Как подключить ребенка к домашним делам: 5 простых шагов
Часто родителям приходится повторять по несколько раз: помой посуду, заправь кровать, вынеси мусор. Все это происходит не системно — просто заметили беспорядок и сказали. Ребенку не хочется прямо сейчас вставать и делать, ведь у него были свои детские планы.
Родитель повторяет просьбу и начинает нервничать.
В итоге получаем: недовольного ребенка, которого оторвали от куда более приятных занятий, раздраженного и раздосадованного родителя — «лентяй, ни о чем попросить нормально нельзя».
Как быть? Вместе с издательством «Альпина.Дети» мы предлагаем несколько простых шагов, которые помогут вам привлечь ребенка к домашним делам без драм.
Используйте рекомендации из статьи и наш совместный с «Альпина.Дети» детский чек-лист «Помогаем маме», чтобы научить ребенка самостоятельности и помочь ему легко выработать полезные бытовые привычки.
Шаг 1. Определите зону ответственности ребенка
Неожиданные срочные просьбы в профессиональной деятельности считаются признаком плохого менеджмента. Гораздо лучше себя показала система, когда команда определяет, что нужно сделать, и вероятное время, за которое это можно комфортно выполнить.
Семья — тоже команда. Соберитесь все вместе и обсудите, что нужно делать для поддержания порядка в доме, попросите ребенка принять активное участие в обсуждении, предложить ежедневные и еженедельные мероприятия.
Разделите зоны ответственности, исходя из дел, которые домочадцам даются легче.
Например, приготовление пищи и полы — на маме, ребенок помогает с посудой и отвечает за пыль на поверхностях, папа встает раньше всех, а значит, готовит завтрак и выносит мусор.
Договоритесь так однажды, и пусть ребенок сам выбирает время для домашних дел — спрос только за результат.
Ученые из Калифорнийского университета обнаружили, что у детей, которые планируют свое время, ставят еженедельные цели и оценивают свою работу, укрепляются префронтальная кора и другие отделы мозга, а в результате улучшается когнитивный контроль.
Эти так называемые организационные навыки помогают детям научиться самодисциплине, дают им умение избегать отвлекающих факторов и взвешивать все за и против, принимая какое-либо решение.
Шаг 2. Используйте чек-листы
Держать все в голове невозможно, а дети с высоким уровнем тревожности могут получить дополнительный повод для переживаний, ведь спрашивают теперь именно за результат: а все ли я сделал, о чем договорились.
Для этих же целей можно использовать семейные канбан-доски.
Выделите три колонки: «Надо сделать», «В процессе» и «Готово», присвойте каждому члену семьи свой цвет стикеров для наглядности и предложите каждому самостоятельно передвигать свои стикеры с домашним делом по мере выполнения.
Но самый простой способ — готовый чек-лист.
«Летидор» и издательство «Альпина.Дети» сделали детский чек-лист «Помогаем маме» по мотивам книги «Конни помогает маме» из популярной детской серии.
В нем перечислены простые домашние дела, которые под силу даже маленькому ребенку. Все они разделены на ежедневные (убрать за собой игрушки, заправить постель) и еженедельные (протереть пыль, полить цветы).
Чек-лист можно распечатать, повесить на стену и предложить ребенку самому ставить в нем галочки. Выполняя задания из чек-листа в течение 4 недель как квест, ребенок выработает полезную привычку — самостоятельно следить за порядком.
Шаг 3. Позвольте ребенку самому выбрать себе поощрение или наказание
Давайте сразу определимся, что наказанием в данном случае будет выступать скорее дополнительное задание, как лишний круг в биатлоне.
На столе не убрано уже несколько дней — значит, на следующей неделе придется еще и помогать с посудой или пылесосить.
Пусть ребенок заранее определит меру. Такой подход дает первое представление об ответственности.
Да, можно чем-то пренебречь сегодня, если ты готов наверстать упущенное вдвойне. Кроме того, выбрав себе меру наказания самостоятельно, дети внутренне более нацелены на то, чтобы его избежать.
Но не забудьте и про поощрение — мотивация должна быть позитивной. Пусть ребенок не думает о том, что ждет его в случае неудачи, а концентрируется на награде за успех.
«Коврижку» ребенок тоже должен выбирать сам. Воскресный поход в аквапарк? Дополнительный час мультиков? Любимый торт?
Шаг 4. Фиксируйте результаты
Чтобы все предыдущие шаги имели силу, необходимо выбрать специальное время, когда вы будете подводить итоги: смотреть на галочки в чек-листе, спокойно обсуждать, почему не все окошки заполнены.
Не стоит делать такие собрания частыми и долгими — это утомительно, однако они должны случаться регулярно, чтобы подтверждать: наша договоренность не пустой звук.
Не стоит скатываться в разбор полетов, ведь мы пытаемся научить ребенка самостоятельности.
Кнут и пряник он уже сам определил для себя в предыдущем шаге. Главное — соблюдать установленные поощрения и наказания.
Итальянский психолог Даниэле Новара, автор книги «Наказания бесполезны», убежден: воспитательный момент — это именно строгое выполнение заранее определенных правил. Это то, что убережет родителей от криков и лишних эмоций, которые в конечном итоге ничего не дают.
Если ребенок не сделал то, что должен был, значит, он берет на себя дополнительное задание, даже если родителю не сложно сделать все самому, — это очень важно.
То же самое и с поощрением. Ребенок должен несколько раз прожить на практике последствия своих действий, какими бы они ни были.
Шаг 5. Дайте зеленый свет ничегонеделанию
Чаще всего родители начинают придумывать детям дополнительные дела, когда им кажется, что ребенок занимается ерундой, не делает ничего полезного. Например, не играет, не учится, а просто валяется на диване.
Но иногда нам всем — и детям, и взрослым — просто необходимо «ничегонеделание»: отдохнуть, послоняться.
Мы не можем постоянно быть в тонусе.
В течение дня у ребенка обязательно должно быть свободное, ничем не заполненное, «скучное» время, которого мы так боимся, — в нем зарождаются истоки креативности.
Старайтесь без необходимости не придумывать дополнительные задания для ребенка, вы ведь уже определили фронт работы и ответственные зоны. Теперь доверьтесь вашему сыну или дочери и разрешите им самим распределять свободное время.
Необходимость сочетать хорошую учебу в школе, компьютерные игры, посещение секций и кружков с домашними обязанностями невольно приучает детей ценить время и правильно распределять его.
Фото: Depositphotos; Freepik.com