Как все устроено: роды и материнство в Тибете
О Тибете ходит много слухов и легенд. Зачастую люди уверены, что все население «Крыши мира» составляют лишь монахи. Монахи и горы – вот и всё, что есть в Тибете. Глядя на Тибет на карте, можно и правда прийти к такому заключению: большая часть Тибетского автономного района находится на высоте более 3000 метров и выглядит довольно пустынной.
Пейзажи иногда напоминают фотографии с Луны, где кроме бесцветной поверхности ничего нет. В Тибете существует всего два времени года – холодное и очень холодное. Однако тибетцы даже на такой «безжизненной почве» смогли выжить, как народ. И уж точно не потому, что все они монахи.
Детей мало не бывает
Из-за климатических условий жизнь в Тибете никогда не была легкой, что сильно отражалось на детской смертности. Как и у многих традиционных народов, у тибетцев было принято рожать много детей. В среднем, выживала половина из них. Зато выживали действительно сильнейшие, более крепкие и здоровые дети. Так как 99% тибетцев – буддисты, их отношение к жизни и смерти сильно отличается от нашего: смерть детей они оплакивают, но это не становится трагедией всей жизни женщины, и не только потому, что она родит еще.
Просто отношение к смерти у тибетцев более спокойное: они принимают ее как часть жизни, а вера в реинкарнацию помогает им отпустить умершего и молиться о том, чтобы в следующей жизни он снова вернулся в тот же дом. Для тибетцев иметь детей после «бракосочетания» - нормально. Ненормально – если их нет. Родственники начнут интересоваться «Почему?!» сильнее, чем у нас. Если мужчина не монах, то должен создать семью. Если не успел создать семью сам – помогут родители. А когда семья уже есть – остается рожать детей.
На данный момент Тибет – часть Китая, в котором одна семья может позволить себе только одного ребенка. Иметь второго ребенка будет проблематично – на него существует специальный налог, а женщину после рождения второго могут принудить сделать операцию, чтобы больше детей не иметь.
Учитывая сложную ситуацию в Тибете с выживанием детей, такой строгости там, как в Китае, нет. Тем не менее, китайцы внесли определенный вклад в развитие «цивилизации» в Тибете. В крупных городах медицинское обслуживание стало гораздо лучше (вернее, оно там появилось), а жизнь – дороже, поэтому тибетцы-горожане учатся планировать количество отпрысков: 15 детей, особенно, если благодаря медицине все выживут, им материально не поднять. Другое отношение в деревнях, отдаленных от города поселениях и, конечно же, у кочевников. Там изменений практически не произошло – как они жили бедно раньше, так многие живут и сейчас, что отражается на уровне жизни, скудном питании и большой детской смертности.
Из-за демографических проблем в некоторых частях Тибета есть интересные обычаи. Например, в Кхаме старший сын выбирает себе жену, которая затем становится женой для всех братьев. Соответственно, все дети в семье – по-настоящему общие! В Тибете не принято жаловаться на судьбу, наверное, потому что, если бы женщине, которая является женой, например, семи братьям дали слово и разрешили жаловаться - ее было бы не остановить:)
До недавнего времени (середина 20 века) такое понятие как «контрацепция» тибетцам знакомо не было. Девушки старались блюсти чистоту до свадьбы, а проституция распространена не была.
После прихода Китая в Тибет многое изменилось. В Лхасе, столице Тибета (дословный перевод – Город Богов) появились первые ночные клубы и проститутки. По некоторым источникам, Китай старался сократить население Тибета, предлагая девушкам в качестве (обязательной) контрацепции таблетки, после которых они не беременели в течение двух лет. Зато потом они рожали больных умственно и физически детей.
Минусом отсутствия представлений о контрацепции является не только нежелательная беременность, но и болезни, в частности, гепатит В, которым болеет так много тибетцев, что это заболевание стало как простуда, и относятся к нему тибетцы так же, как и ко многому другому – «Это карма!»
В последние годы благодаря давлению мирового сообщества на Китай с целью освободить Тибет и прекратить планомерное уничтожение исконного населения, а так же благодаря появлению доступа в Интернет, тибетцы получают больше возможностей узнавать о том, «откуда берутся дети», о болезнях и последствиях применения тех или иных лекарств. Однако им не просто выкарабкиваться из своего закрытого мира, который и так веками прятался от глаз «цивилизованных» стран, а потом получил себе в «хозяева» настроенный на уничтожение культурного наследия тибетской нации Китай.
До прихода китайцев в 1950-ых годах Тибет сильно отставал в развитии по всем (кроме духовного) параметрам от большинства стран, медицина была традиционно-тибетская, население было не сильно образовано. Теперь тибетцам не просто влиться в современный мир, в котором кроме «простого» объяснения реальности в виде «это карма!» есть выбор, как жить, чем лечить, как рожать и как учить, даже несмотря на ту несвободу, которую навязывает господствующий над народом Китай. Тибетцам приходится учиться думать и открываться навстречу дарам цивилизации и применять их с умом. А далеко не все тибетцы хотят новшеств в своей реальности, многих до сих пор вполне устраивает и кочевая жизнь.
Планирование беременности в Тибете не распространено. Жители городов, коих не так много по сравнению с общим населением Тибетского автономного района (ТАР), вероятно, строят какие-то планы относительно количества детей. В остальном же – как Бог пошлет, то есть, насколько хватит кармы.
Тибетцы всегда ждут и хотят детей. Последнее время в городах от традиционных методов наблюдения у местных лекарей тибетцы переходят к посещению обычных больниц с обычными докторами.
Беременность не принято демонстрировать окружающим. Традиционная одежда, которую носят тибетские женщины, особенно в деревнях и женщины-кочевники, и не даст посторонним заметить беременность до последней пары месяцев. Что выдаст беременную – так это особо закутанное состояние живота и поясницы: даже в жару живот будущей мамы может быть покрыт платком, а уж в холодную погоду поясница будет обмотана дополнительным слоем утеплителя. Если женщина не обмотает живот чем-нибудь, как бы жарко ни было вокруг, ей обязательно сделают замечание. Правда, понятие «жарко» в Тибете очень относительно. Горный климат способствует тому, что если днем температура и может достигать 30 градусов, то ночью она так же легко может опуститься до нуля.
Волосы женщина обычно убирает в косу или хвост. Это связано еще и с замужеством. Распущенные волосы служат для привлечения мужчины и говорят о том, что девушка еще не замужем.
Во время беременности тибетские женщины обращают особое внимание на сны – как хорошие, так и плохие. Во многих историях о перерождениях Учителей матери, давшие жизнь детям-перерожденцам, рассказывали о необычных снах, в которых чувствовали благословение или видели какое-то необычное животное или знак, являющийся важным предзнаменованием.
Если что-то в беременность идет не так, женщина плохо себя чувствует или есть угроза выкидыша, тибетцы могут обратиться за помощью к астрологу или монаху. Чаще всего семье рекомендуется заказать в храме буддийскую службу для устранения преград или улучшения здоровья. К тем же астрологам тибетцы могут обратиться и с вопросом, когда лучше зачинать ребенка, чтобы было как можно меньше препятствий и у ребенка была хорошая судьба.
Считается, что приехавший издалека гость – это плохой знак, если в доме есть беременная женщина. В остальном же беременность проходит, как и обычная жизнь женщины: от обязанностей по дому ее никто не освобождает так же, как и от работы в поле и уходе за остальными детьми и мужем. Тибетцы относятся к беременности именно так, как многие у нас мечтают – не как к болезни, а как к нормальному состоянию женщины.
В Тибетской глубинке ни о каком роддоме речь, конечно, не идет. Традиционно во время родов помогает мать женщины, или другая старшая женщина в деревне, умеющая принимать роды. Мужчина к этому процессу обычно не имеет отношения и, как у нас, не старается попасть на роды, чтобы перерезать пуповину.
В городах тибетцы особо не вдаются в подробности о возможных вариантах родов в роддомах. Негативного отношения к кесареву или применению анестезии в родах у них нет, так как они просто об этом не задумываются и делают, как говорят врачи – врачи ведь знают лучше!
Городские жители будут рожать в больнице и не станут звать маму или бабушку на свои роды, чтобы родить дома. Зачем, если есть больница?! В деревне тибетская женщина будет рожать по старинке – не ехать же из-за родов в город! Особенно, если нет никаких осложнений. При их возникновении и возможности обратиться к доктору, тибетская женщина обязательно это сделает. Городские тибетцы давно поняли, что тибетские доктора с их классической тибетской медициной, травами и иглами, не всегда помогают, и доверяют обычной современной медицине. В деревнях и у кочевников, у которых обычной медицины просто нет, доверия, конечно, больше тибетской медицине за неимением выбора.
Послеродовой период даже в городских условиях проходит по всем традициям: к родившей женщине приезжает ее мать, чтобы всему научить. Первый месяц женщина проводит с малышом на руках взаперти (в прямом смысле этого слова). Ее кутают так, как будто она сидит на морозе в снегу – в десять халатов и десять шуб на меху. Молодая мама не моется и практически не встает, только чтобы сходить в туалет. Всё, что она делает первый месяц – сидит с младенцем на руках и кормит его. Питание ее составляют самые простые блюда, без специй и изысков.
На наш взгляд – это какое-то безумие, не мыться целый месяц, сидеть и потеть в шубе, как в бане, даже если мамочка живет в современной квартире и тем более, если на дворе лето?!
Объясняется это просто: многие тибетцы, жители деревень и кочевники, в зимние месяцы никогда не раздеваются – ни ночью, ни для того, чтобы помыться. Как было сказано ранее, в Тибете существует только два времени года – холодный и очень холодный, поэтому одно переодевание может стоить долгих месяцев болезни. У тибетцев даже есть поговорка: «Грязь не снаружи, грязь внутри». Имеется в виду грязь ума, так как уход за телом в высокогорном климате сложен.
Учитывая эти факторы, неудивительно, что для лучшего результата, для здоровья и благополучия, новоиспеченная мама обязана сидеть, не шевелясь и закутавшись в сто халатов, чтобы не простудиться и не простудить малыша. Что касается личной гигиены… Тибетцы не пахнут, даже если не моются полгода. Видимо, это свойство в них заложено уже на генетическом уровне из-за отсутствия возможности регулярно принимать ванну и душ. Рекламировать среди тибетцев дезодоранты – все равно, что продавать снег на верхушке Эвереста…
Грудное вскармливание у тибетцев – это просто что-то такое… Что может продемонстрировать молодой маме любая бабуля чуть ли не посреди улицы. Так же и мамы не стесняются доставать грудь на людях и кормить младенца. В деревнях кормят до последнего – то есть до последнего малыша в семье. Истории, когда ребенок приходит из школы лет в 8 и пьет у мамы молочко – это про Тибет тоже.
В городских условиях тибетцы уже успокоились: часто можно видеть и смесь из бутылочки, и памперсы. Хотя опять же, к сожалению, тибетцы пока не особо понимают, что в этом вопросе их традиционные методы – кормление грудью и высаживание – лучше для детей. Постепенно коляски, смеси и памперсы становятся показателем достатка, и это огорчает.
Небогатые тибетцы любят использовать одноразовые подгузники по много раз, вырезая из них середину и оставляя внешний слой. После использования их стирают, сушат и снова используют. Для экологии неплохо! И родители прилично экономят.
Малышей носят на руках. Когда они совсем крохи – их кутают так, чтобы никому не показывать. Самое трогательное в тибетском родительстве - это папы, которые просто обожают носить своих детишек. Тибетская одежда позволяет засунуть малыша к себе в чу-пу (верхняя одежда, похожая на халат), как в карман, и малыш лежит рядом с родителем в тепле, как в люльке.
Через месяц после родов новоиспеченная мама вливается в свой прежний график жизни – на ней держится все хозяйство, остальные дети, часто – скот, огород, муж и вероятно престарелые родители. Кстати, малышей иногда отдают бабушкам, пока мама работает. Правда это или нет, но говорят, что и бабушки кормят младенцев грудью: якобы у них от появления малыша снова появляется собственное молоко и тогда мама может совсем не беспокоиться – ее чадо накормлено и напоено.