Психология

Как всё устроено: дети в начальной монтессори-школе

Как всё устроено: дети в начальной монтессори-школе

Студентка курса Association Montessori Internationale, во время обучения в Montessori Training Center of Minnesota целый месяц провела в одной из старейших монтессори-школ США - Lake Country School и подготовила для «Летидора» репортаж.

В нашей стране Монтессори-метод все еще остается чем-то новым, что мы продолжаем открывать для себя и своих детей. Кто-то думает, что это американская система образования, кто-то, что это школы, где дети только играют. Домыслов может быть бесконечное множество. На самом деле в мире сейчас существует более 22 тысяч Монтессори-школ, расположенных в 110 странах. Большинство этих школ дают детям прекрасное образование, которое заключается не только в академическом успехе, но и в умениях планировать, работать в команде, конструктивно общаться с людьми, находить решения в сложных ситуациях.

В рамках учебы в Montessori Training Center of Minnesota я провела весь январь 2014 года, наблюдая в одной из старейших Монтессори-школ США - Lake Country School. Это частная школа, открывшаяся почти 40 лет назад. Я лично знаю людей, закончивших эту школу. Теперь в нее ходят их дети. Школа состоит из 10 классов: 3 класса для детей от 3-х до 6-ти лет, 3 класса для детей от 6-ти до 9-ти лет, 3 класса для детей от 9-ти до 12-ти лет и один большой класс средней школы для подростков 12-ти – 14-ти лет.

Работа в команде

1380339_608708382520249_621052830_n.jpg

Основную часть своего времени я провела в начальной школе, в классах 6-9 и 9-12. В каждом классе по 28-30 человек. Все они занимаются в парах или в группах, договариваются и самостоятельно решают возникающие проблемы, вежливо разговаривая друг с другом. Помощь в решении конфликтов нужна только младшим детям (в основном тем, кому 5-6 лет): в классе есть памятка о том, как договариваться.

DSC_0445.JPG

Дети, у которых никак не получается решить, кто что делает в их совместном проекте, могут воспользоваться этой памяткой. По очереди они берут камушек в виде сердца и говорят, что бы они хотели делать и каким образом, потом ищут общее решение. Конечно, младшим детям необходима помощь, но чем старше они становятся, тем проще им договариваться.

DSC_0451.JPG

В классе 9-12 я наблюдала, как 2 мальчика 30 минут обсуждали, по какой из систем человеческого организма они будут делать проект. При этом у них ни разу не возникло конфликта, никто не повышал голоса. Они спокойно разговаривали и приводили свои доводы. Признаюсь, аргументы были разные: от интереса к новым фактам до желания выбрать что-то попроще. Им не пришлось прибегать к помощи памятки, так как для них баланс желания отстоять свою точку зрения и умения слышать собеседника стал уже естественной моделью общения. К сожалению, не все взрослые умеют так общаться и контролировать себя.

Работу этих мальчиков мне не удалось сфотографировать, поэтому привожу фотографию проекта двух девятилетних девочек, заинтересовавшихся строением мозга.

DSC_0459.JPG

Для подготовки проекта дети всегда пользуются несколькими книгами и/или Интернет-ресурсами, сравнивают информацию в них, а потом зарисовывают и записывают. Когда работа закончена, они могут рассказать одноклассникам о том, что узнали. Наблюдая за ними, я заметила, что дети все время хотят поделиться своими знаниями. Их одноклассники могут задать вопросы и делиться впечатлениями. Поскольку здесь нет оценок, все дети с удовольствием отмечают успехи друг друга, задают много вопросов. Нет никакой конкуренции, только живой интерес к работе друзей. Всегда ли так бывает в традиционной школе?

В классе 6-9 меня поразило собрание класса. Каждую пятницу весь класс встречается на собрании, на котором обсуждаются накопившиеся проблемы. Дети всю неделю записывают на доске темы, которые они хотят обсудить. Собрание ведет один из старших детей, учитель тихо сидит в уголке и выполняет функцию секретаря (записывает). Человек, ведущий собрание, напоминает всем правила, потом просит того, кто записался, рассказать о проблеме, вынесенной на обсуждение. Дальше дети, которые хотят что-то сказать, поднимают руки, ведущий по очереди называет имена, и дети высказываются. Спокойно и аргументировано. Даже шестилетки. Собрание длилось 40 минут, учитель не вмешивался вообще. Только иногда поднимал руку, чтобы тоже высказаться по теме. В итоге дети предлагали решения проблемы, голосовали и приходили к консенсусу. Никто не кричал, не вскакивал с места, не теребил соседа. Важно отметить, что все проблемы обсуждаются в общем, есть правило - не переходить на личности. Почему? Потому что все уважают друг друга и признают право каждого на ошибку. Давайте подумаем, учит ли этому государственная школа?

Вы скажете: «Здорово, мы поняли, дети умеют общаться! Но! Какой уровень их знаний по базовым предметам? Умеют ли они писать грамотно, любят ли читать, хорошо ли считают?»

Монтессори-программа для начальной школы включает в себя следующие предметные области: язык (родной и иностранный), математика, история, география (здесь же изучаются основы физики и химии), биология, искусство (Музыка и ИЗО). В каждой области есть определенный набор уроков и их последовательность. Те темы, которые предусмотрены государственной программой, изучаются всеми без исключения. Тем не менее, у ребенка всегда есть возможность выбирать, когда и с кем их изучать. Объем изучения тем, знание которых не требуется от учеников начальной школы, каждый ребенок может определить для себя сам. Большое количество опытов, экспериментов и наглядных пособий привлекает детей, они от природы хотят учиться.

Ни для кого не секрет, что тестирование не всегда отражает реальные знания детей, но все же мы живем в стране, где дети должны сдавать государственные тесты. Так что для наших Монтессори-школ это так же актуально, как для европейских и американских. Сотрудники Lake Country School поделились со мной внутренними документами, содержащими средние результаты государственного тестирования учеников за несколько прошедших лет. Однако они были готовы передать мне этот документ при одном условии, о котором позже. Результаты тестов 2011 года показали, что семилетние дети в Lake Country School пишут грамотнее 52% детей этого возраста во всех Соединенных Штатах Америки, а восьмилетние сдали этот тест лучше, чем 77% всех американских третьеклассников. По чтению результаты восьмилетних учеников LCS лучше, чем у 90% второклассников в Штатах. В 9 лет ученики LCS достигают уровня семиклассников (двенадцатилетних детей) по математике и языку.

Что же это было за условие? Меня просили не использовать результаты тестов для привлечения родителей в нашу школу, поскольку, если ждать и требовать от ребенка только доказательств его успехов в познании мира, то очень легко убить желание познавать. Я пообещала, что поделюсь информацией о тестировании только, чтобы показать, что в Монтессори-школах знания и навыки детей не ниже, чем ожидает от них общество. Конечно же, в каждой стране Монтессори-программа адаптируется под государственные стандарты, и то, что дети будут изучать в нашей школе, будет соответствовать как мировому Монтессори-стандарту, так и российскому ФГОС для начальной школы.

Мне бы хотелось закончить словами Иммануила Канта «Две вещи наполняют мою душу священным трепетом: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Мы часто помним о том, что детям нужно видеть звездное небо и знать, сколько на нем звезд, но забываем, что даже с этими знаниями им нужно жить счастливо среди людей и делать этот мир лучше. Иначе любым знаниям грош цена.