Как помочь подростку обрести адекватную самооценку: инструкция для родителей
Подростки редко обладают умеренной самооценкой и часто ударяются в крайности: они склонны либо превозносить себя, либо недооценивать. К слову, для взрослых не всегда очевидно, какой самооценкой обладает их ребенок. Но понимать это необходимо для того, чтобы выстраивать коммуникацию с подростком правильным образом.
О том, как понять реальное отношение ребенка к себе и своим достижениям, а также как правильно поддержать ребенка в зависимости от завышенной или заниженной самооценки, рассказала преподаватель, наставник и тренер профориентационных программ образовательной компании MAXIMUM Education Мария Шеина.
Завышенная самооценка и как с ней работать
Дети с завышенной самооценкой склонны к учебе ради галочки. Часто они отказываются от помощи, потому что в их картине мира она им не нужна — они и так все знают, все умеют. Свои возможные неуспехи такие подростки списывают на лень и отсутствие мотивации.
Они рассуждают так: «Я и так все знаю, просто немного ленюсь».
Им сложно признать, что у них что-то не получается. Отсюда большая тяга к бездействию. Им проще ничего не делать, чем потерпеть неудачу. Ведь тогда они уже не смогут сказать про себя: «Я такой классный!»
Для подростков с завышенной самооценкой также характерна тяга к самолюбованию (у зеркала, большое внимание к внешности) и/или выпячивание собственного «я» («а у меня», «а я», «а я хочу»). Они склонны к многоречивости, часто перебивают собеседника, не дают ему возможности высказаться. Такие дети очень ранимы и тяжело выносят критику. Излишняя самоуверенность может принести ребенку много проблем, поэтому с ней необходимо работать.
Завышенная самооценка бывает связана с отсутствием диалога в семье. У подростка складывается ощущение, что его никто не слышит, он закрывается в своей реальности, и постепенно его картина мира перестает совпадать с реалистичной.
Задача родителя — понять причины поведения тинейджера и вернуть его к адекватному восприятию действительности и себя в ней.
Что для этого можно сделать?
1) Спокойно беседовать о будущей жизни
Бережно открывать глаза на то, что определенных способностей (в обладании которых уверен ваш ребенок) еще недостаточно, чтобы все получалось быстро и просто.
Показывайте, как выстраивать причинно-следственные связи в учебе, в пути к будущей профессии.
2) Разобраться в страхах и комплексах, которые подросток тщательно маскирует
Порой родителям хочется сбить спесь с нагловатого и самоуверенного подростка, сказать что-то вроде: «Ну подожди, жизнь тебя научит». Не стоит этого делать, так как это не принесет ожидаемого результата.
Лучше дайте подростку понять, что вы рядом.
Аккуратно и постепенно вовлекайте его в реальную жизнь, помогайте переживать ошибки не как вселенскую несправедливость, а как нечто обыденное.
3) Хвалить правильно и говорить, что он всего добьется, если будет трудиться
Заниженная самооценка и как ее исправить
Слишком низкая самооценка, как и завышенная, мешает человеку адекватно воспринимать свои возможности, выстраивать нормальные отношения с собой и окружающими.
Подросток с заниженной самооценкой не видит своих сильных сторон, заранее уверен в провале. Отсюда — пассивность. Зачем стараться, если понятно, что ничего не выйдет?
Такой ребенок склонен к самобичеванию и обесцениванию. Для него вчерашний успех назавтра уже ничего не значит.
Такая ситуация также требует вмешательства взрослых.
Что можно сделать?
1) Хвалить ребенка за конкретные достижения
Надо не просто говорить: «Ну что же ты, нос повесил, я же верю в тебя, ты молодец» — такая похвала ничего не даст. Важно отмечать: «Я видела, как вчера ты три часа корпел над учебниками, ты очень старательный и поэтому улучшил свою оценку».
2) Завести дневник достижений и отмечать в нем конкретные заслуги
Постепенно у ребенка выработается привычка замечать свои усилия — она будет поддерживать его в минуты эмоциональной подавленности. Если тинейджеру сложно сразу выделать успехи, начните с малого: попросите его рассказать о нескольких хороших моментах, которые произошли с ним за день и подумать, к чему из этого он приложил усилия.
3) Поощрять робкие цели
Для детей с заниженной самооценкой важно создать ситуацию успешности. Поэтому если он делится своей очень маленькой (по-вашему мнению) победой, не обесценивайте ее.
4) Верить в своего ребенка и транслировать ему это
5) Говорить про страхи, попытаться докопаться до истинной причины бездействия
Как помочь подростку ставить цели
Еще один способ работать над адекватной самооценкой — ставить четкие учебные цели. Когда подростки понимают, в каком направлении двигаются, их самооценка стабилизируется.
Что могут сделать родители?
1) Создать для ребенка опыт деятельности
Например, отправить его на стажировку, где он сможет познакомиться с интересующей его профессией. Можно записать на курсы, где дети работают над созданием собственного проекта и затем презентую его.
Реальная деятельность помогает человеку ощутить пользу знаний, которые он получает на уроках, оценить свои способности и понять, нравится ли ему то дело, которому он планировал посвятить себя после школы.
2) Дать представление о том, как устроена работа разных специалистов
Ребенка сложно замотивировать, когда он совсем не понимает, что люди делают на работе. Ваша задача — дать ему визуальный образ того, как все устроено.
Если у вас есть знакомые, которые работают в области, интересующей вашего тинейджера, попросите их рассказать о своих обязанностях, о сложностях и приятных моментах, о том пути, который они прошли. Если такой возможности нет, ищите другие способы познакомить ребенка с реальностью. Задача сложная, но выполнимая.
Например, на YouTube есть канал «Жиза», на котором выходят небольшие интервью с представителями разных профессий. Рубрика называется «10 глупых вопросов… (разработчику, экологу и т.д.)».
Читайте книги, подсовывайте подростку статьи. Смотрите интересное кино, из которого можете получить более или менее реалистичную картину мира.
Список фильмов, которые познакомят ребенка с разными профессиями
- «Социальная сеть» (2010) / технологии и разработка
- «Охотник за головами» (2009) / подбор персонала
- «Фрост против Никсона» (2008) / политика
- «Предел риска» (2011) /экономика и финансы
-« Умница Уилл Хантинг» (1998) / психологический
- «Дьявол носит Prada» (2006) / мода и дизайн одежды
- «Чего хотят женщины» (2000) / реклама и PR
- «Сокровище» (2009) / социальная работа
Фото: Freepik