Детская агрессивность: в фокусе ругательства
Агрессивность является универсальным качеством человека, позволяющим защищать свои физические и психологические границы, активно познавать мир, конкурировать с другими. Многих родителей беспокоят детские проявления агрессии, однако человек – часть природы, а ее основной закон гласит: «Выживает сильнейший!».
По способу выражения агрессию можно разделить на вербальную (словесную) и невербальную (физическую). Эти два вида связаны между собой как сообщающиеся сосуды: запрещая ребенку драться, мы провоцируем его на более частое употребление ругательств, а ругая за некрасивые выражения – заставляем чаще распускать руки. Агрессивное поведение ребенка следует контролировать, корректировать – но не подавлять. Если эмоция возникает, значит, она естественна, и надо лишь найти приемлемый для всех способ ее выражения.
Сегодня не так просто встретить человека, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Грубые выражения прочно вошли в обиход, а нецензурные перестали подвергаться цензуре. Если уж взрослые не пренебрегают употреблением ругательств, стоит ли требовать высокого слога от ребенка?
Пожалуй, самая большая проблема – объяснить детям, почему нужно избегать грубых выражений. Это ведь просто слова, набор звуков, - полагает ребенок. Кроме того, необходимо найти способы снижения привлекательности ругательств, которые легко «прилипают» и очень неохотно уходят из лексикона.
2-3 года
Малыши повторяют «плохие слова» механически, поскольку не замечают или не понимают их специфическую эмоциональную и смысловую нагрузку. Ребенка привлекают перемены, происходящие со взрослыми, когда он произносит новые словечки. Почему-то мама вздрагивает, папа хмурится, а бабушка шумно всплескивает руками, - ради этого эффекта стоит говорить их снова и снова! Чтобы избежать закрепления ругательств в речи, взрослым нужно постараться контролировать свои эмоции.
-
Услышав ругательство из уст малыша, не выдавайте своего испуга или возмущения. Резко переключите его внимание на какой-то интересный объект.
-
Если малыш не поддается на вашу хитрость и продолжает повторять «плохое слово», лукаво наблюдая за вашей реакцией, перейдите из обороны в нападение и спокойно поинтересуйтесь: «Не понимаю, о чем ты говоришь?» Скорее всего, ребенок не сможет объяснить смысл своей реплики. Тогда изобразите удивление и скажите: «Ты же не попугайчик, чтобы повторять непонятные слова, правда?» Малышу ничего не останется, как согласиться с вами.
-
Не тратьте свое красноречие и время на объяснение того, почему те или иные слова нельзя говорить. Остановитесь на том, что эти слова считаются обидными и некрасивыми. Для пущей убедительности, подтверждающей второй факт, можете изобразить, как некрасиво искривляется рот ребенка, когда он произносит ругательства. Детская внушаемость сыграет вам на руку.
-
Воспользуйтесь тем, что речь малыша недостаточно разборчива, и переиначьте произносимые им ругательства в похожие по звучанию «культурные» слова. Пусть ребенок думает, что ослышался, проходя мимо грузчика, которому на ногу упал ящик с консервами.
-
Если «пряники» не действуют, примените «кнут». Пусть штрафом за употребление брани станет лишение конфет или запрет на просмотр мультиков.
В этом возрасте ребенок уже способен понять, что слова, так же, как и действия, могут быть неприличными. К сожалению, слушая речь окружающих, трудно принять это мнение за аксиому. Если мама и папа время от времени не повторяют ребенку, что ненормативная лексика занимает особую нишу в языке, у него может сформироваться убеждение, будто нецензурная брань несет функцию связок между словами в предложении.
Важно, чтобы ребенок видел положительный пример родителей и их негативное отношение к «плохим словам». Расскажите ему, что мат – язык людей недалеких, а то и вовсе опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать мысли. Культурному и умному человеку нетрудно заменить нецензурное выражение приличными синонимами.
-
Расширяйте словарный запас ребенка, в том числе и за счет эпитетов, выражающих отрицательные эмоции. Пусть он знает, что «плохой» - это еще и «гадкий», «отвратительный», «мерзкий», «ужасный» и т.д.
-
Помогите ребенку подобрать замену нецензурным выражениям, которые он сможет употреблять в минуты сильного волнения, удивления или испытывая боль. Для этого подойдут слова из других областей сленга: например, «ешки-матрешки» или «елы-палы».
-
Если вы заметили, что ребенок навострил уши, услышав от кого-то крепкое словцо, не делайте вид, будто этот эпизод не имеет никакого значения. Уловив удобный момент, выразите сожаление о том, что такой приятный человек ведет себя некрасиво.
-
Подкрепите свои слова литературными примерами. Например, прочитайте дошкольнику сказку Шарля Перро «Подарки феи», где волшебница наказала одну из сестер за грубость, сделав так, чтобы каждое произнесенное слово превращалось в змею или жабу.
Прекрасно зная о правилах хорошего тона, многие школьники бравируют своим знанием нецензурных выражений. Дети активно интересуются значением тех или иных слов и стараются употреблять их в правильном контексте. Умение «забористо» ругаться становится одним из средств самовыражения, признаком взрослости, символом смелости и независимости. Некоторые школьники ругаются из-за стремления к разнообразию: всегда говорить правильно – это так скучно!
-
Помогите ребенку научиться защищать себя во время конфликта без использования мата. Это непросто, если обидчики не стесняются в выражениях. Не имея возможности дать симметричный ответ, школьник оказывается в невыгодном положении. Предложите ему использовать неожиданный ход, сделав нецензурную брань оппонента предметом насмешек, например: «Ну что, кроме пяти матерных слов, больше сказать нечего?»
-
Предложите школьнику заменить нецензурные выражения более мягким сленгом. Его употребление поможет сохранить статус «крутого» и удержаться в рамках приличий.
-
Если ребенок спрашивает о значении или происхождении тех или иных слов, не уходите от ответа. Возможно, школьник исключит из своего лексикона некоторые выражения, поняв, что в них заложен сексуальный подтекст, который не актуален для проблем в его возрасте.
-
Поскольку грубые выражения активно употребляются в фильмах, телепередачах, в журналах и на просторах Интернета, стоит уделить особое внимание тому, что смотрит и читает ребенок. Постарайтесь выбирать для школьника те издания, сайты и кинопродукцию, которые в наименьшей степени засорены грубым жаргоном.
-
Старайтесь как можно дольше не допускать ребенка к общению в социальных сетях. Аргумент «туда все ходят» не должен смущать взрослого, здравомыслящего человека, не так ли? Из-за возможности анонимности и безнаказанности стиль общения в Интернете более грубый, чем «в реале», что часто превращает даже обсуждение погоды в поток брани.
-
Не стоит идти на поводу у ребенка, полагая, что раз уж он освоил «язык улицы», то можно позволить использовать его в критических ситуациях. Детям трудно контролировать себя из-за присущей им эмоциональной неустойчивости, поэтому без внешнего контроля они будут постоянно расширять установленные границы.
В переходном возрасте употребление ненормативной лексики и других ругательств часто превращается в одну из форм протеста и демонстрации независимости. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется не только на поступки, но и на речь. Поэтому, с одной стороны, имеет смысл философски относиться к засорению речи подростка, как к временному явлению – так же, как к розовым шнуркам в кедах или увлечению творчеством очередной безголосой «звезды». Своим осуждением или запретами вы лишь усилите противостояние с ребенком. Лучше применить правило, воспетое пиратами в старом фильме про доктора Айболита: нормальные герои всегда идут в обход.
-
Попросите подростка не употреблять некрасивые выражения в определенных ситуациях: например, в разговоре с вами, при младшей сестре, в гостях и т.д. Подобные ограничения позволят стимулировать развитие литературной речи и научат ребенка контролировать себя.
-
Продемонстрируйте подростку, что, кроме грубого жаргона, в русском языке существует множество других средств, позволяющих сделать речь яркой, язвительной или смешной. Предложите ему почитать произведения М. Зощенко, Д. Хармса, М. Булгакова.
-
Попробуйте сыграть на стремлении подростка выделяться среди сверстников. Например, присоединившись к течению, которое иронично называют «грамма-наци», он будет выглядеть гораздо ярче толпы безграмотных матерщинников.
-
Контролируйте собственную речь. Иногда взрослые употребляют крепкие выражения в сердцах или ради того, чтобы придать шутке остроту, полагая, что ребенок «уже совсем большой» и понимает, что услышанное не стоит повторять. К сожалению, подростки не часто утруждают себя анализом поведения родителей и легко перенимают их манеры. Кроме того, выражаясь при ребенке, вы лишаете себя возможности поправлять его речь, ссылаясь на собственный пример.