Депрессия у подростков и социальные связи
Результаты исследования 2008 года свидетельствуют, что около 15% американских подростков имеют диагноз «депрессия» и еще у примерно 40% школьников депрессивные состояния протекают в неявной форме.
Доказано, что несмотря на то, что «скрытую» депрессию не всегда удается диагностировать, она может приводить к серьезным негативным последствиям. Профилактикой подавленных состояний может служить наличие крепких социальных связей. Они снижают влияние стресса на организм человека и формируют нормы здорового поведения. Друзья защищают нас от возникновения упаднических состояний и улучшают наше психическое здоровье, хотя чрезмерно большое количество друзей, наоборот, повышает риск депрессии.
Проведенное недавнее исследование подтвердило и обратную зависимость – если человек подвержен депрессивным состояниям, с высокой долей вероятности можно предположить, что в его окружении немало людей, имеющих склонность впадать в уныние.
Никто не хочет дружить с депрессивными
В 2011 году американский социологический журнал опубликовал исследование о взаимосвязи депрессии и социальных связей подростков.
В серии личных интервью с промежутком в год ученые опросили примерно две тысячи старшеклассников. Целью исследования было измерить уровень депрессии у подростков и соотнести его с их кругом общения.
Особое внимание ученые уделили факту распространенности болезненного состояния тоски среди подростков одного круга общения. Известен факт, что мы выбираем в друзья похожих на нас людей, но означает ли это, что наличие у подростка депрессии определяет, что у всех его друзей тоже будет упадок сил и духа? И будет ли выбор такого круга общения сознательным?
Ученые выдвинули гипотезу, что подростки в состоянии депрессии будут тянутся к общению с людьми со схожим диагнозом. В рамках исследования изучалось, приводит ли депрессия к тому, что подростки оказываются исключенными из привычного круга общения, или что окружающие начинают их избегать.
В ходе опроса, школьники чаще называли своими друзьями тех, кто называл их, друзей своих друзей и популярных в школе подростков. Но взглянув на эти результаты с учетом фактора наличия депрессии у респондентов, социологи увидели, что страдающие этим психическим расстройством подростки оказывались исключенными из социальных контактов. Таким образом, подростков в подавленном состоянии выбирали в друзья реже не из-за их депрессии, а потому что они фактически оказывались в социальной изоляции. Так, например, их почти никогда не выбирали « ответ» на выбор в друзья.
Получив результаты опросов, ученые увидели, что подростки с депрессией действительно могут вступать друг с другом в дружеские связи, но связно это с тем, что они оказываются исключены из привычного круга общения и вступают в те социальные связи, которые оказываются доступными. Исследования не подтвердили гипотезу, что подростки с депрессией сами стремятся к контакту со сверстниками, имеющими схожие проблемы. Также исследование не подтвердило, что школьники избегают общения со сверстниками, страдающими депрессией – те просто оказывают вне социального круга общения и теряют свои социальные связи.
Ученые установили, что чем сильнее депрессия, тем меньшее количество друзей выбирают себе школьники в этот период жизни. И тем более маргинальными становятся их социальные связи, так как все меньше количество сверстников хотят с ними дружить, и им приходится выбирать среди тех подростков, кто готов принять их дружбу.
Таким образом, наличие у подростка депрессии снижает количество друзей вокруг него, вне зависимости от состояния психического здоровья окружающих друзей. То есть у человека в состоянии депрессии снижается как количество здоровых друзей, так и друзей страдающих депрессией. Потеря существующих социальных связей чаще всего вынуждает людей формировать более маргинальный круг общения – из тех, кто соглашается с ними общаться, включая страдающих депрессией сверстников. При этом исследование показало, что подростки, находящиеся по обе стороны от шкалы депрессии (максимальная и минимальная степени) в больше степени склонны к дружбе между собой. В отличии от подростков, состояние которых оказывалось в середины шкалы: у них в друзьях чаще оказывались в сверстники как с депрессией, так и не испытывающих ее симптомов. Подростки с одинаковыми показателями по шкале депрессии оказывались друзьями на 22% чаще, чем люди с разными показателями шкалы.
В то же время ученые отмечают, что школьники реже выбирают в друзья сверстников в состоянии депрессии не сколько из-за их состояния, но и потому что те, как правило, уже выбрали себе маргинальный круг общения, и подростки не хотят себя с ним ассоциировать.
Результаты исследования подтверждают уже сделанные ранее выводы, что мы притягиваем к себе похожих на нас людей. Профессор Гарварда Николас Христакис (Nicholas A. Christakis) говорит, что когда мы общаемся с похожими на нас людьми, у нас меняется понятие нормы – в соответcтвии с тем, что именно считается нормальным в данной группе. Так, например, если ваш друг страдает лишним весом, ваш риск приобрести лишний вес увеличивается на 50%.
Проведенное исследование показывает, что иногда мы выбираем похожих на себя людей вынуждено! То есть, исследование подтверждает вывод о взаимном притяжении похожих людей, но добавляет новое знание о причинах этих связей. Конечно, когда исследователи смогут понять сам принцип формирования социальных знаний, мы все получим огромное преимущество в понимании, как устроен наш мир.
Кажется логичным, что у похожих людей больше возможностей для установления социальных связей. Социальные институты (школа, рабочие места, общественные институты) способствуют встрече людей одного статуса, возраста, образования и разделяющих общие ценностям, что упрощает возможности заведения дружеских связей.
Результаты опроса свидетельствуют, что не страдающие депрессией подростки предпочитают таких же, как они друзей. Но депрессивные школьники тоже предпочитают общение с психически здоровыми людей. А так так сверстники отказываются с ними дружить, они вынуждены снижать критерии общения и объединяются с людьми также находящимися в депрессии. Хотя подростки часто пытаются оказывать своим оказавшимся в депрессии друзьям эмоциональную поддержку, последние склонны считать, что этой поддержки недостаточно. Очевидно, что общение с находящимся в депрессии человеком требует очень сильной эмоциональной работы, и это вынуждает его друзей часто самоустраняться из отношений.
Важным выводом проведенного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что поведение каждого из участников социальной группы влияет на поведение всех ее членов. Таким образом, страдающие депрессией подростки, «притягивают» друг друга, даже если изначально они не считали общность депрессивных состояний значимым фактором, влияющим на дружбу.
Итак, депрессия не способствует социальной интеграции, более того, она противодействует подобной интеграции, так как подростки оказываются исключены из социальных контактов. Исключение подростка из круга общения сверстников может приводить к психосоматическим проблемам со здоровьем, снижает доступ к социальному капиталу и даже повышает риск смерти.
Исключенные из социума подростки создают свои, маргинализированные социальные группы. Так, например, если агрессивные подростки собираются в группы, то уровень их общей агрессии поднимается в разы – они «перенимают» негативные эмоции друг у друга. И самое, на мой взгляд, важное, в данном исследовании – это демонстрация, как социальный процесс на микроуровне (подростки не хотят дружить с одноклассником) влияет на социальную структуру макроуровня (подростки, с которыми никто не хочет дружить, объединяются в деструктивные социальные группы, происходит качественное снижение общения, появляются серьезные барьеры на пути дальнейшей социализации).
Отдельно ученые напоминают о влиянии психотропных препаратов, которые используются для корректирования депрессивных состояний. Помимо того, что употребление лекарств повышает риск попытки суицида, оно также мешает социализации подростков: сверстники склонны считать, что с другом «что-то не так», если он принимает лекарственные препараты. Важно также принимать во внимание, что сами по себе медикаменты не компенсируют проблемы в общении с окружающими, проблемы, которые часто сопровождают депрессию.
Так, например, подросток может тянуться к более интенсивному общению, но у него недостаточно социальных навыков, чтобы поддерживать дружеские связи, что снова приводит к проблемам. Одной из эффективных терапевтических методик в этом случае может стать структурирование общественной жизни подростка таким образом, чтобы он был вовлечен в общение: возможно, за счет сокращения количества контактов или выбора более подходящей социальной группы.
Как определить депрессию у подростка, и что с этим делать?
Итак, большая часть подростковых депрессивных состояний проходит в неявной форме: ни родители, ни школа об этом не знает, сталкиваясь уже только с тяжелыми последствиями этой проблемы.
Организация «Америка за психическое здоровье» (Mental Health America) обращает внимание, что если описанные ниже симптомы длятся более двух недель, они могут свидетельствовать о наличии депрессии:
• Плохая успеваемость в школе.
• Прекращение общения с друзьями.
• Утрата интереса к внешкольным занятиям.
• Чувство грусти и безнадежности.
• Снижение уровня энергии и мотивации.
• Приступы гнева.
• Излишняя чувствительность к критике.
• Чувство неудовлетворенности.
• Чувство вины или отсутствие самоуважения.
• Нерешительность, неспособность концентрироваться.
• Высокий уровень тревожности.
• Изменение в режиме питания.
• Нарушение сна.
• Проблемы со значимыми взрослыми (родители, опекуны, учителя).
• Проблемы с наркотиками и алкоголем.
• Попытки суицида.
В поведении четверых из пяти подростков, предпринимавших попытки суицида, можно было увидеть предупреждающие сигналы, такие как:
• Прямая или косвенная попытка суицида.
• Навязчивые мысли о смерти.
• Творчество (стихи, рисунки), связанное с темой смерти.
• Раздача личных вещей.
• Резкие изменение внешности и поведения.
• Иррациональное поведение.
• Подавленность, чувство вины или стыда.
• Изменение в режиме питания.
• Нарушение сна.
Специалисты Mental Health America дают рекомендации, как именно подростки могут справиться с депрессивными состояниями:
• Попытайтесь завести новых друзей. Здоровые отношения со сверстниками крайне важны для развития личности и окажут значительное влияние на дальнейшую жизнь.
• Принимайте участие в спортивных мероприятиях и внешкольных занятиях, находите время для своего хобби. Занятость помогает избегать негативных мыслей.
• Станьте волонтером программ для молодежи. Социальные проекты, направленные на помощь, занятость или социальную адаптацию подростков помогают в поиске собственной ценности и просто – хорошее дело.
• Попросите о помощи взрослого, которому вы доверяете. Не все проблемы можно решить самому, и просьба о помощи – это не признак слабости, а символ желания разрешить проблему.
На сайте американской академии детской и подростковой психиатрии можно найти актуальную информацию для семей по проблематике подростковых депрессивным состояниям и выходу из них.