Чувство юмора: развиваем в себе, развиваем в детях
«Ищу ж (м) с ч.ю.» - читаем мы в экономных на чувства брачных объявлениях и видим, что ч.ю. ценится людьми обоих полов на уровне пресловутой ж/п., не менее приятной внешности, наличия стройной фигуры и отсутствия в.п. Все чаще не только девушки считают самым эротичным органом мужчины его мозг (читай - интеллект и чувство юмора), но и господа оценивают дам не только по размеру груди, длине ресниц и цвету волос.
Чувство юмора – приятный и полезный дар, помогающий человеку преодолевать трудности, находить в жизни дополнительные радости.
Откуда оно берется? Почему одни фонтанируют веселыми идеями, каламбурами и забавными цитатами, в то время как иные и не каждый анекдот с третьего раза поймут?
К этой интеллектуальной деятельности, как и к любой другой, у некоторых людей существует особая предрасположенность, своего рода «талант». Им намного легче, чем другим сверстникам «схватывать» смешные нюансы, подмечать курьезные мелочи и оперировать для создания собственных шуток.
Но, как и многому другому, этому возможно научиться. И чем раньше человек начнет развивать в себе эту способность, тем больших результатов он добьется в конце концов.
Развиваем чувство юмора: на собственном примере
Чувство юмора присуще детям и наполняет гораздо чаще, чем их усталых, серьезных и «поживших» родителей. Здоровый ребенок смеется в десятки раз чаще, чем взрослый, способен находить интересное и забавное в повседневном. Он по своей натуре уже креативен и весел, что очень важно для развития чувства юмора.
Современные детские психологи сходятся во мнении, что ребенку для возникновения чувства юмора необходимо и достаточно, чтобы он относился к окружающему миру с доверием, чувствовал любовь родных и близких, испытывал чувство защищенности, и вследствие всего описанного был бы счастлив чистым и незатейливым детским счастьем. А потому имел бы веселый нрав и желание шутить.
Однако, я лично имею веские основания полагать, что особый сорт чувства юмора, некий «черный сарказм» вполне может вырабатываться у некоторых детей и в отрыве от идеальных условий, как реакция защиты на «подколки» со стороны родителей.
Не буду останавливаться подробнее, вряд ли кто-нибудь из читателей "Летидора", находясь в здравом уме, захочет ставить подобные эксперименты над своим ребенком. Такие вещи, если и происходят, то чаще по недостаточной родительской чуткости, чем от жестокости или нелюбви.
Мы подошли к важному аспекту любого воспитания – личному примеру. Для того, чтобы ребенок быстро и успешно научился говорить, с ним необходимо постоянно общаться, обращаясь к нему, мотивируя на ответ уже с самых первых дней жизни, и даже ранее, со времени его внутриутробного существования.
Шутите со своими детьми, не забывайте про веселье и смех. А если уже успели разучиться – то воспитание ребенка – замечательный повод наверстать собственные упущения.
Мы все, разумеется, помним, что шутка должна быть прежде всего уместной и понятной «целевой аудитории», которая у нас состоит из малышей, детей и подростков. Для каждого из возрастов характерно свое особое понимание «смешного».
То, над чем будет до икоты хохотать четырехлетний малыш, вызовет лишь легкую улыбку у младшего школьника, и недоумение у отрока постарше. Родителям следует знать о некоторых усредненных, разумеется, «смешных» темах, присущих разным возрастам, чтобы не пытаться развеселить детсадовца рафинированной историей образца тонкого английского юмора, а студента - стишками типа «гром гремит, земля трясется, поп на курице несется» или «козой-дерезой».
- Младенец. Возникновение самого «комплекса оживления» можно считать самым ранним проявлением способности к коммуникации. В столь юном возрасте малыш больше «зеркалит» настроение родителей. Если они настроены оптимистично, веселы, часто смеются, шутят друг с другом, улыбаются ребенку, то он невольно будет перенимать весь позитивный настрой, формируя этим у себя зачатки будущего «веселого нрава». Чуть позже, когда ребенку исполнится около года, его развеселят заведомо неправильные применения знакомых предметов.
Например, если папа, находясь в здравом уме, на потеху толпы наденет себе на голову ночной горшок или же коронует себя памперсом. В этом возрасте дети также очень чувствительны к физическим контактам, они находят забавными всевозможные щекотания, игривые покусывания, пощипывания. От души будет смеяться малыш, которому мама делает «тпррррру» губами по голенькому животику. И он же попытается в ответ пошутить, выкручивая любимой мамочке ушки, или, хохоча, дергая ее за отросшую челку.
-
Дети «ясельного» возраста (до 3 лет) все так же не чураются физического юмора, но он становится более «продвинутым». Их может развеселить папа, который полагает, что он «спрятался», накрыв голову подушкой, та же «коза-дереза» и «бармалей». Им начинают становиться понятыми и смешными «неправильные» картинки – летающие автомобили и коровы, передвигающиеся на руках вместо ног люди и т.д. В таком возрасте обычно начинают нравиться и веселить стихи Чуковского. Дети пытаются шутить со взрослыми и мило хохочут сами над своими шутками. «мамочка это – нос!», кричит, заливаясь смехом, сын, показывая родительнице на ухо. «Нет, это не Маша, это – бабушка, вот – Маша!» - веселится дочка, называя себя бабулей, а ее собою.
-
Дошкольники, детсадовцы – самый забавный и веселый народ. Резко развивающееся воображение, интенсивное познание мира, первые опыты с вербальными шутками. Как раз в это время родители только и успевают запоминать и записывать «перлы» своих детей. Одной из «фишек» этого возраста является «туалетная тема» и вообще всякие человеческие физиологические отправления. Не стоит пугаться, это вовсе не говорит о том, что ребенок испорчен или ненормален. Вряд ли нужно поощрять смех над «козявками» и «какашками», но стоит лояльно отнестись к этому этапу развития вашего ребенка.
-
Младшие школьники активно упражняются в оттачивании вербального юмора. В этой среде популярны анекдоты, еще пока «детские» про всякие «гробы на колесиках» с легким остаточным «какашечным» флером.
-
Чувство юмора подростков максимально приближено к взрослому. В этом возрасте уже вполне можно понять кто из ребят преуспел в этом деле, а кто не совсем. В группах (школьных классах) всегда присутствует несколько весельчаков, способных рассмешить, повеселить и даже высмеять кого угодно. Как правило, такие люди принадлежат к неформальным (или даже теневым) лидерам коллектива. Подростковое чувство юмора часто несет на себе оттенок жесткости и даже жестокости. Накладываются сложности переходного возраста.
Так все-таки, что же можно сделать родителям, чтобы облегчить ребенку воспитание этого полезного для жизни качества? Во-первых, напомню, личный пример. С самого юного возраста старайтесь шутить с ребенком, обращать его внимание на забавные, смешные вещи вокруг. Разбирать курьезные ситуации, «объяснять» анекдоты и веселые истории, если ребенок не сразу понял их «соль». Поощряйте желание ребенка шутить самостоятельно, хвалите его за удавшуюся шутку.
Читайте вместе веселые детские книжки, наполненные юмором, рассказывайте забавные истории из своего детства, и просто из повседневной жизни.
Очень важное условие – это вовремя поставить необходимые рамки и ограничения. Ребенок должен уяснить, что существуют вещи, над которыми смеяться запрещено всегда и везде: над физическими недостатками, стариками, немощными и беспомощными, над болью, смертью и т.д. Школьники, да и старшие детсадовцы уже могут понять смысл «кощунства» и уяснить для себя с помощью взрослого, что недопустимо высмеивать и очернять понятия Родины, подвига (например, погибших на войне солдат), Матери…
Кроме этого, существуют еще и рамки приличия. Например, «туалетный» детсадовский юмор хоть и кажется смешным всей группе, но не желательно им злоупотреблять.
Просто позвольте юмору и смеху во всех своих проявлениях проникнуть в ваш быт на постоянных условиях, и тогда достаточно быстро, ненавязчиво и незаметно, ваш ребенок научится тонко чувствовать и подмечать все забавное вокруг себя, и даже отпускать самостоятельно премилые шуточки.