фильме ничего не говорится о том, что он жену под венец насильно отвел, а потом изнасиловал, чтоб обзавестись потомством. На самом деле весь фильм именно Кэрол играет судьбами окружающих ее людей, но акцентировать на этом внимание в американском обществе нетолерантно. А потому режиссер, чтобы обелить ее, вкладывает в уста героини проникновенный монолог, мол, она не зверь (в отличие от злобного и мстительного супруга) и не будет бороться за дочь, пусть та остается с отцом, с которым ей будет, безусловно, лучше. И буквально сразу же после этого приходит к своей бывшей любовнице и приглашает ее пожить вместе. То, что между строк, можете додумать сами.
Шарлотта Рэмплинг – прекрасная актриса. И может «вытянуть» любой фильм. Поэтому неудивительно, что за ленту «45 лет» ее номинировали на «Оскар».
Картина повествует о семейной паре. Жене 45, и она вдруг узнает, что все эти годы ее супруг продолжал любить свою девушку, погибшую когда-то давно в горах. И вроде как героиня Рэмплинг всегда знала о том, что такая девушка в жизни мужа была, но вот вдруг открываются новые подробности: оказывается, она еще и ребенка ждала.
В течение просмотра картины запрещаешь себе задаваться вопросами: какого черта беременную девушку понесло в горы, зачем было жениться на нелюбимой женщине и уж тем более рассказывать ей о том, что спустя десятки лет брака чувства к ней так и не возникли. В общем, вопросов много, и очень ждешь, что в финале будет какая-то интересная развязка, которая если и не поможет на них ответить, то хотя бы заставит о них забыть. Но не происходит ничего. Только ощущение ужаса от того, что и твоя семейная жизнь может оказаться «пшиком», иллюзией.