Как всё устроено: бeбиситтер в Италии
В России термин «бебиситтер» появился относительно недавно, и превратился в модное словечко, заменившее старую добрую «няню». На самом деле, это две разные профессии, хоть и похожие. Об их отличиях и особенностях нам рассказала Мария – русская девушка, давно работающая бебиситтером в итальянской семье.
Определимся с термином
Бебиситтер – это няня с частичной занятостью. Ей не нужно проводить с ребенком весь день, то есть она приходит к детям на время отсутствия родителей, чтобы посмотреть за ними и развлечь. Обычно это происходит не каждый день, и занимает несколько часов. Такой вид заработка часто выбирают студентки – гибкий график позволяет им параллельно учиться. А кто-то умудряется совмещать работу в нескольких семьях. Бебиситтер, в отличие от няни, не выполняет никаких хозяйственных обязанностей. Даже не готовит еду, но - обязана накормить ребенка, если этого попросила мама. То есть, ее внимание сосредоточено не на доме, а на самом ребенке.
В Италию я приехала в 2008 году, вместе с мужем. Туда эмигрировали его родители, когда он был еще подростком. Поэтому у него не было проблем ни с языком, ни с работой. А вот мне первое время приходилось очень тяжело. Я не могла сделать ни шагу без него, так силен был языковой барьер. Мы везде ходили только вместе - он переводил мне все фразы, а я только слушала и пыталась запомнить. Пока не настал момент «прозрения». Меня словно «петух клюнул», и я поняла, что мне жутко надоело быть зависимой! Собралась с силами, и решила, что первый шаг к независимости и уверенности в чужой стране – это знание языка. Испробованные мною методы были очень разнообразными. Но самым продуктивным оказался просмотр итальянских телеканалов и любимых фильмов. Также я постоянно слушала местное радио. И третий способ обучения – самый забавный, который помогает мне по сию пору. Мы с мужем устраиваем так называемые «Итальянские дни», когда общаемся друг с другом только на итальянском языке, не перескакивая на русский. Порой в речи бывают очень смешные казусы.
Поначалу я даже не надеялась, что меня, с таким слабым знанием языка, кто-то возьмет на работу. Там для коренных жителей мест нет, не то что для приезжих, ведь Италия – лидер по уровню безработицы в Европе. Для нашей семьи огромным разочарованием стало то, что финансовый кризис произошел буквально через полгода после нашего приезда. Мой муж был вынужден устроиться в сферу сервиса – он работал в небольшой пиццерии. Его шеф, после нашего знакомства, искренне думал, что я итальянка… Ровно до того момента, пока я не открыла рот и не начала изъясняться с жутким русским акцентом. Но, тем не менее, мы с шефом нашли общий язык, частично изъясняясь «на пальцах». Постепенно я узнавала всю его биографию и то, как растут любимые дети, расшифровывала их смешные картинки, заполняющие стены пиццерии. Такая милая искренность начальника мужа меня не удивляла – дело в том, что его семья с юга Италии, где живет очень доброжелательный, гостеприимный и теплый народ. А однажды шеф попросил меня посидеть с его детьми. Так что мое первое трудоустройство произошло довольно банально – итальянская семья переехала в другой район, и их бебиситтер не смог приезжать на новую квартиру. Видимо, я успела внушить им некую уверенность, что именно я - это тот человек, которому можно доверить своих детей. Очевидно, что руководствовались они не моим опытом, а исключительно своей интуицией. Они рассказали мне стандартный список требований к бебиситтеру, он довольно строгий. Никаких вредных привычек, хорошее здоровье, плюс требования к характеру: чувство юмора, аккуратность и великое терпение. За грубость по отношению к ребенку увольняют без «разбора полетов». А также недопустимо тратить время на себя – отвлекаться на всякие сериалы, личные беседы по телефону, и тому подобное. Поначалу я отнеслась к такому неожиданному предложению с опаской. Согласиться на эту работу меня подтолкнула уж точно не любовь к детям. Я их очень боялась, не знала, что с ними делать - как развлекать, чему учить и что рассказывать. Толчком стал, все-таки, именно дополнительный заработок. Плюс выпавший шанс побороть скуку и монотонность собственной жизни, ведь мне было всего 25, и очень хотелось динамики. Я рассуждала так: с двумя итальянскими сестричками точно не будет скучно…
О, первый день я не забуду никогда. Я пришла к ним домой и увидела очень колоритную картину. Младшая не отлипала от маминой ноги и ходила за ней, как хвостик. Но как только мама сказала дочке, чтобы та шла знакомиться со мной - хлынул водопад слез, и раздался ор во весь двор. И тут я подумала: все, конец без начала. Но не тут-то было! Мы поревели, а потом я взяла инициативу в свои руки и позвала их к себе, помогать собирать пирамиду из пластмассовых кирпичей. Ну а дальше нас было невозможно остановить. Сначала пирамида, потом рисование куколок, потом демонстрация мне всех своих барби и плюшевых игрушек. В общем, дело пошло, как по маслу. И когда настал момент прощания, то они обе уже обнимали меня за ноги и спрашивали, когда же я к ним приду снова. Словом, все взаимные опасения и страхи рассеялись буквально за два часа. А на следующий день мы были уже без мамы, втроем. Замечу, что такая ситуация – это скорее исключение, чем норма. Чаще всего первые два-три визита бебиситтера проходят под наблюдением и руководством родителей.
Что касается трудных ситуаций - поначалу, на удивление, их вовсе не было. Они выявились через полтора-два месяца, когда надо было ужинать, а кушать вовсе не хотелось. Вместо этого закатывались истерики - потому что мамину еду мы не любим, и согласны только на шоколадки и мармеладки. Ох уж и не сладкий период был, мы воевали, чуть ли не в прямом смысле этого слова. Порой малышки задают мне вопросы, которые ставят в тупик. Например, два года назад ко мне подошла старшая девочка, и начала рассказывать, что в ее классе есть мальчик, который делает что-то нехорошее и непонятное. Подкарауливает ее за углом, постоянно пугает, дергает за волосы, в общем, всячески мешает, а однажды и вовсе довел ее до слез. Она со мной поделилась, и первое, что я спросила – рассказала ли она все это маме? На что она ответила - нет. И тут мы с ней стали разбираться в ситуации, и убедились, что сначала нужно все честно рассказать маме, чтобы та была в курсе жизни своей дочери. Но и я сама, максимально деликатно, дала ей пару дельных советов, что можно сделать в такой ситуации.
Средний заработок бебиситтера в Италии – около 7 евро в час. График может быть самым разным: от часа и до целого дня, ежедневно, или 1-2 раза в неделю. Самый распространенный вариант - это работа в вечернее время и по выходным, остальное время ребенок под присмотром в садике или школе. Лично я работаю по вечерам, примерно по 4 часа, в субботу и воскресенье. Регулярно сменяю маму на «посту». Хотя изредка бывают и срочные вызовы, когда родителям нужно уехать. Самая распространенная ситуация - это когда ребенок неожиданно заболевает, а маме срочно надо бежать на работу. В таких ситуациях я прихожу на помощь. Не знаю, как заведено у других, но мне эти вызовы не оплачивают как сверхурочные. Мой официальный отпуск - такой же, как у всех итальянцев, то есть 2-3 недели в августе. Плюс, если повезет, бывает незапланированный отпуск. Это случается, когда к детям приезжает их бабушка - редко, зато так же на 2-3 недели.
Я знаю, что многие бебиситтеры и няни жалуются, что дети отказываются играть с ними, и вообще вступать в контакт. У меня, к счастью, такого не было ни разу. Доверие между мной и девочками - это вообще очень трогательная тема. Они доверяют мне все свои тайны - и младшая, и старшая. Рассказывают абсолютно все. Помню, однажды, когда я уложила их в кровать и, по нашей традиции, поцеловала перед вечерним чтением сказки - старшая девочка мне пожаловалась, что мама мало ее целует. Я чуть не плакала…
Согласно итальянскому законодательству, работать я должна по контракту. Увы, моя работа строится только на «честном слове», без гарантий. Вот это, пожалуй, единственный, но самый важный минус. Кстати, в Италии это нередкая ситуация - работа няни и бебиситтера, чаще всего, никак не оформляется. Вне зависимости от регистрации и гражданства.
Особых отличий итальянских детей от русских я не вижу. Ведь дети - они везде дети, что в России, что в Италии, что в любой другой части земного шара. А что касается конкретно моих девочек, то тут я считаю, что мне очень повезло, они настоящие ангелы! Правда, между собой совершенно разные. Старшая, Алессия – скромная тихоня: любит учиться, серьезно рассуждать, играть в настольные игры. А младшая, Федерика - настоящий ураган: любит активные игры, прятки и танцы.
Любимейшее занятие Федерики - стряпать смешные рожицы, это ее конек. У нее в запасе штук тридцать разных рожиц, она прямо-таки будущая актриса, любые эмоции может изобразить на лице! Кстати, обе девочки очень любят показывать мне спектакли, долго готовятся к ним, репетируют. Совсем недавно, в течение месяца, у нас был театральный марафон: на каждых выходных они показывали мне новое представление, которое репетировали всю неделю. Наше общее любимое занятие – это игра в школу, она очень нравится всем девочкам, особенно мне самой. Мы учим математику, итальянский язык, и даже немного занимаемся рукоделием.
Девочки начали меня слушаться на второй же день, как только мы остались без мамы, и продолжают слушаться до сих пор. По словам родителей, я - единственный человек, которого они слушают. Для меня это даже немного странно, ведь я не педагог. И никакой волшебной системы поощрений и наказаний не использую – мне это не нужно, так как девочки всегда ведут себя в рамках приличия. Я стараюсь воспитывать в них хороших девочек, воспитанных и культурных. Рассказывая им про нормы этикета, я, конечно, не читаю им лекций, а делаю это «между делом», за ужином, например. Напоминаю, что важно говорить спасибо/пожалуйста, закрывать рот во время кашля, не разговаривать с набитым ртом, выслушивать сначала старшую сестру или другого старшего по возрасту. Что-то, конечно, приходится объяснять чуть ли не на пальцах, но это работает! Любопытно то, что не только я их обучаю. Ведь это они научили меня своему языку. Как ни смешно это теперь звучит, но моими первыми учителями итальянского стали шестилетняя Алессия и четырехлетняя Федерика. Ну и, конечно же, они не перестают учить меня смотреть на все наши взрослые проблемы через призму своего детского мировосприятия.
За годы работы бебиситтером я очень изменилась, стала гораздо более гибкой и мудрой. Уверена, что этот опыт работы - бесценен, это уникальная возможность, которая мне выпала. Ведь далеко не каждая девушка знает, как обращаться с детьми, не знает особенности их здоровья, учебы, и воспитания. А я теперь знаю! Понимаю, что это не сравнится с настоящим материнством, но как практика - это самое то. Думаю, любой человек со временем задумывается о «результатах труда», оценивает свою работу не только с финансовой стороны. Оглядываясь на свой трехлетний опыт работы бебиситтером, я смотрю на девочек, и вижу, как они повзрослели, похорошели, как растут добрыми, умными и чуткими людьми. Честно признаюсь, необыкновенно радостно осознавать, что в этом есть небольшая толика моих душевных сил.