Как мошенники в соцсетях выманивают деньги у детей: 3 реальные истории
Алексей Оськин, руководитель отдела технического маркетинга ESET , дает советы, как научить ребенка отличать обман от правды.
Чем дети в вашей семье займутся на каникулах? Отправите к бабушке без права доступа в Интернет или все же оставите чаду мобильный телефон с подключенным выходом в Сеть? Вне зависимости от принятого решения, учтите, что роль Интернета и соцсетей в жизни детей сегодня крайне велика. Чем, к сожалению, и пользуются некоторые сограждане, не обремененные моральными устоями.
История 1:
«Деть мой человеколюбивый обеднел на тысячу. Сидел "ВКонтакте", а в личку постучался знакомый парень, с которым он в футбол по выходным играет. Пишет: в инфекционке лежу, а на планшете Интернет сейчас отключится, пополни счет, пожалуйста. Мой — к терминалу, возвращается, а аккаунт друга уже заблокирован из-за подозрительной активности. Но и денег больше нет, а чек выкинул».
Учетная запись друга была взломана. Это распространенный способ мошенничества в соцсетях или скайпе.
Объясните ребенку, как действовать в такой ситуации:
• позвонить другу и спросить, действительно ли нужна помощь;
• задать вопрос, ответ на который знает минимум людей (кто разбил окно в кабинете географии?);
• на всякий случай сделать скриншот переписки;
• если речь идет о материальной помощи, не помешает посоветоваться с родителями.
Если мошенники взломали аккаунт вашего ребенка, порядок действий следующий:
• сменить пароль от социальной сети (хороший пароль содержит не меньше восьми знаков, включая заглавные и строчные буквы, цифры, специальные знаки);
• если сохранилась история переписки после взлома, надо предупредить друзей, чтобы не переводили деньги мошеннику, и написать предупреждение в статусе;
• по возможности надо привязать страницу соцсети к номеру мобильного телефона (двухфакторная аутентификация);
• если ребенок пользуется смартфоном или планшетом на Android, установите на устройство мобильный антивирус с функцией «Антифишинг». Это поможет защитить логины и пароли от ввода на поддельных (фишинговых) сайтах, копирующих настоящие (Vk0ntakte.ru и прочие).
История 2:
«Дочь искала подработку на лето — и смотрите, какую махинацию нашла. Предлагают набирать текст на дому. Присылают по электронке образец — моей скинули скан листа с научной работой. Надо набрать в ворде и отправить обратно. Дальше самое интересное — в ответ приходит письмо: «Чтобы продолжить сотрудничество, зарегистрируйтесь в системе платежей. К сожалению, регистрация платная, ее стоимость — 200 рублей. Это залоговый платеж, мы были вынуждены его ввести, чтобы защитить компанию от недобросовестных сотрудников. После первого выполненного заказа мы вернем средства в полном объеме». Нормально, да? Понятно, что мы никому ничего не платили. Просто предупредите детей-подростков, чтобы те были бдительны».
Афера стара, как мир. Но, судя по всему, еще эффективна. После отправки «залогового платежа» жертва не увидит ни денег, ни заказов.
Совет один: никогда не переводить деньги незнакомым людям!
История 3:
«А еще у кого-нибудь дети покупали New Balance со скидкой в соцсетях? Или это только моя такая наивная? Рассказываю грустную историю: дочь нашла группу с кроссовками по 2000 рублей, милый продавец, пишет, что дешево, потому что партию не взяли в официальный магазин из-за какой-то ошибки в документах (это как вообще?!). Предоплата через "Киви", на следующий день придет курьер. Понятно, что ни курьера, ни кроссовок — только слезы. Связь с продавцами только через сообщения, а они не отвечают больше».
Мошенников, которые работают по предоплате, в Интернете великое множество. Советы довольно простые:
• слишком низкая цена — повод задуматься о целесообразности покупки (помните про бесплатный сыр и мышеловку?);
• покупая товар в Интернете, изучите сайт онлайн-магазина. Там в обязательном порядке должна присутствовать контактная информация (включая офлайн-адрес), данные о регистрации компании;
• если речь идет о товаре известного бренда, проверьте список лицензированных ритейлеров на сайте производителя и выберите для покупки «белый» магазин — вы же не хотите купить подделку по цене оригинала?
• проверьте отзывы пользователей об интернет-магазине на сторонних площадках.
Если ребенок увлекся онлайн-шопингом, на ваш взгляд, преждевременно, есть два пути решения проблемы:
1. Правильные установки относительно семейного и личного бюджета, экономии и целесообразности покупок.
2. Меры технического характера: блокировка отдельных сайтов или категории «Покупки» в антивирусных продуктах.
Польза Интернета в нынешнее время даже не обсуждается. «Запретить все» — не наш метод. Просто позаботьтесь заранее о том, чтобы ребенок был предупрежден о возможных опасностях и подводных камнях, и защитите компьютеры и мобильные устройства современным антивирусным ПО с «родительским контролем».
Фото: Shutterstock