Психология

Как научиться шутить

Как научиться шутить

Чувство юмора помогает маленьким детям творчески познавать мир вокруг, а школьникам  – преодолеть очень трудный для них подростковый период. Несмотря на естественные различия, мальчики и девочки используют чувство юмора для достижения одних и тех же целей. Для всех подростков смех является обходным путем в решении основных проблем их этапа развития.

Шутки, над которыми смеются дети, маркируют уровень их развития, считаетзнаменитый журналист и психолог, доктор философии, Лоренс Катнер (Lawrence Kutner). Предмет детского смеха обычно указывает на источник проблем, которые решает ребенок на определенном этапе своей жизни. Малыш будет в восторге от «туалетного» юмора, когда он только осваивает технику посещения домашней уборной. Научившись ходить в туалет, ребенок сочтет подобные шутки тупыми.

Улыбаться нас заставляет наша нервная система, реагируя на приятные сигналы извне. Уже новорожденный малыш складывает свой ротик в подобие улыбки, почувствовав вкусный запах. А вот настоящий смех является более сложной реакцией, ее ребенок осваивает в течение своего взросления.

В первый год своей жизни ребенок понимает несколько очень важных вещей. Во-первых, он осознает свою индивидуальность, «отделенность» от родителей. Затем он начинает замечать, что люди и предметы существуют независимо от их присутствия в сфере его внимания. Если мама вышла в другую комнату, то она не исчезла, а просто отошла по делу и скоро вернется. Если игрушка закатилась за дверь, то ее можно достать. Дети привыкают к очень важной мысли: окружающий мир существует независимо от наших ощущений.

Игра в прятки вызывает у годовалых детей заливистый смех. В этом возрасте малыши учатся отделять о свои ощущения от их источника, образ – от его материального носителя. Во время игры ребенок учится понимать, что мама исчезла не навсегда, а спряталась лишь по правилам игры и появится, как только он ее «найдет». Пока малыш еще не уверен в счастливом исходе и сильно волнуется в процессе поиска. Как только случается долгожданная находка – внутренне напряжение разряжается громким хохотом. Если же мама прячется слишком долго, драматизм поиска перерастает в страх потери и ребенок может заплакать.

Когда ребенок начинает получать удовольствие от игр, он пытается творчески подойти к изучению языка и начинает экспериментировать с его формами. На этом этапе развития его очень веселят бессмысленные комбинации слов и слогов. Он пытается отличать звучание речи от ее смысла и, по его мнению, это очень забавно.

В 2 года ребенок обнаруживает, что в мире есть порядок. Поэтому носок на ноге не вызывает у него никаких эмоций, так как все в порядке вещей. Но когда эта часть гардероба оказывается на ухе – веселью нет предела. Но дети постарше могут счесть такую шутку глупостью, так как, в отличие от годовалых «юмористов», они уже умеют контролировать свой смех. Для них наступило время шутить сознательно.

Шестилетнего подростка уже не смешат, как прежде, непорядок с носком и прятки с мамой. Он занят решением проблем более высокого порядка, которые становятся для него источником новых шуток. Взрослеющий малыш занимается курьезными сравнениями, словесными играми и логическими парадоксами. Он развлекает родителей остротами такого типа:

«Почему слониха покрасила свои ногти в красный цвет?»
«Чтобы спрятаться в клубничном пятнышке»

Содержание шутки отражает попытки ребенка разобраться в сложностях логического мышления с помощью языка. Слониха идет на авантюру, логически обреченную на провал – пытается спрятаться на контрастном для нее клубничном фоне за счет маскировки ничтожной детали своего тела. Подросток шести лет уже понимает абсурдность действий животного и с высоты своего интеллектуального положения высмеивает глупую слониху.

Наивный характер детских шуток меняется по окончании начальной школы. По непонятным для психологов причинам, в четвертом и пятом классах мальчики и девочки смеются по-разному. Десятилетние ученики уважают остроты, прямо связанные с физической силой и сексуальностью объекта. Их ровесницы предпочитают концептуальные шутки. Девочки высмеивают ухажеров своих подруг и подражают роковым женщинам из мыльных опер. В этом возрасте смех работает критерием социальной классификации: характер реакции на определенные шутки становится знаком принадлежности к той или иной группе.

Несмотря на естественные различия, мальчики и девочки используют чувство юмора для достижения одних и тех же целей. Для всех подростков смех является обходным путем в решении основных проблем их этапа развития. Если подросток смеется над проституцией и абортами, то совсем необязательно он придет к прямому осуждению этих явлений. Однако смех дает взрослеющему человеку возможность  «примерить» различные культурные нормы и социальные образцы поведения. В конце концов, если они ему «не подойдут», всегда можно сказать « Я просто пошутил».

Дети смеются с удовольствием

Детское чувство юмора.jpg

Ученые выяснили, что отделы взрослого мозга, отвечающие за юмор, уже работают у 6-летних детей. С возрастом структура этих подразделений усложняется. «Наши открытия подтверждают тезис о том, что детский мозг уже умеет шутить в ответ на внешние воздействия. Однако эти навыки находятся в зачаточном состоянии», – рассказывает профессор психиатрии в Стэнфордском университете доктор медицины Аллан Рейсс (Allan Reiss) в пресс-релизе к новому исследованию. В этой работе ученые пытались лучше понять, каким образом смех обеспечивает детям развитие и внутренний комфорт.

«Юмор очень важный компонент душевного здоровья», – считает доктор Рейсс. «В частности, я думаю, что чувство юмора помогает детям преодолеть очень трудный для них подростковый период»

Детский мозг наслаждается смехом. Американские нейропсихологи опубликовали результаты исследования, в котором детям от 6 до 12 лет проводили сканирование мозга во время просмотра коротких видеоклипов. Предварительно  ролики были классифицированы исследователями как смешные, позитивные и нейтральные. Смешное видео активировало в мозгу детей те же самые зоны, что и у взрослых людей. Например, оно возбудило участки мозга, настроенные на удивление. Позитивное кино детский мозг признал приятным, но не забавным. А нейтральные сюжеты оставили все эти площадки сознания в покое.

Как и у взрослых, при просмотре забавного сюжета, в детском сознании активируются катализаторы удовольствия. Но с возрастом эта активация замедляется. Ученые полагают, что с годами усложняется соответствующие структуры мозга. И не исключают, что в голове ребенка зоны удовольствия более восприимчивы к смешным раздражителям, чем у взрослых.

Детские улыбки.jpg

Автор мирового бестселлера «Чего ожидать, когда ждешь ребенка» (What to Expect When You're Expecting), Хейди Маркофф (Heidi Murkoff) считает, что умение ребенка смеется нужно поощрять всеми возможными способами. Игра стоит свеч – смех приносит детям радость и ускоряет их развитие.
В возрасте 14-15 месяцев дети начинают понимать, что смешные рожицы и абсурдные ситуации достойны улыбки. Когда мама изображает за столом собачку, это очень забавляет ребенка, поскольку он уверен, что происходит нечто необычное для «нормальных» родителей. Смеясь, малыш дает знать, что он понимает поведение мамы как  ее «шутку», которая вызывает его улыбку.

Со временем язык ребенка достигнет того уровня, на котором станут возможными лингвистические шутки. Малыш начнет смеяться над парадоксальными рифмами и словесными бессмыслицами. Годовалый человечек может запросто показать вам локоть вместо носа или назвать куклу грузовиком, чтобы просто рассмешить родителей. Шутка может быть неудачной, но ваш смех заражает ребенка – так что не портите ему удовольствие.  Вашим детям начинает нравится смех – они начинают хохотать, даже не дослушав до конца знакомую шутку.

•    Игнорируйте очевидность. Притворитесь, что ищете какой-либо вымышленный объект. Вовлекайте ребенка в свои поиски, описывайте в деталях свою фантазию, просите его тут же сообщить вам о находке.

•    Пусть обычные объекты издают смешные звуки. Например, после купания сделайте вид, что полотенце превратилось в стиральную машину и разрывается от соответствующего шума.

•    Меняйте правила. Нарушайте привычное расположение вещей. Положите, например, игрушку на рабочий стол. Пусть ребенок заметит нарушение знакомого положения вещей и попытается навести порядок.

•    Не стесняйтесь ломать комедию. Будьте открыты и готовы к игре. Не стесняйтесь подшутить над кем-то (в первую очередь – над собой). Смех доставляет детям радость, делает их оптимистами и повышает самооценку. Дурачьтесь на здоровье!