Психология

Как найти выход из сложной ситуации

Как найти выход из сложной ситуации

Как найти опору в жизни, если вы попали в тяжелую ситуацию? Как найти терпение и обрести необходимые силы? Директор Благотворительного фонда «Радость детства» Гузель Садыкова рассказала о том, что может помочь родителям и их детям.

Как выжить в сложной ситуации? Потеря работы, смерть близкого человека, развод, инвалидность ребенка? О том, что делать, когда не знаешь, что делать и как найти свое призвание – «Летидору» рассказала директор Благотворительного фонда «Радость детства», издавшего книгу «Лоцман по жизни», Гузель Садыкова.

Гузель

– Для кого предназначена книга? В подзаголовке написано: «Для семей, воспитывающих детей-инвалидов» – ведь это очень узкая аудитория?
– Конечно, в первую очередь эта книга создана в помощь тем родителям, у которых дети «особенные», имеют какие-то ограничения здоровья. Здесь и законодательная поддержка, и советы врачей, и психологов.

Но для лично меня эта книга стала открытием. Все равно каждый человек имеет склонность концентрироваться на себе, на своих вопросах, преувеличивать масштабы проблем. В «Лоцмане» есть истории из жизни людей, которые потеряли зрение или родились с какими-то увечьями. Вот они и поражают. Такая сила, такой драйв, такое чувство свободы у этих людей – что становится неуютно даже думать о своих «сложностях». Вообще, эта книга подойдет и тем, кто «потерялся» в жизни, не ощущает ее вкус.

«Инвалидов, как и абсолютно всех людей, мучает один вопрос – а нужен ли я на этой земле? Конечно, у здоровых изначально больше возможностей для интересной жизни. Но сколько из них мучаются теми же вопросами, что и люди с ограниченными возможностями: кто я, зачем я, где найти работу, семью, жилье, любовь? И многие из них живут не в комфорте, а борются за выживание. Ну и чем, кроме внешности, они отличаются от меня, например?», – размышляет в книге Римма Хадиева, художница с диагнозом ДЦП.

– Какая основная цель «Лоцмана»?
– Книга – это новый образ мыслей и поведение родителей, которые помогут изменить ситуацию. Диагноз не меняет ребенка – он меняет папу и маму, которые сначала испытывают шок. Для того, чтобы помочь своему ребенку, нужно как можно быстрее привести себя в чувство – никто не сможет этого сделать.

То же самое можно сказать о потере работы. О смерти близкого человека. О разводе. О любой другой трагедии. Если вы примете это – ведь это уже неизбежность, – вы станете более терпеливым, более уверенным, более настойчивым, более компетентным. Надо найти опору, якорь в жизни. Для кого-то это – взаимная любовь, для других – друзья, для некоторых – творчество или спорт, для третьих – хорошо оплачиваемая работа или помощь тем, кому еще меньше повезло в жизни.

– Как появилась идея книги? Ведь есть множество справочников, автобиографических рассказов, фильмов, специалистов, которые могут так же помочь?
– Слишком много вопросов витало вокруг. Телефон накалялся, электронная почта пухла от писем, шкаф был забит конвертами.. И когда все эти «почему?», «как?», «куда?», «а можно?» стали превышать количество ответов, мы поняли, что пора дать людям пищу. Наверняка сложно быть родителем. Это ответственность. И уж без всяких сомнений – невероятно сложно быть мамой или папой ребенка, который не видит или не ходит. Мы поняли, что в первую очередь нужно помочь самим родителям.

Самый главный мотиватор в жизни каждого – это семья, модель и роли семьи детства человек может пронести через всю жизнь, даже не осознавая этого. И если ребенку вечно говорят, что он – победитель, что он ценен просто потому, что есть, что он сможет достичь всего, чего захочет – то у ребенка не останется другого выбора, как быть чемпионом, быть уверенным в себе.  Он уже не будет самоутверждаться за счет унижения других, у него не будет переносов из прошлых негативных опытов.

Кстати, это касается не только детей-инвалидов. В «Лоцмане» есть рассказ о лыжнице, чемпионке зимних паралимпийских игр Ирине Поляковой. Ее вообще ждала очень грустная судьба и незаметная жизнь. Ирина в два года лишилась обеих ног, попав под трамвай, воспитывалась в интернате. Сейчас у нее потрясающие достижения, занимается она тем, что тренирует ребят-инвалидов. «Самое трудное и для меня, и для них – выправить их надломленный дух. Всегда им говорю то, что говорю себе: рук-ног нет – это еще не инвалид. А вот если нет головы, то это, конечно, конкретное ограничение возможностей. И среди здоровых таких вот «инвалидов» очень много», – говорит Ирина. А малыш, который и так видит, что «не такой» – нуждается в принятии, заботе, здоровом отношении к себе.

– Разве о ребенке с ограниченными возможностями не заботятся и так, без напоминания?
– Любой малыш, если его воспитывать «не так» может стать человеком с «ограниченными возможностями». Если ребенка принимают таким, какой он есть, независимо от внешности или способностей, в будущем это помогает ему выстраивать общение с людьми и правильно сформировать взгляд на мир.
Но! Бывают и крайности в воспитании.

  1. Воспитание по типу Золушки. Родители чрезмерно придираются к ребенку, предъявляют повышенные требования. Малыш вырастает робким и неспособным постоять за себя.

  2. Кумир семьи. Противоположное первому типу, когда выполняются любые требования ребенка. Дети становятся капризными и упрямыми. А с возрастом – выскомерными и эгоистичными.

  3. Гиперопека. Детей лишают самостоятельности. Дети сталкиваются с проблемой принятия решений.

  4. Гипоопека. Игнорирование ребенка, когда он предоставлен самому себе. У ребенка будут не развиты навыки социальной жизни.

  5. Ограниченное социальное пространство. Это дети, оставшиеся без родителей. Они получают суррогаты эмоций, у них возникают сложности в адаптации и общении со сверстниками, искажаются ценностные ориентиры.

Наверняка вы узнали какие-то моменты своего поведения – и понимаете, что все причины – из детства.

– Для того, чтобы родители могли адекватно воспитать ребенка, они сами в первую очередь должны быть эмоционально зрелыми людьми, уметь контролировать свои чувства, или с воспитанием «особенных» детей справится любой?
– Давайте говорить о том, что каждый ребенок – особенный. И  для воспитания любого ребенка нужна зрелость, ответственность за поступки. Дети с ограниченными возможностями – такие же дети. Но при этом родители, несомненно, испытывают травмирующие ситуации на себе, ведь с годами выясняются новые детали развития ребенка. Часто такие семьи распадаются.

Вообще, тема воспитания и отношений «отцы и дети» – очень глубокая тема. Не зря есть выражение «вклад в ребенка». То есть это время, энергия, силы, которые умножаются и возвращаются через годы. Закон сеяния и жатвы никто не отменял. Очень впечатляет в этом плане автобиографический роман французского писателя Ромена Гари, который посвящен маме, растившей его в одиночку почти в нищете. Она внушала ему мысли о грандиозном будущем, где он был послом во Франции, красавцем-офицером, великим писателем, героем. Правда, это другая сторона, потому что все это сбылось, а счастья самому Гари не принесло. Своей жизнью он не жил ни часа. Но самая главная мысль – что семья может создать будущее для своего ребенка.
«Лоцман по жизни» меняет взгляд на жизнь не только родителей. Она меняет любого человека, который взял ее в руки.

обложка.jpg

– Это коммерческий проект? Где можно купить книгу?
– Выпуск книги финансировался Благотворительным фондом «Радость детства» и распространяется она бесплатно – она в свободном доступе на нашем сайте. Прочитав книгу, у вас будет целый ряд достижений.

Если у вас ребенок-инвалид:

  1. Вы спокойны, потому что приняли своего ребенка и не считаете это горем. Вы не сваливаетесь ни в гиперопеку, ни в игнорирование;
  2. В законах о реабилитации вы плаваете как рыба в воде;
  3. У вас есть парочка десятков полезных телефонов и мыслей;
  4. Примеры других успешных людей с инвалидностью может вдохновить вас, а вы – своего малыша.

Если у вас не было проблем со здоровьем, но нашлись проблемы с мотивацией:

  1. Ваши трудности перестанут казаться вам такими глобальными, вы станете собственным лайф-коучем;
  2. Возможно, вы поймете, что ваше призвание – помогать другим. Или рисовать. Или покорять вершины. Ведь это делают люди даже без зрения или без ног;
  3. Любому знакомому, который находится в отчаянии или столкнулся с горем, вы сможете дать правильный ресурс;
  4. Если вы еще посмотрите предложенные в книге фильмы – вероятно, вы поймете, что человек может все. Или дальше больше – если, конечно, захочет.