Ирина Исаева: “Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям”
Ирина Исаева, председатель Межрегиональной Монтессори Ассоциации, магистр Монтессори в России с дипломом АМИ от 0 до 6 лет, рассказала "Летидору" о том, что такое педагогика Монтессори сегодня, кому подходит эта система, и в чем ее особенности, а также развеяла самые распространенные мифы об этой педагогической системе в России.
О запрете на Монтессори
Запрет на развитие педагогики Марии Монтессори в 20 веке коснулся всех стран, где пропагандировались тоталитаризм и диктатура: и в Италии, и в Испании, и в России. До Октябрьской революции в России система Монтессори была довольно прогрессивной мыслью. Это было время расцвета образования, и изменения происходили во всей образовательной сфере. Педагогика Монтессори легла на плодородную почву, удобренную различными гуманистическими идеями в образовании, витавшими тогда в воздухе. В России пионером Монтессори стала педагог-гуманист Юлия Фаусек, она открыла первый детский сад Монтессори в Санкт-Петербурге.
Юлия Фаусек
И сама педагогика, и детские сады, которые открывала Юлия Фаусек, вызвали серьезный резонанс среди профессионалов, и даже Надежда Крупская была одной из тех, кто готов был рассмотреть идею широкой доступности педагогики Монтессори для большего количества детей.
В какой-то момент Совнарком образования даже сформулировал задачу – формирование советской личности через систему Монтессори. У педагогики Монтессори были все шансы появиться во всех детских садах, но задача Совнаркома образования противоречила самой идее воспитания свободной личности, которая заложена в основу системы Монтессори.
Причина запрета этой системы в Советском государстве была проста: свободные дети/люди со свободным мышлением в тоталитарном государстве не нужны.
Сейчас более 20 000 школ во всем мире применяют метод Монтессори в работе с детьми с рождения до 18 лет. За более чем 100 лет существования системы Монтессори миллионы родителей во всем мире выбрали этот подход к образованию для своих детей, инициируя создание тысяч школ. Это, в свою очередь, означает, что существует устойчивый социальный запрос на смену парадигмы в системе образования.
Ключевое отличие системы Монтессори в том, кто главный субъект в образовательном процессе. В педагогическом подходе Монтессори в центре - ребенок, с его темпом развития, эмоциональными, психическими и физическими потребностями.
В любой привычной нам системе педагог является центром и транслятором знаний. Он организует детей, в педагогике существует даже такой термин «организованные дети». Задача педагога Монтессори в саду совсем иная – это создание среды, в которой ребенок занимается формированием себя согласно его темпу и этапам развития. Монтессори исходит из того, что ребенок - это самоформирующаяся личность. Задача взрослого - создать для ребенка благоприятную среду, а не влиять на ребенка своими убеждениями. Ребенка нельзя ничему научить, но ребенок сам может всему научиться.
Мария Монтессори говорит о том, что главная задача взрослого - не загрузить в ребенка как можно больше знаний и умений, а позволить ребенку раскрыть и развить свой потенциал, чтобы иметь возможность применить заложенное в нем в процессе жизни.
Одним из ключевых элементов философско-педагогической системы Монтессори является понимание, что у каждого живого существа на земле есть свое предназначение. Последние 10 лет жизни Монтессори прожила в Индии, куда приехала по приглашению Ганди, и Индия довольно сильно повлияла и обогатила ее взгляды. Там она столкнулась с очевидным слиянием человека с природой и осознанием своего места в жизни, миссии, которая есть у каждого. У индусов эта философия - часть повседеневной жизни. В Индии Монтессори осознала концепцию космического воспитания, и ввела этот понятие в свою педагогику. Основа концепции космического воспитания в понимании взаимосвязей мира, в осознании цели и назначения каждого живого и неживого элемента космической системы.
Мы не знаем, какая жизнь ждет ребенка через 10, через 20 лет, и самая главная задача, которая стоит перед родителями в том, чтобы помочь ребенку стать человеком своего времени, своего места. Ему необходимо адаптироваться и быть успешным в тех условиях, в которых ему придется находиться. Сейчас это особенно остро осознается и понимается. Если раньше еще можно было как-то прогнозировать свою жизнь – детский сад, школа, институт, работа, то сейчас уже каждые 5 лет появляется огромное количество профессий, о которых никто не подозревал всего какое-то десятилетие назад.
Система Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. Она не подходит тем, кто не готов расти вместе с ребенком как родитель, не готов трансформировать свой подход “я главный, я знаю как лучше”, на понимание, что рядом с ними личность, со своими потребностями, причем разными на разных этапах взросления, которые необходимо изучать, чтобы вовремя увидеть и оказать помощь (родители очень быстро забывают свое детство). Родителю дано великое право - провести человеческое создание по пути становления и дальше отпустить его в жизнь. Если родитель готов осознать, что ребенок – это не его собственность, не его продолжение, и не тот, кто должен расплачиваться за нереализованные родительские планы, то тогда система Монтессори станет для него прекрасным инструментом.
Монтессори – это единственная цельная педагогическая система. Это не просто способ обучения ребенка чтению или тому, как нужно одеваться, или даже мыслить, решать задачи или делать выбор – это целостный подход, который включает в себя и работу с родителями, создание среды для ребенка согласно этапам его развития, потребностям, и раскрытие заложенных способностей. Редко, когда педагогическая система включает в себя все потребности ребенка. Точнее, таких систем нет. Есть методика Зайцева, карточки Домана и много всего еще. Монтессори все-таки предполагает самостоятельное формирование ребенком своей личности, куда входит обучение новым знаниям, новым навыкам, умению делать выбор, жить и существовать в обществе («жить с другими людьми»).
Меня часто спрашивают: в ваших садах ребенок находится в тепличных условиях, а потом он приходит в обычную школу, вписывается ли он в новые условия?
Отвечу так. В условиях, когда четко соблюдается баланс между свободой и дисциплиной, в условиях, где у ребенка есть возможность реализовать свои внутренние потребности, к 6 годам он представляет собой личность, которая умеет самоорганизовываться, делать выбор, это человек, который может высказать свою точку зрения и умеет уважать окружающих. Он привык жить в коллективе и знает, как это делать.
Качества, раскрытые и приобретенные в саду, остаются с ним на всю жизнь. Это важный момент, потому что в этот период работает впитывающее сознание, и таким оно будет до 6 лет. Все, что впитывает ребенок в этом возрасте, уходит в бессознательное и становится им самим. Неслучайно наши ранние ясные воспоминания начинаются после этого возраста. Что самое интересное, ребенок в это время получает навык обучения, он любит учиться и это чувство он несет и дальше, через всю свою жизнь. Когда ребенок приходит в школу, конечно, ему наверное хочется продолжить жизнь в привычных ему условиях, но если нет такой возможности, то он адаптируется к тем условиям, в которых он находится. Он понимает, что здесь другие условия, другой учитель, другие правила, и ребенок их принимает, потому что он уже умеет жить по правилам и адаптируем к новым условиям. Все дети испытывают стресс, приходя в школу, но ребенок после сада Монтессори, с ним справляется легче.
К сожалению, сейчас практически любому ребенку все равно приходится сдавать ЕГЭ. О влиянии стандартизированных тестов на развитие ребенка сегодня говорят многие ученые, психологи и социологи во всем мире. Стив Хьюз, известный “адвокат Монтессори”, специалист по детской нейропсихологии, говорит о том, что государству необходимо 15 лет для того, чтобы оно осознало: введение стандартизированных тестов влияет на качество образования, психологическое состояние детей, что увеличивает количество детских суицидов. Мы уже обнаружили этот факт, как только ЕГЭ появился в России. Кроме того, вырастает количество обмана и подтасовок. Хьюз говорит об интересном факте, что когнитивные функции человека работают определенным образом, как только человек переключается на систему тестирования, знания перестают усваиваться. Любая подготовка к стандартизированному тестированию рассчитана на приобретение совершенно определенных навыков: навыков сдавать тесты. Знания к этому навыку не имеют никакого отношения.
При этом, если ребенок, на каждом из возрастных этапов, находится в условиях, соответствующих его потребностям, а “возраст” ЕГЭ - это возраст детей 11-класса, то он успевает сформировать качества личности адекватно, и приходя к следующему этапу, он в состоянии справиться с задачами, которые перед ним стоят.
Чем отличаются выпускники школ Монтессори и обычных школ? Единственное, чем они могут отличаться, это тем, что в выборе, который они делают, эти дети счастливы. Потому что они его делают осознанно, согласно внутреннему зову. Если ребенку довелось побывать в школе Монтессори, да и в саду, он умеет создавать ценность не только для себя, но и для окружающих. Тому подтверждение - знаменитые выпускники монтессори-школ - Сергей Брин, Лари Пэйдж, основатели Google, Уилл Райт, автор игры The Sims, Джеф Безос, основатель Amazon, Джимми Уэлс, Основатель Wikipedia, писатель Габриэль Гарсия Маркес, Питер Друкер, самый влиятельный теоретик менеджмента нашего времени, принцы Уильям и Гарри.
Самое интересное, есть уже много различных высказываний о влиянии такого образования на то, что эти люди сделали и продолжают делать для мира и общества. Например, вице-президент Google говорит, что надо знать, что Лари и Сергей - выпускники Монтессори, чтобы понимать, как устроен их мозг, их мышление. Проецируя принципы Монтессори в компанию, они мотивируют сотрудников создавать ценность для мира.
Другие известные монтессорийцы - создатели гигантских инновационных компании, нацелены на возможность создания ценностей не в ущерб созданию прибыли, при этом прибыль не является единственной для них ценностью. Они настоящие новаторы в маркетинге.
Обратите внимание, Маркес - тоже “монтессориец”. Что их объединяет? Создание ценностей для общества.
С 1 января 2014 года все дошкольные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). У многих коллег сложилось понимание, что среди его составителей был кто-то хорошо знакомый с методикой Монтессори. Это неудивительно, знание о методе развивается, все больше родителей ищут и могут отличить качественную Монтессори-площадку от одного названия. Новый стандарт полностью реализуется Монтессори-методом. Я знаю о том, что многие современные “традиционные” педагоги хватаются за голову - как его реализовать обычными известными способами. Научить ребенка делать выбор, помочь в формировании личности. Без Монтессори-педагогики это сделать довольно сложно. Однако, и становление Монтессори-педагога, его трансформация - непростой и длительный процесс. Поэтому массового открытия Монтессори-садов я пока не предвижу.
Ребенок до 6 лет находится в стадии впитывающего сознания, и в этот период в его мозге происходит активное создание нейронных связей. Дети, особенно до 3 лет - “конкретные” мыслители, чем больше ребенка окружает реального и настоящего, тем это полезнее для него. Пока у ребенка работает бессознательное впитывание, желательно, чтобы на него не было технического воздействия - ни компьютерами, ни планшетами, ни ТВ. Сейчас уже есть исследования о том, что когда взрослый человек смотрит кино, у него одно полушарие становится более активно, чем другое. Логическое мышление ослабевает, и он начинает принимать все транслируемое за правду. Ему очень хочется верить в то, что он видит. Но мы, взрослые, в состоянии понять, что это иллюзия, а вот дети это понимают не сразу. Мозг ребенка находится в стадии формирования, и мы, родители, должны всегда задавать себе вопрос, действительно ли необходимо, чтобы то, что мой ребенок сейчас впитывает, стало частью его бессознательного?
До 6 лет компьютеры могут постепенно появляться в жизни ребенка, но не активно и не ранее 4,5-5 лет. В это время у ребенка созревает доля головного мозга, отвечающая за абстрактное мышление, реальное он уже постепенно может отличить от нереального. Однако, эта функция выстраивается только к 6 годам. Поэтому любые "развивающие приложения для дошкольников" на самом деле не очень для них полезны. Плюс к этому, планшеты и ТВ приучают детей к пассивному восприятию информации с использованием ограниченного количества сенсоров. Сейчас уже доказано, что и обучение языкам с помощью компьютера и ТВ неэффективно. Детям нужна реальная деятельность с активным использованием всего тела, особенно рук. Нейропсихологи говорят, что руки - это продолжение мозга, в пальцах “сосредоточены” миллионы нейронов. Самую большую моторно-сенсорную площадь нашего мозга занимают руки. Монтессори увидела это 100 лет назад и не зря говорила, что рука - это инструмент разума.
Самый простой и действенный способ выбора - наблюдение работы класса. Монтессори-сады открыты для наблюдений родителями. Обращайте внимание на уровень спокойной работы в классе, на степень свободы детей, насколько самостоятельно они делают выбор деятельности, выбор материала, с которым работать, знают ли, как попросить помощи при необходимости, как взаимодействуют между собой. Всегда нужно смотреть насколько упорядочена и эстетична среда. К красоте класса в Монтессори-методе особенные требования. Обязательно поинтересуйтесь образованием педагога. Лучше всего ориентироваться на международный стандарт АМИ. Однако учителей с такими дипломами или другими международными пока немного в России, точно не соответствует уровню потребности. В России существует несколько курсов подготовки учителей Монтессори. И все они тоже постепенно развиваются. Поэтому не рассматривать российских специалистов не стоит. Всегда важно помнить, что диплом не означает конечную квалификацию, он просто указывает, что учитель встал на путь роста. Поинтересуйтесь, как часто и насколько активно сотрудники детского сада посещают профессиональные конференции и повышают свою квалификацию.
Вот общепринятые стандарты, по которым можно узнать качественный монтессори-сад:
- сертифицированный педагог;
- материалы и пособия в единичном экземпляре в классе;
- разновозрастный класс;
- существенное количество детей (идеальный класс 28-35!)
- три часа непрерывной свободной работы детей.
В детском саду Монтессори используется около 300 видов деятельности, материалы в классе расположены по определенному принципу, есть зона практической жизни , где дети учатся координировать собственное тело - переливать, пересыпать, одеваться, разуваться, убирать за собой, мыть пол, есть зона сенсорики , где определенные материалы, предназначенные для того, чтобы развивать свои чувства, видеть различия в разных категориях, размерах, величинах. Работа с сенсорными материалами - это ключ к жизни, ребенок увидел их в классе, поработал с ними, а потом пришел в мир, и включил усвоенное - увидел различия, сходства.
Зона языка , где все осуществляется от простого к сложному, происходит освоение особенностей родного и/или иностранного языка.
Зона математики , где используя тот же принцип - от простого к сложному, от реального к абстрактному - шаг за шагом, ребенок осваивает операции с 4-разрядными числами, и к 6 годам ребенок уже имеет представление о дробях.
Культурная зона или зона космоса , - она может быть отдельно, а может быть встроена в общее пространство. В классическом АМИ-подходе ее, например, нет, она является продолжением языка, сенсорики и встроена в каждую из зон.
Монтессори-сад в Литве, 1934 г.
Ребенок в саду/школе Монтессори находится в тепличных условиях, а потом выходит в жесткий мир и не знает, что ему делать
Если он растет в подходящих ему условиях, то уверенно формирует свою личность, и любые данные ему условия воспримет такими, какие они есть.
Это же для умственно отсталых детей
Этот миф связан с практической деятельностью Монтессори. Она - одна из первых женщин в Италии, получившая медицинское образование. До этого у нее уже было педагогическое. После окончания университета Мария Монтессори стала работать с умственно отсталыми детьми, и увидела, что они получают только медицинскую поддержку. Она отмечала в этих детях педагогическую запущенность, и стала предлагать им разную деятельность, где они имели возможность концентрироваться и она заметила, что через состояние увлеченности они восстанавливались. Отсюда начал рождаться предметно-средовый принцип ее метода. Она продолжила работать в ортофренической школе с детьми-идиотами, как их тогда называли. Первые эксперименты и наблюдения она проводила с ними. Каково же было ее удивление, когда дети при поступлении в гимназию показали результаты лучше, чем здоровые. Эти результаты произвели фурор в образовательном пространстве. Она всерьез задалась вопросом - что надо делать со здоровыми детьми, чтобы они были в итоге хуже, чем те, с которыми она начала работать.
Благодаря тому, что этот метод помогает детям ненасильственно развиваться, он подходит всем. И, в том числе, - детям с особенностями. Основной принцип ее метода - создание среды по потребностям. Поэтому хотя и начинался метод с умственно отсталых детей, он, безусловно, подходит и для здоровых. “Когда человек делает то, что ему нравится, он сливается со своим внутренним “я” и испытывает счастье”, - говорила Монтессори. В монтессори-саду дети постоянно находятся в таком состоянии - в состоянии счастья.
Ребенок не получает конкретных знаний
Он получает конкретные знания, но другим способом. Не когда мы все сидим на занятии, и нам рассказывают - что это, а через индивидуальные уроки, через презентацию того или иного материала педагогом.
Это для элиты и для очень богатых
Сады Монтессори - это недешево. Дорогие материалы, дорогие педагоги, и пока не придумано, как компенсировать эти издержки. Уже разрабатываются государственно-частные виды партнерства, но пока рано о чем-то говорить, этим разработкам нет и двух лет. В среднем, ценник по Москве начинается от 30 000 рублей и растет до 200 000. Цена зависит от стратегии и администрации.
Это не для детей математического склада ума
А иногда говорят наоборот - в Монтессори дают слишком точные знания, и нет никакого творчества, такое мнение тоже есть. На самом деле неверно ни то, ни другое. При помощи системы Монтессори появляется возможность реализовать то, что заложено в ребенке, реализовать то, что у него есть. И задача педагога не навязать ему химию, физику или искусство и музыку. Задача - быть в постоянном наблюдении и помочь ребенку в раскрытии его потенциала, в раскрытии его души.