Психология

Какие бывают родители

Какие бывают родители

Советский психолог Лев Выготский, автор социо-культурной теории развития ребенка, сегодня очень популярен на Западе. Главным источником становления ребенка Выготский считал социальную среду. Ясно, что в большинстве случаев ближайшим социальным окружением детей являемся мы – их родители. В зависимости от наших убеждений, моды, поколения, к которому принадлежим, мы воспитываем детей так, а не иначе.

«Современные дети – тираны, а не подчиненные в доме.  Они не встают, когда в комнату входят старшие.

Они спорят с родителями, болтают в обществе,

пожирают все лакомства со стола и тиранят своих учителей»

(высказывание, приписываемое Сократу)

Советский психолог Лев Выготский, автор социо-культурной теории развития ребенка, сегодня очень популярен на Западе. Главным источником становления ребенка Выготский считал социальную среду. Он ввел специальный термин «социальная ситуация развития» и определил это как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Ясно, что в большинстве случаев ближайшим социальным окружением детей являемся мы – их родители. Наше влияние на детей в детстве является наиболее мощным, потому что чаще всего именно мы – главные кормильцы, воспитатели и ругатели. В зависимости от наших убеждений, моды, поколения, к которому принадлежим, мы воспитываем детей так, а не иначе. Все наши подходы к воспитанию, несмотря на их несомненную индивидуальность, условно делят на четыре категории: авторитарный, позволяющий, игнорирующий и демократический.

Три-четыре стиля

О стилях родительства впервые заговорила психолог Диана Бомринд (Diana Baumrind) в 60-гг. прошлого века. Она провела исследование на основе выборки из 100 детей дошкольного возраста. Бомринд интервьюировала родителей, наблюдала за детьми и использовала другие методы исследований. В итоге она выделила четыре важнейших измерения родительства:
– стратегия дисциплинирования
– теплота – коммуникационный стиль – ожидания зрелости и контроля.
Авторитарные родители ценят подчинение авторитетам, и послушание ради послушания. В рамках этого подхода дети – дикари, которых необходимо научить слушаться, подчиняться: так они станут воспитанными взрослыми. Хорошие родители с точки зрения сторонников этого подхода те родители, которые прогибают волю ребенка, подчиняя его правилам и ограничениям. Их девиз: дашь ребенку палец – откусит всю руку! Такие родители устанавливают правила, но не объясняют их детям. Вот пример диалога между авторитарным родителем и ребенком.
– Мама, можно Миша останется у нас на ночлег? – Нет. – Но почему? – Потому что я так сказал/сказала.

Стратегия дисциплинирования – строгая, коммуникационный стиль закрытый и односторонний, ребенка контролируют до самой зрелости. Обычно в такой семье не достает человеческого тепла, родители несколько холодные и отстраненные. Дети же нередко вырастают либо пассивными, либо бунтарями.
Родители разрешающие или либеральные очень любят своих детей. Иногда даже побаиваются их сильной воли и характера. Они смотрят на поступки детей сквозь пальцы. «Ну это же дети!» – девиз таких родителей. С одной стороны, либеральные родители дают детям возможность учиться на ошибках, исследовать мир и принимать решения самостоятельно. В таких семьях работают не правила, а скорее руководства к действию. Здесь родители очень человечны, их отношения с детьми пронизаны любовью, лаской и теплом. Однако требования к детям низки или полностью отсутствуют. Контроля тоже немного. Главное – избежать конфронтации. Родители либералы купят ребенку в магазине любую вещь, лишь бы избежать скандала. Со стороны такая семья напоминает семью обезьянок из известного советского мультика. Статус родителя – друг, общение – на равных.
Третий стиль – демократический или авторитетный. Такие родители устанавливают высокие стандарты для своих детей, при этом сохраняя душевную близость и оказывая поддержку. Они объясняют правила детям и готовы обсуждать эти правила вместе с детьми, при необходимости менять эти правила, если ребенку удается убедить родителей своими аргументами. Когда дети умеют брать на себя ответственность, им эту ответственность частично передают. Ребенку предоставляют свободу в том, чтобы иметь дело с последствиями своего выбора, своеволиями.
Авторитетные родители, по мнению психолога Бомринд, наиболее внимательные и теплые, эффективные. Дети в таких семьях растут счастливыми, здоровыми, открытыми и социально-адаптированными. А все потому что, авторитетные родители устанавливают правила, поскольку наделены ответственностью оберегать детей от бед и опасностей, обладают большим опытом, в отличие от авторитарных родителях, дети которых должны слушаться «потому что я так сказал», «потому что я отец». Авторитетные родители уважаемы детьми, потому что действуют из лучших побуждений и интересов ребенка. Не власть и послушание является залогом успешного диалога, а правильно построенные отношения между взрослым и ребенком.
Кроме выделенных Бомринд трех стилей родительства, выделяют еще один – я бы назвала его пофигистским. Родитель-пофигист обеспечивает основные потребности ребенка, но кажется мало заинтересованным в ребенке – его развитии, его достижениях. Коммуникация или отсутствует или является односторонней. Ребенку родителя – пофигиста всегда кажется, что папе – маме не до него. Пример такого родителя – папаша из известного анекдота: «Сейчас все брошу и буду тебе велосипед чинить».

Стили родительства, несомненно, оказывают эффект на становление личности ребенка. Так, после Бомринд, было проведено немало исследований, по результатам которых утверждается, что:
– Авторитарный стиль родительства дает на выходе послушных детей, самооценка которых занижена, как, впрочем, и уровень счастья.
– Демократические родители выращивают счастливых, способных и успешных детей.
– Дети разрешающих и все позволяющих родителей не очень счастливы и уверены в себе. Они бунтари и испытывают проблемы с законом, плохо учатся.
– Дети родителей-пофигистов не только несчастны: им не хватает самоконтроля, самооценка низкая, они редко бывают амбициозными и успешными.

Если демократический стиль родительства такой замечательный,  возникает вопрос: отчего же мы все не научимся быть авторитетными родителями? И тогда на выходе у нас будут получаться счастливые, уверенные в себе и успешные дети.

Но стиль родительства не выбирают. Психологи считают, что подход к воспитанию во многом зависит от социально бэкграунда, от размера семьи, дохода, личности, от того, как нас воспитывали родители, от уровня образования и культуры. То, что нормально для греческих родителей, «ужас-ужас» – для родителей-немцев. Поскольку мы все только учимся быть родителями, у каждого на выходе получается уникальная смесь.

Так, пройдя тест, я убедилась, что угадала стиль родительства верно. В большинстве ситуаций я предпочитаю относиться к своему ребенку как к человеку, способному делать сознательный выбор и заслуживающей уважения личности. Но иногда ситуация просто требует пробудить в себе тирана и жестко сказать «нет» и «потому что нельзя». Когда речь идет о безопасности его или других. В ленивые каникулярные дни я склонна дрейфовать к родителю разрешающему, а иногда, в редкие – редкие дни, когда я смертельно устала - мне стыдно признаваться, но я становлюсь мамой – пофигисткой.