Психология

Эволюция лжи: почему лгут животные, дети и подростки?

Эволюция лжи: почему лгут животные, дети и подростки?

Доктор Лилиан Гласс, признанный и авторитетный аналитик поведения и эксперт по языку тела в своей новой книге «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам» делится секретами, которые ей на протяжении многих лет помогали разоблачать лжецов не только по глазам и голосу, но и по плечам, рукам, губам и даже волосам.

Доктор Лилиан Гласс , признанный и авторитетный аналитик поведения и эксперт по языку тела в своей новой книге «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам», издательства «Альпина нон-фикшн» дала инструменты для распознания лжи и раскрыла причины, по которым люди обманывают друг друга. Публикуем самые интересные из глав бестселлера. 

96dpi_rgb_700_vse_lgut_obl_08_2014.jpg

Хотите верьте, хотите нет, но животные лгут постоянно, потому что обман часто является необходимым условием выживания. Разнообразные насекомые и пресмыкающиеся, например хамелеоны, меняют свой цвет или форму, чтобы слиться с окружающей средой и стать незаметными для хищников. Когда осьминог встречается с хищником, он незамедлительно выпускает облако чернил. Это облако имеет цвет и форму самого осьминога. Если все идет как надо, хищник введен в заблуждение, и осьминог спокойно удирает. Когда вы видите испуганного зверя, у которого встала дыбом шерсть, вы догадываетесь, что он тоже старается спасти свою жизнь. Вставшая дыбом шерсть создает иллюзию, что зверь крупнее, чем есть на самом деле. Многие млекопитающие таким образом отпугивают хищников. Шимпанзе, наши ближайшие генетические предки в животном мире, обманывают друг друга постоянно. Исследователями была замечена одна забавная поведенческая особенность этих животных: когда шимпанзе нервничают, они широко ухмыляются.

177413475.jpg

Однако при приближении самца-соперника шимпанзе, который не хочет, чтобы его уязвимое положение стало заметно, отворачивается и прикрывает губы. Он буквально «стирает ухмылку с лица», чтобы на него не напали. В результате другой самец уходит или продолжает заниматься своими делами, вместо того чтобы напасть на шимпанзе, который ухмылялся, показывая таким образом свою слабость и уязвимость. Известны также случаи, когда шимпанзе обманывали людей.

В одном из шведских зоопарков обезьяна дурачила посетителей, делая вид, что кротко грызет зажатое в лапе яблоко. При этом в другой лапе она прятала камни, которые была готова кинуть в любого, кто подошел бы слишком близко, — что и происходило не раз.

Согласно исследованиям зоолога Максин Моррис, слоны также могут обманывать друг друга. Наблюдая за слонами в зоопарке Вашингтона, Моррис обнаружила, что те слоны, которые во время кормления быстро съедают свою охапку сена, часто заискивают перед теми, кто ест медленнее. Первые (быстрые) слоны начинают бесцельно помахивать хоботами из стороны в сторону, что является у этих животных выражением дружбы. Однако их реальная цель состоит вовсе не в том, чтобы продемонстрировать благожелательность. Они качают хоботами, пока им не удастся подобраться достаточно близко к другим слонам и быстро схватить недоеденное сено.

Обманывать человека могут многие млекопитающие. Возьмем, к примеру, очень умных животных — дельфинов. Тренеры в Институте исследований морских млекопитающих учили дельфинов убирать мусор из бассейна, награждая их рыбой за каждый принесенный улов. Но самка дельфина решила, что ей мало одной рыбешки, которую давали за работу. Поэтому она придумала, как обмануть дрессировщика: пряча мусор под камнем на дне бассейна, она приносила его дрессировщику небольшими порциями, каждый раз получая свою рыбку. Она обманывала ради того, чтобы получить бoльшую компенсацию за свой труд.

Ничто не может служить лучшим доказательством того, что животные лгут, чем многолетние научные эксперименты, проводимые Институтом исследований поведения горилл. Именно здесь живет Коко, знаменитая горилла, освоившая язык жестов. Когда Коко было всего три года, она сломала игрушку. Дрессировщик начал ругать ее за это, и Коко на языке жестов заявила, что игрушку на самом деле сломала Кейт, вторая дрессировщица. Когда Коко было пять, она сломала столешницу на кухне, усевшись на нее. Ее снова спросили, что случилось, и она снова обвинила Кейт. В следующий раз дрессировщик начал ругать ее за то, что она жует мелок. Коко тут же сделала вид, что не жует его, а красит им губы, как помадой. Когда ее продолжили расспрашивать о том, что она все-таки делала, она призналась и показала, что кусала мелок потому, что хотела есть. Коко также показала себя талантливой обманщицей, когда играла в догонялки с одним из дрессировщиков и слегка укусила его. Коко спросили, что она сделала, и она тут же показала знаками: «Не зубы». Таким образом, Коко не только солгала, отрицая, что укусила дрессировщика, но и сообщила дополнительную информацию о том, о чем ее еще не спрашивали. Когда люди сообщают дополнительную информацию, которую не запрашивает собеседник, это часто является свидетельством лжи. Когда дрессировщик Коко сказал ей: «Коко, ты лжешь!», она раскаялась и признала на языке жестов, что вела себя плохо и действительно укусила дрессировщика. Как утверждали те, кто с ней занимался, Коко лгала, чтобы избежать наказания.

Ложь у младенцев

469176415.jpg

Джейн тут же бросалась в комнату, стоило ей услышать плач своей трехмесячной дочурки Эми. Эми плакала, чтобы дать Джейн знать, что с ней что-то не так — что ее нужно переодеть или накормить, что ей холодно или жарко или что у нее болит животик. Но когда Эми исполнилось шесть месяцев, Джейн начала замечать, что малышка ею манипулирует. Плач Эми стал не таким, как раньше. Он звучал фальшиво, потому что тут же обрывался, стоило Джейн зайти в комнату. В возрасте полугода Эми поняла, что ей нужно только заплакать, и мамочка Джейн тут же прибежит к ней.

До недавнего времени большинство исследователей и психологов считали, что дети неспособны лгать примерно до четырехлетнего возраста. Это объясняется сложностями в освоении языка и особенностями развития мозга. Однако последние исследования показали, что это не так. Доктор Васудеви Редди из Портсмутского университета в Великобритании продемонстрировал, что признаки обмана можно заметить в поведении уже полугодовалого ребенка. Дети лгут, начиная понимать, что фальшивый плач (когда ребенок плачет, прерываясь, чтобы послушать, не отреагирует ли кто-то на плач) и даже притворный смех могут обеспечить им внимание, которого они хотят. Исследования доктора Редди показали, что в возрасте восьми месяцев младенцы могут плакать и смеяться, чтобы отвлечь внимание родителей, точно так же, как это делает моя любимица Аннабелла с трех месяцев. Кроме того, в ходе исследований выяснилось, что младенцы могут делать вид, будто им больно, чтобы привлечь внимание. Например, с малышкой Кэсси произошла такая история. Она пыталась достать игрушку и, пока тянулась за ней, упала. Такое случалось и раньше, но при этом она никогда не плакала. На этот раз она тоже не плакала, пока не увидела, что ее мать за ней наблюдает. Заметив мать, малышка тут же заревела, как будто сильно ударилась. Естественно, как только ее взяли на руки, «плач» тут же прекратился. В общем, обман у младенцев – это попытка контролировать окружающий мир, когда можно быть уверенным в том, что добьешься внимания и комфорта, в которых нуждаешься.

100435102.jpg

Как отмечали ученые, работавшие с гориллой Коко, чем больше становился ее словарный запас, тем больше инструментов для обмана она приобретала. То же самое относится и к маленьким детям. По мере того как стремительно развивается их восприятие и способности к общению, увеличивается и количество возможностей для обмана. Мать маленькой девочки по имени Кристи поставила на стол торт. Отвернувшись всего на несколько секунд, чтобы взять нож, она обнаружила, что от торта откушен кусок.

Посмотрев на дочь, мать Кристи увидела, что личико и ручки ребенка измазаны глазурью. Она тут же спросила у дочери, ела ли та торт, на что Кристи замотала головой и ответила «нет», отводя взгляд от матери.

Было понятно, что Кристи лжет, так как доказательства были налицо. Возможно, по тону своей матери она поняла, что ее могут наказать. Если это так, то дети в возрасте Кристи, уже научившиеся говорить, лгут, чтобы избежать наказания. Когда девочка поняла, что мать не поверила ее ответу, она усугубила свою ложь, сказав: «Это Мики съел торт». Мики — попугайчик, который в тот момент был заперт в клетке. Таким образом Кристи не просто солгала о торте, но и обвинила невинного свидетеля, птичку. Этот пример иллюстрирует, что дети могут лгать не только ради того, чтобы избежать наказания, но и для того, чтобы выставить себя в выгодном свете.

Дети, которые уже умеют говорить, так же как и младенцы, могут лгать, пытаясь добиться внимания и утешения. Маленький Райан еще не очень твердо держался на ногах. Однажды он споткнулся, пытаясь добраться от одного места к другому, и упал на спину. Вначале он не плакал и был готов подняться самостоятельно, но потом оглянулся и увидел, что за ним наблюдает папа. Райан тут же испустил истошный вопль, как будто ему было страшно больно. Как только папа пришел ему на помощь, Райан сразу же перестал плакать и начал громко хохотать. Он точно знал, что делает! Ему просто хотелось немного отцовской любви и внимания, а когда он получил что хотел, притворная обида сменилась неподдельной радостью. Маленькие дети могут лгать, чтобы избежать нежелательной для себя ситуации. Когда Нэнси спросила своего сына, которому было два с половиной года, намочил ли он подгузник, тот ответил убедительным «нет», хотя на самом деле подгузник был абсолютно мокрым. Он солгал, потому что ему хотелось продолжать игру в машинки и не хотелось прерываться на смену подгузника. Согласно исследованиям доктора Редди, растущие дети лгут все чаще, чтобы проверить, какая ложь работает в определенных ситуациях и какая может сойти им с рук. Младший дошкольный (ясельный) возраст – это также время, когда дети узнают о негативных последствиях лжи. Хотя часто они врут именно для того, чтобы избежать наказания и негативных последствий, они скоро узнают, что ложь приводит к тому же самому наказанию и последствиям, которых они как раз-таки и хотели избежать.

139929760.jpg

Возраст от трех до пяти лет – сложное время в том смысле, что именно в этот период происходит столкновение детской фантазии и реального мира. На этой стадии развития дошкольники продолжают врать, чтобы выставить себя в выгодном свете. Они также много фантазируют, что нередко приводит к обману. Дети этого возраста часто рассказывают о воображаемых друзьях и придумывают какие-то события / сценарии.

После того как четырехлетний Бобби сказал маме, что убрал игрушки, она увидела, что на самом деле они так и остались разбросанными по комнате. В его сознании представление о том, что он убрал игрушки, казалось реальностью. Хотя на самом деле он не убрал игрушки, он, возможно, думал об этом, но потом отвлекся и снова начал играть. Похожая ситуация: одна мама по имени Карен услышала, как ее сын-дошкольник Рэнди рассказывает соседке и ее сыну, что он ездил на ферму, где играл с Микки-Маусом, подарившим ему на день рождения «Лего». Во-первых, Рэнди никогда не был на ферме, во-вторых, Микки-Маус, которого Рэнди видел прошлым летом в Диснейленде, никак не мог находиться на ферме, и в-третьих, день рождения у Рэнди должен был быть только через три месяца. Таким образом, он не получал «Лего» на день рождения, потому что тот еще не наступил. Значит, Рэнди соврал несколько раз в одном рассказе.

Однако если разобрать его ложь, то мы увидим, что Рэнди попытался выдать свои фантазии и желания за действительность, чтобы хорошо выглядеть в глазах соседей. Рэнди видел по телевизору рекламу местной фермы и, очевидно, хотел попасть туда. Он знал, что Микки-Маус живет в каком-то парке развлечений, и в своей фантазии поселил его на ферме. Он также знал, что через несколько месяцев будет его день рождения, хотел получить «Лего» и на основании этого и построил свою ложь. Родители в этот критический период развития должны быть особенно внимательны, чтобы помочь своему дошкольнику четко разграничить фантазии и реальность. Тогда ребенок поймет, что лгать недопустимо.

100913683.jpg

Когда ребенок идет в школу, учителя и сверстники, как правило, подтверждают мысль о том, что врать нехорошо и нужно всегда говорить правду. Большинство учителей прекрасно знакомы с отговоркой «собака съела мою домашнюю работу» и не поддаются на детскую ложь. Точно так же, когда одноклассники знают, что их товарищ преувеличивает или лжет, они обычно не стесняются прямо заявить ему об этом. Но из-за того, что дети школьного возраста очень хотят влиться в коллектив и соответствовать его ожиданиям, они часто продолжают пытаться выставлять себя в выгодном свете, даже если для этого приходится лгать. Например, часто они говорят, что получили за работу хорошую оценку, даже если на самом деле это не так. Кроме того, они продолжают лгать ради удобства. Так, ребенок может сказать, что помылся и почистил зубы, хотя на самом деле он был занят видеоигрой и не хотел отрываться от этого занятия.

Идея правдивости часто оказывается непростой для ребенка школьного возраста, чьи родители, учителя и сверстники постоянно твердят о том, что ложь находится за рамками нормы. По- этому, чтобы угодить им, он часто изо всех сил старается говорить правду. Эти старания, к сожалению, часто приводят к тому, что ребенок становится слишком честным, и ему быстро дают понять, что иногда, говоря правду, он может задеть чьи-то чувства. Томми быстро понял, что если он лжет, ему запрещают играть в онлайн-игры. Поэтому он решил всегда говорить только правду. Его твердое намерение поколебал один случай в школе. Томми довел одноклассницу до слез, откровенно высказав свое мнение, что не хочет держать ее за руку на занятии по танцам, потому что ему кажется, что она уродина, от нее плохо пахнет и у нее потные руки.

Родителям Томми пришлось объяснять ему, что «иногда приходится лгать» и скрывать правду, чтобы не обидеть кого-то. Они объяснили, что даже если его маленькая двоюродная сестренка и выглядит, как обезьянка без хвоста (как он однажды заявил), он никогда не должен говорить этого своим тете или дяде, потому что они обидятся на него. Так что дети в этом возрасте узнают и о том, что иногда даже хорошо чего-то не договаривать и не делиться правдой со всеми, что вносит еще больше путаницы в их отношение к правде и лжи.

Следует упомянуть также о том, что именно на этой стадии развития ребенка родители должны приложить все усилия к тому, чтобы не сделать его неисправимым или патологическим вруном. Исследования показывают, что у детей, которых наказывают жестоко или наказывают серьезно за незначительные провинности, страх перед наказанием перевешивает страх перед обманом. Поэтому из-за негативного физического и эмоционального подкрепления такие дети могут пытаться защититься, продолжая лгать, в результате чего становятся патологическими врунами.

480774509.jpg

Когда лгут подростки, они делают это, чтобы отстоять свою независимость и проверить на прочность установленные границы, – так они исследуют запретный мир сексуальности, алкоголя, курения и даже наркотиков. Шейла сказала матери, что идет к Джессике, чтобы вместе позаниматься. Потом она позвонила домой в обеденное время и попросила разрешения пообедать вместе с Джеcсикой и ее семьей, а потом еще позаниматься вечером. Шейла даже позвала к телефону Джессику, чтобы убедить мать, что семья подруги не против того, чтобы Шейла осталась на обед. Мать Шейлы была в восторге от того, что дочь наконец взялась за ум, так что с радостью пошла навстречу ее просьбе. Она понятия не имела о том, что Шейла с Джессикой отправились на двойное свидание и вовсе не собирались заниматься. Мать Шейлы позвонила домой Джессике около 9 часов вечера, чтобы удостовериться, что все в порядке, и спросить, когда заехать за дочерью. К ее огромному удивлению, мать Джессики сообщила, что Шейлы у них вовсе не было и что она сама считала, будто Джессика обедает у Шейлы. Шейла солгала, потому что знала, что мать ни за что не отпустит ее на свидание посреди недели, тем более с мальчиком, которого та не знала.

Если подростков уличают во лжи, они часто продолжают лгать дальше, чтобы защитить себя или чтобы освободиться от требований родителей, учителей и даже сверстников. Когда мать Джо, зайдя к нему в комнату в поисках ручки, обнаружила у него в ящике несколько косяков, он заявил, что это не его косяки и их положил туда кто-то другой. Даже под давлением он продолжал отрицать свою вину и убеждал мать, что никогда не курил марихуану, хотя на самом деле был под кайфом почти каждый день. Как видно из этого примера, подростки лгут, чтобы выглядеть лучше в чужих глазах. Джо ни за что бы не признался, что когда-либо употреблял наркотики, потому что очень хотел, чтобы мать продолжала считать его идеальным сыном.

Подростки также лгут, чтобы произвести хорошее впечатление на сверстников, потому что стремятся к признанию и хотят соответствовать требованиям окружения. Именно поэтому мальчики-подростки часто лгут товарищам о своем сексуальном опыте.

А девочки лгут о своей популярности и часто преувеличивают, чрезмерно драматизируют свои переживания и даже симулируют болезни, чтобы вызвать сочувствие или завоевать внимание сверстников и членов семьи. Если подросток замечает, что ложь постоянно сходит ему с рук, она может войти у него в привычку. Даже сознавая, что поступает неправильно, подросток все равно может продолжать в том же духе.

Юность – наиболее критический период в развитии человека. В это время родители и учителя должны внимательно наблюдать за подростками и стараться распознавать их ложь. Люди, которые являются для молодого человека авторитетом, должны установить четкие границы и внушить, что ложь имеет последствия, чтобы подростку было труднее солгать. Если этого не произойдет, то опасное поведение с большей вероятностью сохранится и во взрослой жизни.