Психология

Как не загубить мотивацию: три совета родителям

Как не загубить мотивацию: три совета родителям

Семейный психолог Rehab Family Софья Шевякова рассказывает о типичных пагубных воздействиях, которые приводят к безынициативности во взрослом возрасте и дает рекомендации, как все-таки не загубить мотивацию к действию.

Когда ребенок слышит: «Ты ничего не можешь сделать нормально!», у него формируется  заниженная самооценка, и в будущем, чтобы избежать отрицательной оценки, ребенок даже неосознанно предпочитает ничего не делать, бездействовать, а родители недоумевают – почему так происходит.

Не имея, например, времени или достаточного количества терпения, чтобы поправлять возможные ошибки, родные делают за ребенка то, что он вполне может сделать сам. Ребенок тем самым регулярно получает послание: «Ты не можешь!»

Если ребенок проявляет инициативу и совершает ошибку, а его за это ругают или наказывают, и происходит это раз за разом, то в итоге можно получить в качестве результата воспитания полную безынициативность. Куда проще ничего не делать, так гораздо спокойнее!

В противовес этому родители и члены семьи могут:

Создавать «зону ближайшего развития»

Все время создавать для ребенка «зону ближайшего развития», то есть находить все новые задачи, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но с которыми может справиться в сотрудничестве со взрослыми, чтобы в дальнейшем этот навык стал его собственным достоянием. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам, поощрять самостоятельность, особенно если ребенок настаивает: «Я сам!», постараться дать ему попробовать или договориться о доле совместного участия.

Это значит, начинать разбирать его ошибочные действия с положительных моментов, которые всегда, при желании можно найти, и уже потом переходить к отрицательным сторонам произошедшего. Критика в жизни ребенка должна быть уравновешена похвалой и всегда относиться к действиям ребенка, а не к его личности. Объяснять, что ошибки свойственны всем людям и только благодаря им можно стать мудрее и чему-то научиться.

Это значит, предлагать ребенку самые разные способы самореализации, будь то творчество, спортивные или интеллектуальные занятия и поддерживать ребенка в процессе.