Психология5 мин.

Как помочь подростку обрести адекватную самооценку: инструкция для родителей

Разбираемся, в чем особенности заниженной и завышенной самооценки тинэйджеров, и рассказываем, почему в обоих случаях детям необходима поддержка родителей.

© Freepik

Разбираемся, в чем особенности заниженной и завышенной самооценки тинэйджеров, и рассказываем, почему в обоих случаях детям необходима поддержка родителей.

Подростки редко обладают умеренной самооценкой и часто ударяются в крайности: они склонны либо превозносить себя, либо недооценивать. К слову, для взрослых не всегда очевидно, какой самооценкой обладает их ребенок. Но понимать это необходимо для того, чтобы выстраивать коммуникацию с подростком правильным образом.

О том, как понять реальное отношение ребенка к себе и своим достижениям, а также как правильно поддержать ребенка в зависимости от завышенной или заниженной самооценки, рассказала преподаватель, наставник и тренер профориентационных программ образовательной компании MAXIMUM Education Мария Шеина.

Завышенная самооценка и как с ней работать

Дети с завышенной самооценкой склонны к учебе ради галочки. Часто они отказываются от помощи, потому что в их картине мира она им не нужна — они и так все знают, все умеют. Свои возможные неуспехи такие подростки списывают на лень и отсутствие мотивации.

Они рассуждают так: «Я и так все знаю, просто немного ленюсь».

© Freepik

Им сложно признать, что у них что-то не получается. Отсюда большая тяга к бездействию. Им проще ничего не делать, чем потерпеть неудачу. Ведь тогда они уже не смогут сказать про себя: «Я такой классный!»

Для подростков с завышенной самооценкой также характерна тяга к самолюбованию (у зеркала, большое внимание к внешности) и/или выпячивание собственного «я» («а у меня», «а я», «а я хочу»). Они склонны к многоречивости, часто перебивают собеседника, не дают ему возможности высказаться. Такие дети очень ранимы и тяжело выносят критику. Излишняя самоуверенность может принести ребенку много проблем, поэтому с ней необходимо работать.

Завышенная самооценка бывает связана с отсутствием диалога в семье. У подростка складывается ощущение, что его никто не слышит, он закрывается в своей реальности, и постепенно его картина мира перестает совпадать с реалистичной.

Задача родителя — понять причины поведения тинейджера и вернуть его к адекватному восприятию действительности и себя в ней.

Что для этого можно сделать?

1) Спокойно беседовать о будущей жизни

Бережно открывать глаза на то, что определенных способностей (в обладании которых уверен ваш ребенок) еще недостаточно, чтобы все получалось быстро и просто.

Показывайте, как выстраивать причинно-следственные связи в учебе, в пути к будущей профессии.

2) Разобраться в страхах и комплексах, которые подросток тщательно маскирует

Порой родителям хочется сбить спесь с нагловатого и самоуверенного подростка, сказать что-то вроде: «Ну подожди, жизнь тебя научит». Не стоит этого делать, так как это не принесет ожидаемого результата.

Лучше дайте подростку понять, что вы рядом.

Аккуратно и постепенно вовлекайте его в реальную жизнь, помогайте переживать ошибки не как вселенскую несправедливость, а как нечто обыденное.

3) Хвалить правильно и говорить, что он всего добьется, если будет трудиться

© Freepik

Заниженная самооценка и как ее исправить

Слишком низкая самооценка, как и завышенная, мешает человеку адекватно воспринимать свои возможности, выстраивать нормальные отношения с собой и окружающими.

Подросток с заниженной самооценкой не видит своих сильных сторон, заранее уверен в провале. Отсюда — пассивность. Зачем стараться, если понятно, что ничего не выйдет?

Такой ребенок склонен к самобичеванию и обесцениванию. Для него вчерашний успех назавтра уже ничего не значит.

Такая ситуация также требует вмешательства взрослых.

Что можно сделать?

1) Хвалить ребенка за конкретные достижения

Надо не просто говорить: «Ну что же ты, нос повесил, я же верю в тебя, ты молодец» — такая похвала ничего не даст. Важно отмечать: «Я видела, как вчера ты три часа корпел над учебниками, ты очень старательный и поэтому улучшил свою оценку».

2) Завести дневник достижений и отмечать в нем конкретные заслуги

Постепенно у ребенка выработается привычка замечать свои усилия — она будет поддерживать его в минуты эмоциональной подавленности. Если тинейджеру сложно сразу выделать успехи, начните с малого: попросите его рассказать о нескольких хороших моментах, которые произошли с ним за день и подумать, к чему из этого он приложил усилия.

3) Поощрять робкие цели

Для детей с заниженной самооценкой важно создать ситуацию успешности. Поэтому если он делится своей очень маленькой (по-вашему мнению) победой, не обесценивайте ее.

4) Верить в своего ребенка и транслировать ему это

5) Говорить про страхи, попытаться докопаться до истинной причины бездействия

Как помочь подростку ставить цели

Еще один способ работать над адекватной самооценкой — ставить четкие учебные цели. Когда подростки понимают, в каком направлении двигаются, их самооценка стабилизируется.

© Freepik

Что могут сделать родители?

1) Создать для ребенка опыт деятельности

Например, отправить его на стажировку, где он сможет познакомиться с интересующей его профессией. Можно записать на курсы, где дети работают над созданием собственного проекта и затем презентую его.

Реальная деятельность помогает человеку ощутить пользу знаний, которые он получает на уроках, оценить свои способности и понять, нравится ли ему то дело, которому он планировал посвятить себя после школы.

2) Дать представление о том, как устроена работа разных специалистов

Ребенка сложно замотивировать, когда он совсем не понимает, что люди делают на работе. Ваша задача — дать ему визуальный образ того, как все устроено.

Если у вас есть знакомые, которые работают в области, интересующей вашего тинейджера, попросите их рассказать о своих обязанностях, о сложностях и приятных моментах, о том пути, который они прошли. Если такой возможности нет, ищите другие способы познакомить ребенка с реальностью. Задача сложная, но выполнимая.

Например, на YouTube есть канал «Жиза», на котором выходят небольшие интервью с представителями разных профессий. Рубрика называется «10 глупых вопросов… (разработчику, экологу и т.д.)».

Читайте книги, подсовывайте подростку статьи. Смотрите интересное кино, из которого можете получить более или менее реалистичную картину мира.

Список фильмов, которые познакомят ребенка с разными профессиями

  • «Социальная сеть» (2010) / технологии и разработка
  • «Охотник за головами» (2009) / подбор персонала
  • «Фрост против Никсона» (2008) / политика
  • «Предел риска» (2011) /экономика и финансы

-« Умница Уилл Хантинг» (1998) / психологический

  • «Дьявол носит Prada» (2006) / мода и дизайн одежды
  • «Чего хотят женщины» (2000) / реклама и PR
  • «Сокровище» (2009) / социальная работа

Фото: Freepik

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!