Как определить, что у ребенка аутизм
Мы попросили психолога Центра лечебной педагогики «Особое детство» Алену Легостаеву рассказать, какие моменты в поведении должны насторожить родителей и стать поводом для обращения к специалисту.
Какие признаки могут указывать на аутизм
Не все эти признаки могут свидетельствовать об аутизме, но если вы заметили особенности из списка ниже в поведении ребенка старше полутора-двух лет, стоит поговорить об этом с врачом.
-
Ребенок не отзывается на имя или делает это очень редко, при этом у него все в порядке со слухом.
-
Не умеет использовать указательные жесты в общении.
-
Не смотрит на взрослого в момент просьбы, как будто обращается не к нему.
-
Не оглядывается и не ищет родителя, если тот вдруг пропал из поля зрения.
-
«Странно» играет в игрушки: подносит очень близко к глазам, может долго крутить колесики машинок пальцем и смотреть на них, постоянно выстраивает ряды из игрушек и не дает взрослому вмешиваться в свои игры.
-
Не говорит сам и плохо понимает речь. Проверить это можно, попросив ребенка сделать что-то простое: принести книжку, показать игрушку.
-
Ребенок начинает говорить какие-то слова, но со временем словно «забывает» их.
-
Следит, чтобы все было предсказуемо и одинаково: любит ходить одними и теми же маршрутами, есть из одной и той же посуды строго определенную еду, носить одну и ту же одежду. Если что-то меняется (или родители пытаются поменять), очень расстраивается.
Склонность к повторяемости и постоянству свойственна для определенного этапа развития ребенка, но иногда может быть признаком РАС.
Какие онлайн-методики могут помочь в постановке диагноза
Существует несколько бесплатных проверенных методик, которые могут помочь родителям.
Первые признаки аутизма (тест M-CHAT-R)
Что проверяем: есть ли риск аутистического развития
Для кого: родители, педиатры, педагоги
Возраст ребенка: 18-39 месяцев
Простота использования: очень просто
Русскоязычный перевод M-CHAT-R («Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей, пересмотренный») был одобрен авторами оригинального опросника. Важно: тест очень чувствительный и часто дает ложноположительные результаты, но это обусловлено задачей опросника — не пропустить признаки РАС у ребенка, который мог бы получать педагогическую помощь как можно раньше. Если тест показывает высокий риск, то обсудите результат с врачом-психиатром.
Оценка динамики развития при аутизме (шкала ATEC)
https://contact-autism.ru/autism/atec
Что проверяем: как развивается ребенок с аутизмом
Для кого: родители, педиатры, педагоги
Возраст ребенка: 5-12 лет
Простота использования: просто
Анкета-тест состоит из четырех подразделов: Речь/ Язык/ Коммуникативные навыки/ Социализация; Сенсорные навыки/ Познавательные способности и Здоровье/ Физическое развитие/ Поведение. Взрослый отвечает на вопросы, баллы и результат считаются автоматически.
Шкала ATEC изначально была разработана для оценки эффективности вмешательства (занятий) при аутизме, но может быть полезен в качестве инструмента выявления аутизма. Если заполнять эту анкету, например, раз в год, то можно увидеть, как меняется ребенок.
Выявление высокофункционального аутизма у школьников (тест ASSQ)
Что проверяем: есть ли синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм)
Для кого: родители, педагоги, взрослый человек с аутизмом (для самодиагностики)
Возраст ребенка: 6-12 лет
Простота использования: просто
ASSQ представляет собой опросник из 27 вопросов, который заполняют родители или другие близкие взрослые (в том числе учителя) детей школьного возраста.
Вопросы касаются трех тем:
-
Социальные трудности (в установлении и поддержании дружеских отношений, в социальном поведении и социальном общении).
-
Стереотипное поведение и двигательные трудности (тики, моторные нарушения, обсессивно-компульсивное расстройство).
-
Аутистический стиль (социально-когнитивный и разговорный стиль).
Оценка качества и развития коммуникации (Матрица коммуникации)
https://communicationmatrix.org/
Что проверяем: коммуникативные возможности ребенка (в том числе неречевые)
Для кого: родители, педагоги (совместное использование)
Возраст ребенка: дети и взрослые любого возраста с самыми тяжелыми нарушениями развития
Простота использования: средняя
Матрица общения — это инструмент оценки, который фиксирует текущий коммуникативный уровень ребенка, а также предлагает план обучения, в рамках которого можно наметить будущие цели.
Матрица включает все типы коммуникации, включая альтернативные формы (например, жестовый язык), так называемую предсимвольную коммуникацию (жесты, движения тела, звуки, мимика), а также обычную коммуникацию (речь).
Материал подготовлен при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее»