Психология

Как я научила дочь «проживать» свои эмоции: личный опыт мамы

Об эмоциональном интеллекте и о том, как правильно «обращаться» с эмоциями ребенка, «Летидору» на своем примере рассказывает мама двоих детей Ирина Исмагилова.

Недавно, приехав из садика, дочка 5 лет отказалась от ужина, сказав, что ей хочется поплакать. Видимо, она очень устала за день. Она ушла в свою комнату и закрылась. Через несколько минут она вышла из комнаты, действительно вытирая слезки. И сказала, что дверь в ее комнату пока открывать нельзя, потому что она там «печальку закрыла». После этого она села за стол, ужинала и довольная болтала.

Взрослые забывают о том, что дети часто устают и испытывают негативные эмоции и чувства, как и мы, после тяжелого напряженного дня.

Кажется, что ничего особенного у ребенка не происходит — поиграл, поел, поспал. На самом деле у ребенка затрат эмоциональной энергии происходит даже больше, чем у взрослых, особенно в наше время, когда поток информации со всех сторон буквально обрушивается на детские головы.

Поэтому очень важно, чтобы родители внимательно относились к эмоциональному состоянию детей, умели адекватно реагировать на их эмоциональные всплески.

Я с рождения наблюдаю, как развивается эмоциональный интеллект у моей дочери, стараюсь помочь ей в этом, так как глубоко убеждена, что в жизни это ей пригодится не меньше, чем умение считать и писать. Но если грамоте учат в школе, то управлять своими эмоциями, у нас пока мало где учат и почти не рассказывают об этом.

Поделюсь немного своим опытом.

Для начала я сама через наблюдение научилась различать, когда дочка капризничает, а когда она уже погружена в более сильные эмоциональные состояния.

Если она капризничает, я пытаюсь ей помочь понять причину, вызывающую дискомфорт, спрашиваю: Ты хочешь кушать? Ты устала? Тебе грустно? Тебе обидно? Тебе скучно?

Главное – помочь ребенку осознать, что он испытывает, и ему сразу станет легче.

Иногда бывает достаточным, чтобы ребенок просто на несколько минут прижался к маме, передохнул и все капризы ушли.

Не надо долго рассуждать и объяснять ему, что с ним происходит, что можно и что нельзя, это его еще больше утомит. Если ребенок напряжен – нужно придумать вариант как расслабить его, а если слишком расслаблен и апатичен – как его взбодрить.

Я поняла, что бесполезно и еще хуже в таких случаях говорить – перестань, прекрати и т. п. Действенный метод при капризах — сменить вид деятельности ребенка и переключить его внимание на что-то другое, интересное ему, учитывая цикличность – играл активно, пришло время тихих занятий и наоборот.

Второй момент: мы исключили варианты отрицательной оценки эмоций ребенка.

Когда идет сильная эмоция, уже не каприз, мы стараемся ребенку помочь ее прожить. А позже, когда дочка готова слушать, объясняем и предлагаем варианты, как в таких случаях она может действовать.

Такой подход предотвращает попытки подавлять в себе эмоции. Сразу скажу, что это не ведет к взбалмошности и неконтролируемому поведению ребенка, поскольку ему разрешили свои эмоции проявлять, как ему захочется. Нет.

Это ведет к осознанному управлению своими эмоциями. Наши дети не требуют покупок, не падают, не закатывают истерик и не оскорбляют других. Потому что мы помогаем ребенку найти вариант, как можно прожить свою эмоцию и справиться с ней «экологично» для себя и для других.

Когда дочка была совсем малышкой, когда она злилась, я предложила ей вариант «рычать как тигр» и рычала вместе с ней.

Это помогает, злость уходит, ребенку становится легче и эмоция перетекает в игру. Сейчас она уже сама в 5 лет может уйти в комнату, начать прыгать на своей кровати и громко рычать. Мы разрешаем прыгать на кровати только в таких случаях. Прыгает она нечасто, видимо, когда хочется физически выплеснуть эмоцию. В детском саду она может порычать, как вариант, в туалете или устроить игру в тигров, например. Можно рассказать воспитателям о принятых дома правилах, чтобы не было непонимания с их стороны.

Мы не запрещаем плакать, если грустно, предложив уединяться и погрустить, если хочется. Перед сном она уже понимает, что такое спокойное состояние и расслабление, и может его почувствовать, когда захочет.

Чтобы понять разницу между напряжением и расслаблением, играли с ней – сжимали кулачки, разжимали, сжимали сильно зубы и разжимали, затем обсуждали, что она чувствует, так она поняла понятие расслабление и напряжение.

Расслабиться помогают игры по типу «пушиночка»: представь, что ты пушиночка и свободно летаешь по комнате... У нас дочка очень любит игру в «кошек»: ты как кошечка мягко потянулась и свернулась в уютный клубочек под одеялком, дочка уютно устраивается в кровати. Придумайте игру, которая понравится вашему ребенку.

Дочка к шести годам сама находит варианты, как облегчить свое состояние. «Закрыть печальку» она придумала сама.

Очень важно непросто жалеть ребенка или запрещать показывать свои эмоции, а помогать ему приобретать опыт управления своими эмоциями.

Поверьте, он и простудными заболеваниями будет болеть меньше…

Если вам интересна эта тема, рекомендую почитать книгу Джона Готтмана и Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка». Пройдя тест, вы сможете определить, к какому типу родителей относитесь, и узнаете рекомендации по детским эмоциям.

Осознанного всем родительства!