Психология

Как убедиться, что ребенок развивается нормально: календарь умений и навыков

Как родители могут убедиться в том, что их ребенок развивается нормально? «Летидор» обратился с этим вопросом к нейропсихологу.

Многих мам беспокоят одни и те же вопросы: все ли с малышом в порядке; как соотнести его навыки с возрастом; как не упустить тот момент, когда нужно обратиться к специалистам; к кому обращаться при подозрении на отклонение в развитии.

На эти вопросы отвечает Ирина Хвингия, нейропсихолог, генеральный директор специализированного центра детской нейрокоррекции «Нейрокид».

Ирина Хвингия

В последние годы проблема детского развития действительно стала крайне актуальной для многих родителей. Возросло количество детей с различными задержками развития, и в основном обращаются с задержкой речи.

А с появлением центров раннего развития многие мамы считают, что их дети отстают от сверстников. Трехлетний ребенок соседа знает флаги и гербы всех стран, посещает группу английского языка, а у собственного ребенка только появилась фразовая речь.

Давайте разберемся, что же на самом деле должны уметь малыши разных возрастов и на что нужно обратить внимание.

Календарь новорожденного: что умеет малыш в 3 месяца

К этому возрасту у малыша появляется осознанная улыбка. Плачет он уже в основном только тогда, когда испытывает физический или эмоциональный дискомфорт.

При нормальном развитии ребенок в 3 месяца:

• узнает лица мамы и папы;

• смеется;

• капризничает, протестующе кричит;

• активно гулит;

• дотягивается до висящих в кроватке игрушек;

• захватывает игрушку, тянет ее в рот;

• переворачивается со спины на бок;

• упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под подмышками;

• держит голову;

• находит источник звука и света.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Развитие считается правильным, если:

• у малыша уже активно появляется лепет;

• пропадает гипертонус в ручках и ножках;

• лежа на животе, ребенок может опираться на одну руку, а другой захватывать игрушку;

• при подтягивании из положения лежа ребенок крепко держится за пальцы взрослых;

• пытается ползать по-пластунски;

• перекладывает предметы из одной руки в другую;

• малыш способен произносить 30-40 разных звуков.

Что умеет ребенок в 1 год

Речь. Ребенок активно пользуется своим словарным запасом, который содержит уже до пятнадцати простейших слов, типа «дай-дай», «гав-гав», «ням-ням». Он безошибочно определяет ситуации, к которым применимы эти слова, и произносит их.

Например, «ням-ням» — это просьба к маме дать ему поесть, это восклицание малыша при виде еды или посуды, это рассказ о ком-то, кто ест.

Ходьба. Большинство детей к этому возрасту уже делают самостоятельные шаги.

Самостоятельность. Малыш требует самостоятельности, не любит, когда ему навязывают игру или действие. Может уже стягивать с себя обувь и одежду, проявляя навыки самообслуживания.

Навыки. Малыш уже вполне уверенно держит в руке ложку, пьет из чашки, держа ее обеими ручками.

Умения. В игре ребенок умеет строить башни из кубиков, собирает предметы один в один, шнурует, нанизывает бусины.

Любознательность. Ребенок проявляет интерес к картинкам в книжках, показывает на них пальчиком. Если малыш увидел на картинках знакомых животных или машину, он может озвучивать их.

Ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Трехлетки способны длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью. Они начинают различать правую и левую сторону (но могут ошибаться) и обобщают предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Игра. К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками.

Физическое развитие. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть.

Цветовое восприятие. В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов. Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Справляется с задачами в игре. Ребенок в возрасте трех лет умеет: собирать сортировочный кубик; определять на ощупь и называть предметы; собирать пирамидку из 8-10 колец; находить и называть большой, маленький предмет и средний — тот, что «между ними»; определять предмет по фактуре (мягкий, твердый); составлять картинку из двух частей (на занятии).

Художественные навыки. В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали. Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу. Ребенок может раскатывать комочки пластилина в ладонях, соединять их части, лепить несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик). Может выполнить несложную аппликацию из готовых форм.

Часто у родителей больше всего вопросов к речевому развитию. Остановимся на этом подробнее.

Речь. Трехлетний малыш умеет произносить сложные предложения при общении. Пользуется словами (словарный запас до 1500 слов), выражая желания, чувства, впечатления. Ребенок может говорить простыми, грамматически оформленными фразами и свои действия часто сопровождает речью.

Вот еще 11 речевых навыков, которые умеет ребенок в три года:

Слова изменяет по числам и падежам.

Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.

Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.

Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.

Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.

Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми.

Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое. Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию. Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?», показывает возраст на пальчиках.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «я».

Что делать, если большинство перечисленных навыков ребенку недоступны

Если ребенок после трех лет затрудняется с выполнением чего-то из вышеперечисленного, быстро устает, ленится, гиперактивен, если ему быстро надоедает одно занятие и он постоянно переключается на другое, то любая из этих ситуаций — повод задуматься. Особенно если у мамы была сложная беременность или роды (гипоксия, асфиксии плода).

Если у ребенка осложненный анамнез (гидроцефалия, травма головы и так далее), то причина его «нежелания» что-то делать или быстро гаснущего интереса может быть в неправильно сформированных нейронных связях между отделами мозга.

Чтобы понимать, к кому обратиться по поводу нарушений, мы бы рекомендовали пройти для начала нейропсихологическую диагностику, чтобы убедиться, что все отделы мозга правильно обмениваются информацией друг с другом.

Важно понимать, что нарушение нейронных связей — это не диагноз, не патология.

Это функциональное нарушение, которое поддается коррекции. Просто нужно вовремя начать заниматься этой проблемой, подобрать правильную последовательность действий по результатам диагностики.