Психология

Как научить малыша самостоятельности

Как научить малыша самостоятельности

Первые шаги ребенка – это первая возможность для него стать самостоятельным. Как не помещать такому важному процессу и почему родителям стоит учиться давать детям как можно больше свободы?

Все родители одинаковы. Как только появляется хоть намек на опасность, мы чувствуем страх за своего ребенка и часто на корню пресекаем его порыв что‑то самому испытать и попробовать. Не надо так сильно беспокоиться! Постарайтесь не переходить эту грань – когда родительская защита становится обороной и заграждает ребенка от внешнего мира, делая его робким и неуверенным. Образовательная задача очень тонка: день за днем вам предстоит развивать способности вашего ребенка, чтобы в конце концов и самим научиться отпускать его с легким сердцем. Воодушевленный вашей похвалой, он с энтузиазмом начнет открывать мир, с осторожностью преодолевая препятствия и самостоятельно решая свои проблемы.

Первые шаги

  1. Чтобы облегчить первые шаги вашего малыша, положите несколько книг в большую коробку, и ребенок будет двигаться вперед, опираясь на нее.

  2. Разбросайте по полу немного игрушек. Обходя их в процессе игры кругом, он научится самостоятельно перемещаться.

  3. Озвучивайте движения ребенка, подчеркивая его ловкость и сноровку, когда он приседает под столом, не ударившись головой, или держится за поручень, чтобы спуститься с лестницы.

  4. Чтобы облегчить первые попытки самостоятельно раздеться, расстегните все застежки-молнии, пуговицы, сложные для расстегивания, и оставьте ребенка разбираться самостоятельно.

  5. Чтобы побудить ребенка действовать с большей осторожностью, чуть утрируйте и комментируйте все ваши повседневные действия: я слегка толкаю дверь, чтобы не прищемить пальцы; в носках я двигаюсь чуть медленнее, чтобы не поскользнуться.

  6. Перед тем как позволить ребенку сделать его первые шаги вверх-вниз по лестнице, установите барьер безопасности на второй ступеньке. Ребенок сможет безопасно вскарабкиваться на первую ступень и спускаться с нее.

  7. Когда он учится подниматься по лестнице, стойте позади ребенка, чтобы в случае чего поймать его, а при спуске идите перед ним, держа руки за спиной. Малыш будет спускаться, одной рукой опираясь о стену, а другой – о ваши руки.

Слова, которые нельзя говорить «Всегда» и «никогда» – два слова-ловушки, которые мешают ребенку развиваться. Лучше скажите: «У нее есть только одно желание – открывать новое» вместо: «Стоит только мне отвернуться, как она тут же делает глупости». Лучше скажите: «Это большой смельчак!» вместо: «Всегда за ним глаз да глаз». Лучше скажите: «Его бы энергию, да в мирных целях» вместо «Он настоящий сорвиголова и никогда не смотрит под ноги».

Двухлетний Кирилл во время игры любит находиться рядом с родителями… И если он запускает машинки, то обязательно под кресло, рядом с мамой, читающей газету, или на клавиатуру папиного компьютера. Родители придумали целую игровую программу для того, чтобы Кирилл мог находить себе развлечения сам и не отвлекал без конца взрослых. Каждый день один из них играет с сыном минут пятнадцать, затем, оставаясь в комнате мальчика, разговаривает по телефону или читает, не уделяя ему слишком много внимания. Чтобы ребенок привык, каждый раз перед уходом его предупреждают, а по возвращении говорят «ку-ку». Кирилл, погруженный в свои занятия, начинает обращать все меньше внимания на эти приходы-уходы. Вскоре родителям уже не придется оставаться в его комнате – достаточно лишь время от времени заглядывать, чтобы понаблюдать его замечательную игру.

  1. Не стоит дожидаться, когда ребенок заплачет при виде большой собаки, при звуке отбойного молотка или вое сирены, – предложите ему лучше похлопать в ладоши, чтобы «прогнать» этих «чудищ». Только, пожалуйста, не хлопайте сами, ведь боитесь не вы, а ваш малыш!

  2. Расскажите ему несколько страшилок – эти истории позволяют избавиться от тревог и страхов.

  3. Если ребенок боится праздников, клоунов, масок – поиграйте с ним в переодевания.

  4. Если малыш не переносит шума пылесоса – подарите ему игрушечный пылесос и давайте ему его, только когда будете делать уборку. Он будет горд, пользуясь им в подражание вам.

  5. Чтобы поддержать ребенка, играющего в парке или в песочнице с другими детьми, присядьте неподалеку и комментируйте его действия одобрительно. Поручите ему небольшое задание – подать платок плачущему ребенку или помочь малышу, у которого не получается достать мячик из куста…

  6. Ваш ребенок не любит играть один? Вы уменьшите его тревогу, если будете беззаботно напевать что‑то, уходя из комнаты, и не забудете часто наведываться, чтобы проверить малыша.

  7. Если он отказывается играть в своей комнате, отведите ему угол в гостиной, предназначенный специально для него, и положите на пол ковер, который будет показывать границы его территории.

  8. Как только вы решаете пойти куда‑нибудь вечером, заранее предупредите ребенка и включите свой уход в программу его дня. Он не должен быть удивлен тем, что вы внезапно покидаете его.

  9. Даже если вам неприятно видеть вашего малыша, заливающегося слезами, всегда важно сказать ему «до свидания», прежде чем уйти. Но не откладывайте момент прощания до самой двери – любому ребенку тяжело сдержать свои эмоции, когда дверь за родителями захлопывается.

  10. Не затягивайте расставание. Для расставания без слез придумайте с сыном (дочерью) интересное занятие, за которое он (она) примется сейчас же с другим взрослым: разыграть любимую сказку, устроить конкурс кривляний. Поглощенный игрой, ребенок проще перенесет ваш уход.

  11. Дайте ему какой‑нибудь ориентир к вашему возвращению. Если это будет вечер, пообещайте ребенку зайти поцеловать его по приходу домой. Если это день, укажите примерное время: после дневного сна, полдника, прогулки…

  12. Если вы опаздываете в детский сад, не вбегайте туда стремительно, чтобы как можно быстрее забрать ребенка. Дети предпочитают собираться в спокойной обстановке. Прежде чем начать разговор о том, как прошел день, ребенка надо поцеловать и приласкать.

По материалам книги Мадлен Дени «Трудности взросления» .