Психология

Игрушка - это серьезно: как сделать правильный выбор

Игрушка - это серьезно: как сделать правильный выбор

Если ваш ребенок не хочет играть в игрушки, возможно, вы неправильно их ему выбираете. Психологи рекомендуют отказаться о изобилия интерактивных забав, уделив внимание привычным куклам и конструкторам.

Игра для ребенка – это не просто веселое времяпрепровождение, а способ познания окружающего мира. Именно в процессе игры развиваются мелкая моторика малыша, его воображение, проявляется тяга к новым знаниям. Одних медом не корми – дай поиграть в куклы и машинки. Других не соблазнишь даже самой уникальной игрой, им сразу становится скучно.

Выбираем игрушки: для малышей и дошколят

До года малыши с любопытством познают окружающее их пространство и предметы. Карапузы реагируют на яркие цвета кубиков и погремушек, пробуют их на вкус, щупают. Так дети исследуют все новое и необычное вокруг себя. Интерес к простым игрушкам (пупсам, машинкам или плюшевым медведям) просыпается в малыше к двум-трем годам, дети постепенно включаются в игровые процессы.

Не переживайте, если чадо пренебрегает магазинным товаром, используя для игры подручные средства: прищепки, продуктовые пакеты и пустые пластиковые бутылки. Фантазия маленького человека превращает любую невзрачную вещь в уникальную.

В возрасте трех-четырех лет ребенок способен продолжительное время играть самостоятельно, без участия взрослых. Концентрация его внимания повышается, изобретательность не знает границ. Малыш продолжает внимательно изучать характеристики новых предметов, озвучивает процесс игры (большинство детей играют вслух, комментируя свои действия, напевая или просто бормоча под нос отдельные слова и фразы, вырванные из контекста).

Также дети начинают копировать в игре поведение взрослых. Девочки, убаюкивая кукол, осваивают роль мамы; мальчики – выстраивают импровизированный гараж, в котором паркуют пластиковые автомобили.

Трехлетки способны играть без перерыва в течение часа. С возрастом количество времени, отведенного на игру, увеличивается. Задача родителей заключается в поощрении игровой деятельности ребенка. Вы можете понемногу увеличивать продолжительность ежедневных игр, развивая у сына или дочери интерес новыми занимательными играми.

Игры дошколят более осознанны. Дети в возрасте от 5 до 7 лет – активные исследователи, они с энтузиазмом разбирают кукол, изучая из чего и как те сделаны, разгадывают головоломки, раскрашивают, собирают игрушечные домики, осваивают посредством игры профессии взрослых. Не забывайте, что игры дошколенка по большей части должны быть развивающими и готовить его к учебе.

По мнению генерального директора психологического центра «Квартет», кандидата психологических наук Антона Сорина, ребенок-дошкольник может не интересоваться игрушками, так как его фокус внимания смещен, например, на популярные нынче компьютерные игры. Другое дело, если к играм, игрушкам и другим предметам окружающей среды равнодушен малыш. Это может свидетельствовать о недоверии ребенка к миру.

Читайте также:

Галина Воронина: «Самые долгоиграющие игрушки - те, что позволяют детям фантазировать»

Опасные игрушки: руководство по химии

Полки детских магазинов завалены заморскими новинками. Яркие коробки, обилие блесток, призывные слоганы – расчет на привлечение внимания юной аудитории. И если малыш теряется в обилии плюшевых медведей и говорящих роботов, то взрослый должен оставаться бдительным. Старайтесь выбирать полезные развивающие игрушки, ведь «неправильные» модели могут навредить.

По мнению психологов, интерактивные игрушки убивают фантазию ребенка. Они напичканы всевозможными функциями: воспроизводят звуки, слова и мелодии, двигаются. Получается, что игрушка уже «ожила», ребенку не приходится прикладывать усилий для того, чтобы сделать ее лучше, интереснее.

Вспомните, как наши мамы и бабушки шили одежду для пупсов, а папы и дедушки мастерили автомобили из картонных коробок. Теперь понаблюдайте за современными детьми – они довольствуются готовым, им и в голову не придет изобретать нечто новое.

Избегайте игрушек, вызывающих агрессию (компьютерные «стрелялки» для мальчиков) и создающих ложные представления о красоте человеческого тела (гламурные «Барби» для девочек).

Дешевые китайские игрушки, сделанные из опасных для здоровья материалов, тоже лучше оставить на магазинных полках. При покупке спрашивайте у продавцов сертификат соответствия на продукцию. Печалит тот факт, что в нашей стране порядка 15% игрушек не имеют подобных сертификатов. По оценкам экспертов, в китайских игрушках (а в российских магазинах около 90% игрушек – из Китая) нередко превышена концентрация токсичных веществ: формальдегида, ртути, свинца и фенола.

Отечественный производитель в этом плане более благонадежен, однако на нашем рынке лишь 10% игрушек – с российских фабрик.

Заинтересовать ребенка игрой или игрушкой должны родители. Мало купить малышу дорогую модель самолета или большого плюшевого медведя, нужно показать отпрыску, что играть – это увлекательно и весело.

«Согласно норме, к четырем-пяти годам ребенок должен хотеть и любить играть в игрушки, разворачивая игровые ситуации. Причиной нежелания могут быть следующие факторы: слишком много игрушек, альтернатива в виде компьютерных игр (что очень вредно), недостаточно развитая речь (когда ребенок играет, он придумывает ситуации и мысленно или вслух проговаривает их), нежелание родителей «завести» игру, то есть показать, как можно интересно играть», – комментирует директор Центра детской нейропсихологии, кандидат психологических наук Александра Соболева.

Правильный подход для мам и пап:

• Не запрещайте ребенку играть, не ругайте за разбросанные по комнате игрушки. Тем самым вы подсознательно укорените в его голове мысль о том, что игра – это плохо. Но не забывайте, что игры должны гармонично вливаться в список дневных занятий ребенка, выделите для них определенное время. Пусть игры не мешают учебе, занятиям спортом и общению с другими членами семьи

• Участвуйте в играх ребенка. Интересуйтесь его задумками и успехами, подбадривайте, давайте дружеские советы

• Не заваливайте детскую большим количеством кукол, конструкторов, солдатиков. Переизбыток игрушек вредит ребенку, получается, что он толком не уделяет внимания ни одной из игрушек

• Покупайте ребенку разные игрушки. Однообразие вызывает скуку и подавляет фантазию

• Организуйте для ребенка игровую зону, в которой ему будет комфортно и интересно.