Как научить ребенка любить?
В далеком от совершенства современном мире, где материальное и приземленное часто берут верх, способность испытывать эмоциональную привязанность к другу, возлюбленной, родственникам, животному остается бесценным качеством. Не существует специального возраста готовности детей к любви. Они открыты миру с рождения – любят родителей, братьев и сестер, привязываются к приходящим бабушкам и дедушкам, обожают домашних питомцев. Но есть еще умение любить в широком смысле – чуткое отношение к людям, забота и участие в жизни других, непричинение вреда ни делом, ни словом. Можно ли научить этому ребенка? Или воспитание чувств происходит на бессловесном уровне?
Пример семьи
Нужно признать, что научить любви, как таблице умножения, невозможно. Это и для большинства взрослых – ежедневный труд и преодоление сомнений. Но если относиться к способности любить как к умению вызывать у окружающих добрые чувства и желания, то миссия родителей – настраивать детей на оптимистичный образ жизни и внимательное отношение к людям. Если вы уже сформулировали черты, которые хотели бы видеть в детях, вам неизбежно придется самим быть носителями этих черт. То, как вы разговариваете с ребенком, любимым человеком, друзьями и даже случайными прохожими, бессознательно становится сценарием, правильным и для детей, ведь им проще всего повторять поведение, которое они видят в своей семье. Зная об этом, родители могут научить детей нескольким вещам:
Обращать внимание на положительные стороны жизни : развивать в детях чувство прекрасного, говорить об искусстве и читать хорошие книги, смотреть кино о любви и настраивать на восприятие действительности таким образом, чтобы воображаемый стакан был наполовину полон, а не пуст. Люди, которые видят красоту в малом, сумеют в любом человеке разглядеть черты, достойные интереса и уважения.
Радовать друг друга. Говоря о том, как именно радовать, можно вспомнить о языках любви, описанных в известной книге консультанта по взаимоотношениям Гэри Чепмена «Пять языков любви»:
• Слова поддержки. Похвала и благодарность отражают друг друга. Когда мама говорит ребенку «спасибо» за то, что он ведет себя тихо во время сна маленького брата, а папа хвалит жену и дочку за то, что они в его отсутствие приготовили вкусные пирожки, то те, кому говорят добрые слова, и сами испытывают благодарность и желание радовать близких снова и снова.
• Совместное время. Несмотря на то, что свободного времени у работающих родителей мало, когда оно появляется, оно должно быть их безраздельным временем с детьми, без отвлечения на посторонние дела. Катать поезд по железной дороге – так без включенного фоном телевизора. Гулять по парку – так беседуя или играя в мяч, а не разговаривая одновременно по телефону.
• Подарки. Знаки внимания, которые вовсе не должны быть дорогими или крупными, говорят любимым людям, что мы думаем о них. Детям приятно находить конфету или маленькую машинку в кармане курточки, получать загаданный на день рождения кукольный дом, встречать вас из командировки, зная, что вы привезете что-нибудь необычное из другого города. В ответ родителям тоже будут дары: букеты одуванчиков, дольки подаренной шоколадки и, конечно, рисунки и поделки, посвященные маме и папе.
• Помощь. Как хорошо, когда дети могут прийти с трудностями к родителям, и те помогут им справиться с непонятным школьным заданием, организовать совместную игру со сверстниками на дне рождения, помочь помириться с младшим братом. Это учит детей тому, что близкие люди готовы не только подбадривать друг друга в трудную минуту, но и оказывать осязаемую, физическую помощь.
• Прикосновения. Минуты близости, будь то чтение в обнимку, традиционный поцелуй перед уходом на работу или даже шутливые хлопки ладонями «дай пять!» – все это особенные моменты, которые мы позволяем себе с самыми дорогими на свете людьми.
Проявлять заботу. Часто забота заключается в желании поделиться с другим человеком тем, что любишь сам, или пожертвовать свободным временем, или даже испытать легкий дискомфорт, но доставить удовольствие близким. Так мужчина отдает замерзшей женщине кофту со своего плеча. Так старший брат готов выполнить за приболевшую сестренку часть ее работы по дому. Так делится на четверых членов семьи единственный кусок торта – хотя маленьким кусочком и не наешься, он будет гораздо вкуснее, чем если кто-то съест большой кусок в одиночку.
Проявлять добросердечность к тем, кто нуждается. Вместе с детьми собрать одежду для приюта, отвезти игрушки в дом ребенка, перечислить часть средств на благотворительные цели. Тревога за тех, кого не знаешь лично, объединяет людей и часто творит чудеса. Расскажите детям счастливые истории о том, как собранные на лечение средства помогли кому-то справиться с болезнью. Хорошо, когда дети с малых лет понимают: всегда есть кто-то, кому мы в силах оказать помощь.
Выражать чувства в семье. Если родители обнимают и целуют друг друга и детей, то открытое проявление чувств воспринимается как порядок вещей. И даже если ваш темперамент не позволяет откровенное выражение эмоций и ежедневные признания, знаки любви бывают и невербальными: подержать любимого человека за руку, когда он расстроен, варить для него кофе так, как он любит, всегда выходить встречать папу, когда тот возвращается с работы. Дети чувствуют себя уверенно и безопасно, когда у родителей здоровые, искренние отношения.
Позволять детям проявлять добрые намерения. Если ребенок испытывает к кому-то особый интерес, желает делать подарки девочке из группы детского сада, приглашать в гости одноклассника, позволяйте ему это делать. Свобода выражения чувств уменьшается с годами, но, если не сбивать романтический настрой в раннем возрасте, ребенок может и дальше быть открытым миру.
Быть терпеливыми и понимающими. Детям важно, чтобы их любили не только хорошими и успешными, но и тогда, когда они пребывают в плохом настроении или получают двойку за сочинение. Ребенок может в слезах признаться, что совершил некрасивый поступок, или, наоборот, поведать вам о радостном событии – в любой ситуации важна родительская поддержка, именно за ней дети и приходят к взрослым.
Можно настраивать детей на лучшее и руководствоваться библейским толкованием любви, но будет неправильно не предупредить их о том, что в некоторые моменты важно быть осторожными. Не все люди способны оценить повышенное к ним внимание, доброе отношение и щедрые жесты. Бывает, что человек, к которому ребенок идет с открытым сердцем, не отвечает взаимностью. А в дружбе и романтических отношениях случаются ревность и предательство.
Детям-экстравертам, открытым миру и строящим отношения через многочисленные доверительные контакты, придется аккуратно объяснять, что не каждый человек готов к бурному проявлению чувств и, более того, не каждый этого заслуживает. Таким детям особенно нужно объяснять правила безопасности и правила поведения с незнакомцами. И рассказать, что существует близкий круг, в котором друзья и родственники принимают ребенка таким, какой он есть. Но у каждого свое понятие личного пространства, свои особенности характера, и прежде чем сближаться, полезно некоторое время присматриваться к человеку: что он любит, как ведет себя, идет на контакт с желанием или отстраняется, часто звонит и предлагает пообщаться или, в основном, принимает приглашения. Полезно научить ребенка распознавать язык тела: вербальные и невербальные знаки и жесты, чтобы он видел, какие эмоции испытывает собеседник.
Предотвратить ситуации, которые могут возникнуть между друзьями и возлюбленными – ссоры, расставания, безответные чувства – невозможно. Детям придется это испытать. Но неудачи должны становиться поводом для разговора и объяснения. И каким бы ни был родительский опыт дружбы и любви, не нужно убеждать ребенка, что нельзя слепо доверять людям, и тем самым программировать его на то, что везде может ожидать подвох и опасность.
Даже если чувства маленьких детей кажутся вам наивными, и вы отлично понимаете, что подруга, с которой сегодня поссорилась дочка и теперь плачет, не так дорожит общением, как думает ваш ребенок, не умаляйте ее переживаний, уверяя, что ничего страшного не произошло и в ее жизни будет много подруг. Просто посочувствуйте и разрешите ей пережить эти волнения: поплакать, погрустить, успокоиться, сделать выводы, подумать, можно ли исправить сложившуюся ситуацию.
Воспитывая детей, мы даем им представления о том, как по-разному строятся человеческие отношения. Постепенно ребенок начинает отличать добро от зла, понимать, что нужно с осторожностью относиться к тем, кто способен совершать плохие поступки и разрушать то, что дорого другому. Приближаясь к подростковому возрасту, ребенок начинает действовать своим умом, а родительские подсказки отходят на второй план. Поэтому основной багаж знаний о чувствах и умение любить закладывается уже в маленьком возрасте. И, когда семья является для ребенка оплотом любви, он может оставаться добрым другом, любящим сыном и внимательным к людям человеком в любых обстоятельствах и в любой среде.