История детства: чему учат предки
История детства дает ответы на вопросы, которые заботили родителей во все времена: зачем ребенку игрушки, нужны ли памперсы и пеленки, когда появилась детская смесь, почему дети перестали слушаться родителей, можно ли мальчикам носить платья и почему слово «младенец» во многих языках среднего рода (как и в русском слово «дитя»). Но самое главное, знакомство с историей детства и детской антропологией дает современным мамам и папам новые ключи к пониманию своих детей, позволяет шире взглянуть на родительство.
О том, как изменить свой взгляд на семейные отношения, изучая бытовую историю детства, «Летидору» рассказала Анна Литвина-Семенова - антрополог, психолог, автор курса для родителей «История детства последнего тысячелетия». Анна, мама двоих детей, создала также проект «ПапаМамиЯ».
- Анна, в Петербурге вы ведете авторский цикл лекций «История детства последнего тысячелетия». Откуда интерес к теме?
- Мы очень мало знаем о том, как росли дети в предыдущих столетиях. Всемирную историю больше волнуют вопросы геополитики. А сфера бытовой жизни человека фактически всегда оставалась за бортом. Мне захотелось восполнить этот пробел и познакомить слушателей с некоторыми страницами из детской истории человечества.
- В описании курса вы ставите такие вопросы: «Почему прадедушка носил платье? У кого в шкафу был скелет? Зачем предки надевали на головы своих детей пудинг?» Могли бы вы раскрыть эти секреты для наших читателей?
- "Пудинг" и "скелет", также как и платье - это элементы детской одежды минувших эпох. Платье считалось максимально удобной детской одеждой как для мальчиков, так и для девочек, находящихся в возрасте, когда самостоятельный контроль за отправлением естественных нужд вызывал известную сложность. Облачение мальчика в брюки происходило приблизительно в возрасте 6-7 лет, и означало определенную инициацию, вхождение в группу себе подобных. Такая практика сохранялась вплоть до середины ХХ века. Однако, еще XVIII веке были попытки создать более удобную мальчиковую одежду, предназначенную для лазанья по деревьям. Тогда-то и появился - "скелетон" или "скелет" — комбинезон физиологичной конструкции, состоящий из жакетика с коротким или длинным рукавом, который был пристегнут на пуговицах к брюкам с высокой талией.
- А «пудинг» на голове? - «Пудингом» называли детский головной убор - прадедушку современного противоударного шлема для младенцев, который можно найти в любом детском супермаркете. Своим названием он обязан английской идиоме "Pudding head", которую на русский язык можно перевести как "балда". Дело в том, что родители были уверенны, что от частых падений, ударов и столкновений мозг может взбиться и стать мягким, словно пудинг. "My little pudding head" - говорили с улыбкой умиления родители едва вставшего на ножки младенца. Чтобы смягчить удары при падении, на пудинг хэд надевали пудинг кэп - специальный головной убор.
- Как современным родителям могут помочь знания истории детства?
- Все новое, как известно, хорошо забытое старое. Но, к сожалению, многие вековые традиции ушли из быта современной семьи, потеряна масса материнских хитростей. Изучение истории детства поможет родителям снова вернуть их в свой обиход. К тому же, если мы окунемся в антропологию, которая носит более аналитический характер, нежели история, то получим ответы на вопросы из категории «почему так, а не иначе?». Например, почему в Германии 15 века почти перестали кормить грудью? Почему подросткам необходимо эпатировать публику? Антропология дает человеку ключ к анализу, пониманию, что у любого явления - поведенческого, мыслительного, общественного или личностного - есть свои внутренние причины, своя внутренняя логика. Я думаю, что современный родитель, изучая антропологию, может (как бы это многообещающе ни звучало) перестать беспокоится и начать жить.
- Интересно, а почему в 15 веке в Германии перестали кормить грудью? Может быть именно в этот момент впервые появилась молочная смесь?
- В данном случае речь идет не о всей Германии. На западе страны с грудным вскармливанием все было хорошо. А вот на востоке, в Богемии и восточной Баварии, было почти полное отторжение грудного вскармливания. Это занятие стало считаться богомерзким, а женщинам открыто угрожали и высмеивали за подобный грех. Действительно, в этих областях появилась формула для кормления младенцев. Однако я не могу утверждать, что самая первая в истории. Она была оригинальна и ... убийственна! Готовилась смесь из мясного бульона, рисовой муки, коровьего или козьего молока, воды и сахара. Надо ли объяснять, что младенческая смертность в этих краях была очень высокой? Сказать точно, что стало причиной подобного поворота, достаточно трудно. Вероятнее всего, на практику отказа от ГВ повлияли процессы, связанные с Реформацией и Гуситскими войнами.
- Можно ли с точки зрения антропологии объяснить социальные явления, например, агрессию в семье: раздражительность, нежелание слушать другого?
- Агрессия или раздражительность в семье может иметь сотни причин, и ни один специалист не возьмется ставить общий диагноз. Но, если речь идет о России, то справедливо будет заметить, что в нашем обществе уровень агрессии очень высок и естественным образом сказывается на атмосфере в семье. Одну из причин такого положения дел описала психолог Л. Петрановская: «В России …практически все наработанные человечеством мирные способы отстаивания своих границ и прав, в вертикальном обществе перекрыты…. Но границы-то проломлены! Мы задеты. Мы чувствуем стресс. Агрессия возникла, она не испарится в никуда. Не имея возможности быть отработанной «по существу вопроса», она, как пар, прижатый сверху крышкой, требует выхода… Один из самых частых – перевод агрессии вниз. То есть, получив хамский нагоняй от начальства, нагрубить подчиненному. Выслушав нападки учительницы, отлупить ребенка». Также сказывается и то, что в современном мире фактически нет родительской культуры. В течение сотен лет происходил процесс разобщения детей и родителей. Неудивительно, что, оказавшись в тесном контакте с собственным ребенком, родитель теряется, чувствует себя неуверенным и утверждает свои позиции с помощью силы.
- Когда начался этот процесс разобщения? И чем это было вызвано?
- До определенного времени ребенок жил в мире взрослых, не чувствуя себя отдельной часть этого мира. Он был равноправным участником повседневной жизни. Но настал момент, когда общество вдруг задумалось о детстве, как об обособленном периоде жизни, которому надо уделять особое внимание. И тогда мир взрослых и детей был беспощадно разделен. Зачатки этого явления мы находим еще в XV веке, своего пика оно достигло к XIX веку. Тогда появились теории воспитания не отдельных личностей, а целого поколения. О чем свидетельсвует популяризация пансионов и колледжей, в которых дети жили отдельно от родителей в замкнутом пространстве. К сожалению, мы во многом еще идем этим путем, но к счастью есть и обратные тенденции.
- Анна, расскажите о другом проекте — Школе Родительских Искусств «ПапаМамиЯ»?
- В сфере семьи и детства я работаю с 1996 года. В 2004 году появился проект «ПапаМамиЯ», где мы готовили молодых родителей к семейным родам и уходу за малышом. Ведь к рождению ребенка необходимо готовиться именно семье, а не только будущей маме. В центре проходили семейные курсы, семинары по детской психологии и воспитательным методикам. К сожалению, проект был закрыт в 2011 году, однако я продолжаю работать с молодыми родителями на базе других центров.
-
Помогает ли муж, принимает ли он участие в ваших проектах?
-
Мой муж - это моя опора в жизни. Ближайший друг, соратник, помощник и партнер во всех начинаниях, будь то Школа Родительских Искусств, которой просто бы не существовало без его деятельной поддержки, или увлечение старинными танцами, которым мы уделяем немало нашего времени.
-
Как ваши знания помогают в общении с детьми?
- Мои знания, в первую очередь, помогают мне анализировать происходящее. Находить ответы на многие вопросы, которые встают перед каждым родителем. К тому же невероятно интересно путешествовать вместе с детьми по страницам бытовой истории. Именно такие знания дают мне осознание, что многие практики старины глубокой им значительно ближе, понятней и естественней, чем многие новомодные тенденции.
- Анна, знаете ли вы специалистов, которые также занимаются темой истории детства?
- Пожалуй, я не могу назвать никого в России, кто занимался бы изучением истории детства в широком смысле слова. Хотя, в последнее годы появились очень интересные труды по истории воспитания в России: Вера Бокова "Отроку благочестие блюсти... Как наставляли дворянских детей" и "Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола", а также хрестоматия под редакцией В. Петрова "Наследник встал рано и за уроки сел... как учили и учились в XVIII веке".
Из зарубежных ученых самым значительным можно назвать Филиппа Арьеса и его труд "Ребенок и семейная жизнь при старом порядке". Когда книга увидела свет в 1960 году - она произвела фурор в научном мире. До этого момента, по-моему, никто не пытался определить историю детства как отдельную область науки.
Среди современных исследователей можно выделить Карин Калверт. Ее книга "Дети в доме - Материальная культура раннего детства 1600-1900", посвященная описанию жизни детей в Америке, недавно была издана в России. Однако, история детства - наука молодая и многое еще предстоит заново открыть. Я рада оказаться в числе не перво-, но все-таки открывателей. И поделиться своими знаниями детской истории на открытых семинарах. Мне кажется, что подобного в жизни Санкт-Петербурга еще не было.