Психология

Эпатаж: детская версия

Эпатаж: детская версия

Порой форма, которую ребёнок выбирает для своего бенефиса, может заставить содрогнуться даже самого флегматичного взрослого. Как реагировать на некрасивые выходки ребенка?

Ни для кого не секрет, что иногда дети ведут себя вызывающе. Не просто шалят, а поступают так, чтобы все вокруг обратили на них внимание. В самом желании привлечь чужие взгляды нет ничего плохого. Однако форма, которую ребёнок выбирает для своего бенефиса, может заставить содрогнуться даже самого флегматичного взрослого. Как реагировать на некрасивые выходки?

1-3 года

118879645.jpg

Малыши не способны продумывать последствия своих действий на несколько шагов вперёд. Их интересует непосредственный эффект. Не захотела мама ещё часик покачать качели? С воем валимся на землю и бьём ножкой. Не дали забрать домой чужую игрушку? Почему бы не бросить песком в её счастливого обладателя? В подобных ситуациях никакие уговоры не могут подействовать на разгневанного ребёнка. Ему совершенно неинтересно, что «все люди смотрят» или «никто не захочет дружить». Поэтому не стоит тратить время на дискуссию – лучше отложить её до того момента, когда малыш успокоится.

  1. Если малыш кричит, громко стучит каким-то предметом или издаёт другие звуки, дожидайтесь пауз, чтобы попросить его прекратить вести себя таким образом.

  2. Если ребёнок никак не реагирует на просьбы, берите его в охапку и уносите в безлюдное место или домой. Отсутствие публики заставит его сократить время представления.

  3. Предупредите малыша о том, что больше не собираетесь уговаривать его и будете ждать в другой комнате, пока он успокоится. Затем исчезните из поля его зрения и затаитесь.

  4. Если малыш снова отправится искать благодарных зрителей, чтобы продолжить концерт, возьмите его на руки и пожалейте. Как правило, к этому времени ребёнок уже смог убедиться, что пора менять методы воздействия на родителей, и готов к диалогу.

  5. Когда ребёнок успокоится, расскажите ему, как нужно было вести себя. Сделайте акцент на том, что, когда человек нарочно делает что-то плохое, никому не хочется выполнять его требования.

  6. Не забывайте хвалить малыша за хорошее поведение, чтобы он стремился к вниманию со знаком «+» и не хотел разочаровывать вас.

134162493.jpg

У детей этого возраста демонстративное поведение чаще всего служит выражением недостатка чувства привязанности, любви, заботы со стороны близких. Ребёнок как будто испытывает на прочность ваши отношения, проверяя, будете ли вы его любить, если он вываляется в грязи, станет играть в молчанку на занятиях с логопедом или трогать в гостях чужие вещи. Преследуя свою цель, дошкольник демонстрирует недюжинное актёрское мастерство. Он может картинно вздыхать, патетически восклицать, заламывать руки и изображать чудовищные муки от боли, несмотря на то, что её причиной стал укус комара.

  1. При первых признаках демонстративного поведения покажите вашему чаду, что вы раскусили его замысел: «Думаю, тебе не очень больно, но ты хочешь, чтобы тебя пожалели, не так ли?» В ваших словах не должно быть ехидства или издёвки. Пусть ребёнок видит, что для того, чтобы получить помощь и поддержку, не нужно прибегать к уловкам.

  2. Дошкольникам трудно критически оценивать собственное поведение, поэтому стоит показать, как выглядит со стороны их эпатаж. Снимите на видео наиболее яркие эпизоды вызывающего поведения ребёнка и затем покажите ему. Скорее всего, ему не понравится такой «горячий репортаж», и он предпочтёт больше не давать поводов для съёмки.

  3. Обратите внимание, не подаёт ли кто-нибудь ребёнку плохой пример. Довольно часто дети подражают младшим братьям и сёстрам или бабушкам, любящим играть на публику. Заметив знакомые нотки в поведении ребёнка, честно объясните ему, что родственники поступают неправильно.

  4. Иногда вызывающее поведение маскирует «крик души». Ребёнок может переутомляться на занятиях, протестовать против давления взрослых, ревновать и т. д. Поняв и устранив истинную причину эпатажа, вы облегчите жизнь себе и наследнику.

93633731.jpg

В школе ребёнок впервые сталкивается с необходимостью примерять на себя различные социальные роли, подстраиваясь под окружающих и пробуя всё новые и новые способы воздействия на них. Так, дети замечают, что некоторые учителя поощряют школьников, находящихся в образе «творческая личность». Например, ученик, читающий стихи с завывающими интонациями «а-ля Бродский», скорее получит пятёрку, чем тот, кто просто хорошо знает текст.

  1. Помогите ребёнку найти его собственное «амплуа», чтобы выделяться среди других детей, не прибегая к эпатажу. Убедите его в том, что иметь репутацию самого дипломатичного, дружелюбного или справедливого гораздо почётнее, чем играть роль «психованного».

  2. Объясните школьнику, что с помощью вызывающего поведения можно добиться лишь ближайших целей. Однако пострадает его репутация, и никто из тех, кто подвергся его манипуляциям, не захочет иметь с ним дело в будущем.

  3. Обсудите с ребёнком его учителей и подумайте, как завоевать их расположение. Откройте ему небольшой секрет: для того, чтобы прослыть интересным собеседником, лучше интересоваться другими людьми, а не выставлять себя напоказ.

  4. Помогите школьнику использовать творчество для самовыражения. Пусть занимается в театральном кружке, рисует, играет на музыкальных инструментах. Не оценивайте слишком строго создаваемые им «шедевры». Они имеют сугубо прикладное значение, помогая ребёнку выплёскивать накопившиеся эмоции. Поэтому не нужно раздражать его, настаивая на исправлении погрешностей и ошибок.

  5. В младшем школьном возрасте дети имеют очень подвижную самооценку. Стоит похвалить ребёнка, и он уже считает себя самым лучшим. Услышанная критика, наоборот, приводит к потере уверенности. Постарайтесь найти разумный баланс в ваших оценках поведения ребёнка. Формулируйте их таким образом, чтобы комментарии касались не личностных качеств ребёнка, а результатов его деятельности. Например, вместо «ты не слишком усидчивый» лучше сказать «на это задание нужно потратить больше времени». Помогая ребёнку поддерживать адекватный уровень самооценки, вы избавите его от необходимости привлекать всеобщее внимание.

99455392.jpg

Эпатаж подростков отличается необычайным богатством формы и содержания. Громкий смех, грубые выражения, пирсинг в носу - всё это не может оставить равнодушным невольного зрителя. Некоторые дети в этом возрасте как будто теряют на время свою индивидуальность и превращаются в копию своей любимой «звезды». Многие подростки перенимают ценности и нормы поведения одной из молодёжных субкультур и старательно придерживаются выбранного имиджа. Так, если ребёнок считает себя «готом», то изображает тяжёлую депрессию, если «панком» - подчёркнуто пренебрежительно относится к правилам приличия и требованиям гигиены.

  1. Постарайтесь не поддаваться на провокации и снисходительно относиться к подростковым экспериментам с внешностью. Не отвергайте смелые идеи ребёнка, а мягко корректируйте их, предлагая внести те или иные изменения. Так, если сын или дочь хочет вырезать модные дырки на джинсах, посоветуйте сделать их не очень большими.

  2. Лучший способ подавить бунт – это возглавить его. Поэтому не создавайте ситуаций, которые могут провоцировать подростка на вызывающее поведение. Не покупайте ему вещи без его согласия, не заставляйте ревновать, ставя в пример кого-то из ровесников и т. д.

  3. Иногда то, что мы принимаем за вызывающее поведение, на самом деле является проявлением недостаточности знаний о смысле и целесообразности некоторых социальных норм. Допустим, подросток может не понимать, почему не следует грубить учителям, даже если они не правы, или употреблять нецензурные выражения в разговоре со сверстниками. Предложите ему просчитать развитие ситуации на несколько шагов вперёд. Так, нагрубив преподавателю, подросток не только заденет его чувства, но и испортит свою репутацию среди всех учителей школы, поскольку информация о таких конфликтах распространяется очень быстро.

  4. В отличие от детей помладше, многие подростки считают, что они уже не могут позволить себе такую роскошь, как прийти к маме или папе и поплакать, уткнувшись в плечо. Облегчите ребёнку задачу и чаще предлагайте ему такую возможность. Имея возможность получить эмоциональную разрядку дома, подростку не придётся эпатировать чужих людей, чтобы заявить миру о своих проблемах.