Если ребенок перебивает
Наверное, каждый родитель со «стажем» больше года согласится с мудрым афоризмом: «Сначала мы хотим, чтобы ребёнок пошёл и заговорил, а потом – чтобы сидел и молчал».
Словоохотливое дитятко, совершенствуя ораторское мастерство, бесцеремонно вмешивается в любые разговоры взрослых. Мамина беседа с подругой сопровождается суфлёрской подсказкой, папино общение с коллегами по телефону – вопросом «А кто это звонит?», который повторяется до тех пор, пока не будет получен ответ.
Просьба не перебивать действует на ребёнка лишь в течение пяти минут. Существуют ли другие действенные меры, кроме заклеивания рта пластырем?
1-3 года
Речевые реакции маленького ребёнка так же непроизвольны, как внимание, память и другие психические процессы. Он функционирует в режиме чукотской песни: «что вижу – о том пою». Поэтому бесполезно убеждать малыша в том, что перебивать взрослых нехорошо.
Он не может не перебивать – так же, как автоматический конвейер не может менять скорость штамповки деталей, подстраиваясь под настроение рабочих. Кроме того, ребёнок не может допустить, чтобы часть продуцируемой информации не дошла до вас из-за того, что вы отвлекаетесь на общение с другими людьми.
Причиной такого поведения является не только несформированность представлений о правилах хорошего тона, но и жёсткий закон природы: ребёнок не может развиваться без постоянной интерпретации родителем воспринимаемой информации. Дай волю этим взрослым – и они часами будут болтать со знакомыми вместо того, чтобы объяснять, зачем кошка полезла на дерево, и почему дядя открыл багажник машины. Тем не менее, чтобы найти баланс между действием законов природы и собственными потребностями, необходимо перевести «конвейер информации» в режим ручного управления.
-
Перед тем, как начать с кем-то разговаривать, предупредите ребёнка об этом, обозначив время предполагаемого окончания беседы. Иначе малыш будет беспокоиться из-за неопределённости ситуации. Например, вы можете сказать ему: «Мне позвонила тётя Наташа. Я поговорю с ней, пока ты сделаешь куличик из синего ведра».
-
Позаботьтесь об интересном деле для малыша на время вашего разговора, если сам он не знает, чем заняться. Не забывайте о том, что, даже если вы разговариваете по телефону, у вас занята всего одна рука. Вторая же в это время может качать ребёнка на коленях, наклеивать звёзды на открытку для бабушки или натягивать платье на куклу.
-
Будьте лаконичны во время разговоров! 5-7 минут терпения для малыша – это предел (если вы, конечно, не посадили его смотреть мультики).
-
Во время разговора с кем-то не отворачивайтесь от ребёнка. Время от времени поддерживайте с ним глазной контакт, улыбайтесь, машите рукой и т.д. Такое поведение создаст у него иллюзию участия во взрослой беседе.
Ребёнок считает себя ужасно взрослым и компетентным в самых разных темах. Поэтому он вовсе не перебивает, а поправляет, уточняет или разъясняет. Вдруг без него вы что-то упустите? Он находится в том возрасте, когда полученные знания подвергаются первым попыткам обобщения. Например, паук – это зверь или птица? Бабушка – это большая девочка или пожилая женщина? Вездесущего «почемучку» распирает от собственных умозаключений, и он жаждет поделиться ими.
Поэтому очень часто дошкольники встревают в разговор с вопросами, имеющими универсальное начало: «А вы знаете, что…». Далее может последовать изложение теории происхождения Вселенной или сообщение о технических характеристиках танка Т-34. Как бы ни раздражало такое поведение ребёнка, очень важно вести себя таким образом, чтобы не задушить его познавательную активность.
-
Не стоит объяснять ребёнку, что он ещё не дорос до «взрослых» разговоров. Лучше сделать акцент на том, что сейчас вам очень важно выслушать мнение собеседника, поскольку вы с ним скоро расстанетесь на неопределённое время.
-
Объясните ребёнку, что нужно высказываться по очереди, чтобы можно было разобрать слова каждого человека. Если это правило не соблюдать, получится шум, а не разговор.
-
Учите дошкольника придерживаться заданной темы. Как только он попытается перебить вас очередной репликой, напомните: «Мы сейчас разговариваем не о самолётах, а о работе».
-
Заводите с ребёнком разговор о правилах приличия не в тот момент, когда он вас перебивает, - он вряд станет внимательно слушать, потому что охвачен идеей непременно донести до вас свою бесценную мысль. Лучше знакомить его с этикетом с помощью специальных книжек, написанных с юмором, - например, «Вредных советов» Г. Остера. После каждого стихотворения «случайно» вспомните случай, когда ребёнок вёл себя так же невоспитанно. Не стыдите его, а предложите придумать, как можно было поступить по-другому.
-
Если привычка перебивать выражена у ребёнка очень ярко, помогите ему оказаться на вашем месте. Перебейте, когда он разговаривает с друзьями или вмешайтесь в его игру, чтобы дошкольник мог убедиться, как это неприятно.
Большинство детей в этом возрасте вмешиваются в разговоры взрослых, потому что хотят быть принятыми в их компанию. Испытывая проблемы в общении со сверстниками, не имея определённых интересов, младшие школьники стремятся обзавестись старшими друзьями. Отвергая эти попытки, вы тем самым обрекаете ребёнка на одиночество. Как ему помочь?
-
Помогите ребёнку расширить круг общения: приглашайте в гости друзей с детьми, общайтесь с родителями его одноклассников. Как только у школьника появятся приятели, он потеряет интерес к разговорам взрослых.
-
Если ребёнок часто перебивает вас в присутствии гостей, дайте ему слово на несколько минут, чтобы он мог рассказать о чём-то интересном с его точки зрения или поучаствовать в общем разговоре. Это позволит утолить на какое-то время его эмоциональный голод.
-
Перед приходом гостей (или походом в гости) попросите ребёнка дать вам возможность пообщаться с ними, так как вы давно не виделись.
-
Сообщите ребёнку о предполагаемой программе развлечения гостей, чтобы регламентировать его общение со взрослыми: «Сначала будет общее застолье, потом ты немного поиграешь в своей комнате, затем мы все вместе попьём чай и будем играть в «Мафию».
-
Донесите до ребёнка мысль, что перебивание делает его похожим на малыша, а умение слушать, наоборот, придаёт солидность. Вряд ли он хочет, чтобы за глаза о нём говорили, будто он «в каждой бочке затычка». Расскажите ему о правилах эффективного общения, которые доступно изложены в книге Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» или других аналогичных произведениях. Это поможет ему осознать неэффективность своей стратегии при общении и исправить её.
В переходном возрасте ребёнок превращается в нигилиста. Он постоянно отрицает, что лимоны кислые, а солнце - жёлтое, пытаясь найти оригинальную интерпретацию устоявшихся понятий. Он не просто перебивает вас, а спорит, навязывает свою философию и из любой мухи делает слона. Если вы не хотите потерять нить разговора, который вели с собеседником до вмешательства подростка, не давайте ему втянуть себя в дискуссию.
-
Сыграйте на опережение, если вы предполагаете, что ваш разговор с собеседником может спровоцировать ребёнка на комментарии: «Я знаю, что тебе не нравится, когда я рекомендую ресторан в соседнем доме, но, пожалуйста, не перебивай меня».
-
Спокойно предложите подростку обсудить его точку зрения позже и наедине, чтобы не утомлять спором вашего собеседника.
-
Если первые два приёма не сработали, просто вежливо согласитесь с точкой зрения ребёнка, тем самым лишив его возможности развить спор дальше: «Да, в чём-то ты прав, но мы считаем по-другому. Давай не будем терять время на переубеждение друг друга!»
-
Не стесняйтесь признаться сыну или дочери, что хотите «посекретничать» наедине с другом или подругой, и удалитесь в другую комнату.
-
Не забывайте о том, что подростки импульсивны и нетерпеливы. Многозначительно переглянувшись с собеседником, заведите неторопливый и нудный разговор о проблеме повышения зарплаты бюджетникам или неурожае зерновых. Скорее всего, через пять минут подросток потеряет интерес к вашей беседе.