Психология

Играем в Точки

Играем в Точки

Эта игра появилась в странах соцлагеря в середине XX века в попытке адаптировать под спартанский быт древнейшую восточную игру Го. Для "Точек" нужен лишь листок в клеточку и две ручки, поэтому она так популярна у школьников и студентов.

Не всегда про игру, пусть даже современную, можно уверенно сказать, когда она возникла и кто её придумал. Так обстоит дело и с Точками.

В странах СНГ эту игру называют просто «Точки» (реже – «Города», «Феодалы», а в 90-е годы – «Фазенда»), в Польше – «kropki», а в Чехии – «zidi». Уверенно можно сказать: появились они в странах соцлагеря в середине XX века, вероятно в попытке адаптировать под спартанский быт древнейшую восточную игру го, а окончательно оформились уже во время «оттепели», в студенческой среде.

Го проникало в Россию в несколько этапов (в 1-ю Мировую войну – с ветеранами японской кампании как «облавные шашки», в 30-е годы – с Харбинской диаспорой и корейскими беженцами и т.д.), но в столичную среду эта игра была занесена, скорее всего, в период с 53 по 56 год, когда в СССР массово приезжали учиться китайские студенты. Печально знаменитая «культурная революция», объявившая настольные игры пережитком прошлого, грянула позже. Когда в 1962 году появилась подробная статья С.В.Глязера об игре «вэйцы», он использовал именно китайское название.

Но для Го нужна громоздкая доска и внушительный набор фишек-камней. Должно быть, не одна группа студентов, вдохновившись тактической красотой го, пыталась играть в неё карандашом на бумаге, но поскольку точных правил они не знали, а учителей не было, на свет появилась совершенно самостоятельная игра.

В Точки можно играть совершенно бесшумно в любом месте, не привлекая внимания. Люди моего поколения сейчас ностальгически вздохнут, припомнив, как увлечённо они «точковались» на самых скучных лекциях. В 80-е Точки были уже вполне оформившейся игрой, а с появлением компьютеров легко перешли в электронный формат. В Точках нет снятия фишек, а значит, не нужен и ластик, да и значение имеют только группы точек, но не захваченная ими территория.

Точки неприхотливы в плане инвентаря: нужны только две ручки (или карандаша) разных цветов и лист бумаги в клетку. На поле 39х32 пункта игроки по очереди ставят точки на пересечении линий, каждый своим цветом. Первые ходы делают в центральной части поля (участке 8х15), последующие – куда угодно в пределах «доски», кроме уже окружённых областей. Часто в начале партии ставят 4 точки в центре в шахматном порядке и только потом начинают игру. Ходят по очереди, пасовать и пропускать ход нельзя, но игрок, завершивший окружение группы точек, получает дополнительный ход.

Точки ставят с расчётом выстроить из них непрерывную линию – будучи замкнута, она образует «область». Расстояние между точками при окружении должно составлять не более одной клетки по прямой или диагонали. Свои точки, оказавшиеся рядом, принято соединять – так лучше видно зону окружения.

Пленные точки в окружении участвовать не могут. Однако и область без пленных точек не захватывается.

Ставить точку в захваченную территорию запрещается или (в другом варианте правил) эта точка считается захваченной, если только она не завершает окружения, разрывающего линию.

Если внутри области окажутся точки противника (с пустыми пунктами, без них – не важно), они считаются окружёнными и пленными, и ходить туда больше нельзя. Если же точек соперника там нет, то область свободная и в неё можно ставить точки.

Точки на краю поля не подлежат окружению, соответственно и область, соединённая с краем поля, не берётся в плен (этот приём называется «заземление»).

Партия заканчивается, когда на поле не остаётся свободных мест.

Игрок, окруживший больше точек, чем соперник, побеждает.

В таком кратком описании тактика Точек кажется путанной, но стоит начать играть – и возникшие вопросы исчезнут. Фактически игра сводится к принципу «Один окружает, другой убегает». Соперничество умелых игроков за владение порой обретает серьёзные масштабы – области самых причудливых очертаний нередко расползаются на пол-листа. В Точках не считаются «пустые» очки территории и нет «глазного» принципа построения крепостей как в го, потому любая завершённая область имеет право на жизнь. Если в окружение попадает уже сформированная область, её точки не учитываются при подсчёте очков (но это не касается новых точек, поставленных в окружение).

Здесь кроется проблема забавного свойства. Точки дают возможность увлекательно скоротать время и занять себя в пути (достаточно купить тетрадь в клетку), тренируют внимание, учат счёту и стратегическому мышлению. Однако общая курьёзность инвентаря (бумажка с ручкой), сильные разночтения в правилах, подсчёте очков, и трудности в анализе партий сыграли с ней дурную шутку – Точки по сию пору считаются пустяковым развлечением скучающих старшеклассников и находятся где-то между крестиками-ноликами на бесконечном поле и «Морским боем». Хотя сегодня для Точек написано множество программ, в интернете есть сайты, посвящённые этой игре, а в 2006 году в Украине был проведён первый в истории турнир по Точкам.

Гораздо важнее то, что Точки являются первым шагом к игре го. В 75-76 годах В.Асташкин и Г.Нилов опубликовали в журнале «Наука и жизнь» серию статей об этой игре, чем стимулировали развитие го в СССР, в итоге продвинутые «точкисты» перешли в другой лагерь. Точки – игра простая и увлекательная, легко осваивается и нравится детям при условии, что родители не слишком требовательны к их обучению, ибо серьёзный подход здесь ни к чему: упрощённые правила Точек могут стать крупным препятствием на пути в большое го, и тут главное – решить, что важнее. Как ни крути, Точки остаются местечковым явлением (в них играют только в бывших союзных республиках, Польше и Чехии), в то время как го является спортивной дисциплиной мирового класса с тысячелетней историей, чёткими правилами, школами, этикетом, званиями, рейтинговой системой и миллионами приверженцев по всему миру.

Но лист бумаги и два карандаша никто не отменял, особенно если дорога дальняя, а школьная лекция - скучна.