Психология

Что такое Вальдорфская школа

Что такое Вальдорфская школа

«Отметки, которые ученики получают в традиционной школе, сильно упрощают представление детей о самих себе», считает Наталья Алексеева, директор вальдорфовской школы. Об этих и других отличиях вальдорфской педагогики она рассказала в интервью «Летидору».

Особенностью процесса обучения в вальдорфской педагогике является метод «погружения» или «эпохи». Учитывая специфику предмета, «эпохи» могут длиться от 1-й до 4-х недель, на протяжении которых ребёнок «погружается» в содержание изучаемого материала. Это позволяет сконцентрировать внимание ученика. Благодаря тому, что материалу посвящается много времени, ребенок видит быстрый прогресс, и это его дополнительно мотивирует продолжать занятия.

В течение учебного года «эпохи» сменяют друг друга – к примеру, математику сменяет русский язык, затем физика, потом снова математика и так далее. Это лишь одна из особенностей вальдорфовской школы. О педагогике, созданной Рудольфом Штайнером почти сто лет назад, «Летидор» поговорил с Натальей Алексеевой, директором НОУ «Общеобразовательная Свободная школа» г. Жуковский Московской области.

Педагоги Вальдорфа.jpg

– Как вы считаете, углубленно и всесторонне изучив материал в начале сентября, не забудет ли ребёнок его в конце года?

– Метод «погружения» или «эпох» находит в настоящее время широкое распространение за пределами вальдорфских школ. Подробно о преимуществах этого метода можно прочитать в «Образовательных программах российских вальдорфских школ».

Что касается «забывания», то здесь есть несколько аспектов. Во-первых, в начальной школе «эпохами» преподается небольшое количество предметов: математика, русский язык, рисование форм, поэтому «эпохи» по этим предметам проходят каждую четверть. Кроме того, по математике и русскому языку есть еженедельные уроки, на которых «закрепляется» пройденный материал, а также ежедневные домашние задания для отработки приобретенных навыков.

Во-вторых, количество «эпох» в учебном году зависит от количества часов, отведенных на тот или иной предмет. Например, если по учебному плану на предмет отведено 2 часа в неделю, то и в году будет проведено две «эпохи» по этому предмету.  Если часов больше 4-х, то проводится только 4 эпохи – по одной в четверть, а остальные часы по предмету даются еженедельно.

В старшей школе не все предметы идут «эпохами». В основном это русский язык и математика. Другие предметы для «эпохального» преподавания каждая школа определяет самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

– В расписании вальдорфской школы есть ряд предметов, не входящих в программу общеобразовательной средней школы. Учебный план включает дополнительные уроки музыки, искусства, иностранных языков (с первого класса дети изучают как минимум два иностранных языка), различных ремесел. Поэтому кажется, что ребенок должен проводить очень много времени в школе.

Это не так. Образовательные программы российских вальдорфских школ включают только два дополнительных предмета по сравнению со средней общеобразовательной школой: эвритмиюи второй иностранный язык. Что касается эвритмии, то этот предмет может преподаваться не всех классах в связи с дефицитом преподавателей-специалистов.

Кроме этого, обычно школы добавляют к учебному плану еще один час музыки в неделю или предлагают во второй половине дня занятия в различных студиях на усмотрение учащихся.

В целом ученик проводит в вальдорфской школе времени не намного больше, чем в любой общеобразовательной школе, а результаты образования, например баллы ЕГЭ, получаются выше среднего.

Школа.jpg

– В период обучения в классической штейнеровской школе нет утвержденных учебников, но в России использование учебника является обязательным условием для аккредитации. Поэтому книги есть, но основной акцент делается на учебную тетрадь, которую ученик составляет и ведёт сам. Это своего рода конспект, где систематизируются знания, полученные от учителя и самостоятельно. Как идет подготовка такой тетради?

Существует определенная методика работы учителя и ученика с тетрадью-учебником. Все, что ученик записывает самостоятельно, он делает на черновике и сдает на проверку учителю. Это могут быть конспекты пройденных тем, самостоятельные работы, различные таблицы, описания экспериментов, сочинения, эссе и т.д. Учитель проверяет работу и, если это необходимо, просит что-то исправить или дополнить. Чем старше становится ученик, тем больше он должен работать с учебной литературой и первоисточниками. В младшей школе конспект изучаемой темы составляется педагогом.

Вальдорфовская школа.jpg

– В вашей школе нет оценок. Как это удается?

В вальдорфской школе говорят не о «безоценочной», а о «безотметочной» системе. Контроль и оценка учебных достижений – важнейшая часть учебного процесса. Оценка работы ученика присутствует на протяжении всего времени его обучения в школе в разной форме, в том числе и  в пятибальной (в средней и старшей школе).

Но кроме бальной отметки, есть много других форм оценки. Это и словесная оценка учителя, и рецензия на работу, и замечания, и рекомендации в тетрадях, беседа об успехах и трудностях, совместное рассмотрение с учениками их творческих работ, которые вывешиваются на специальном стенде в классе. Есть подробные характеристики учебных достижений по каждому предмету в конце учебного года или четвертей, полугодий.

В вальдорфской школе с учениками много разговаривают и о них самих, и об их учебных достижениях. Главное, чтобы оценка помогала ученику учиться, а не превращалась в «карательный инструмент». «Форма оценки» меняется по мере взросления ученика. В старшей школе много внимания обращается на развитие самооценки, самоорганизации и самоконтроля. Поэтому каких-то особенных сложностей, связанных с отсутствием «отметок», при переходе в школу, где «отметки» ставят, не наблюдается. А вот научиться делать работу не за отметку, а чтобы развить в себе какие-то новые  качества или способности – гораздо труднее. Отметки, которые ученики получают в традиционной школе, сильно упрощают представление детей о самих себе. Как известно, школьные «троечники» часто в жизни ориентируются гораздо лучше «отличников».

Сейчас в образовании очень много говорят о «формирующем» оценивании. Оценивание, которое помогает ученику ставить перед собой цели и достигать их.

– То есть вальдорфовская школа работает над конкурентоспособностью ученика?

Здесь важно понять, что такое «конкурентноспособный» ученик? Конкурентоспособность человека – это его способность так инвестировать свое время, ресурсы, внимание и волю, чтобы обеспечить себе адекватное собственным ожиданиям, амбициям и средствам положение на рынке труда, в бизнесе или в той или иной социальной группе. Это умение устанавливать реальные причинно-следственные связи и осуществлять выбор в рамках объективно существующих ограничений (природных, анатомических, праксеологических).

Я  не думаю, что пятибалльная отметочная система способствует развитию всех этих качеств и умений.

Вальдорф музыкальные занятия.jpg

–  Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. При таких условиях учитель должен быть всесторонне развит, ведь ему нужно преподавать различные предметы. Как готовят учителей для вальдорфской школы?

Учитель – это основной вопрос любой школы. Необходимо иметь педагогическое или университетское образование, чтобы поступить на работу в вальдорфскую школу. Кроме того, учитель должен пройти курсы повышения на вальдорфском педагогическом семинаре, где он изучает методику педагогики.

В начальной школе классный учитель ведет те же самые предметы, что и учитель традиционной начальной школы, а вот в 5 классе в традиционной школе обязательно приходят учителя-предметники. В вальдорфской школе стараются, чтобы учитель вел основные предметы хотя бы до 6 класса, а в 7 классе уже приходят предметники. Надо сказать, что именно так и поступают в Финляндии, чья система образования показывает самые лучшие результаты помеждународным исследованиям PIZA.

Как долго и какие предметы может вести один классный учитель, определяет педагогическая коллегия школы совместно с самим учителем. Это зависит от способностей самого учителя, его эрудиции, образования и желания творчески работать с детьми. Когда задают такой вопрос: как один учитель может преподавать и русский язык, и физику, то сразу вспоминается цитата из Интернета: «Школа – это место, где учителя требуют от учеников знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному». Современный учитель с высшим образованием вполне может овладеть знаниями по основным предметам на уровне средней школы (6-7 класс), чтобы стать примером для своих учеников.

Чтобы попасть в школу, каждый кандидат проходит собеседование с кадровой комиссией, которая принимая во внимание его образование, педагогический стаж, жизненные интересы и увлечения. С другой стороны, самому учителю также нужно время, чтобы понять: его это школа или нет. Поэтому первый год рассматривается как пробный, а потом педагогическая коллегия решает, остается учитель или нет.

– Некоторые родители считают, что если ребёнок занимается игрой на флейте, хоровым пение, проводит время за изучением тонкостей ремёсел и посещает ферму, то перспективы его дальнейшего образовательного (и жизненного, как следствие) пути достаточно ограничены. Какова статистика дальнейшей судьбы выпускников школы? Сколько из них поступает в ВУЗы?

– Первые выпускники закончили нашу школу в 2003 году. С 2003 по 2013 год в нашей школе было 10 выпусков 11 классов (75 выпускников, из них 5 серебряных и 4 золотых медалиста). Средний балл наших выпускников по результатам ЕГЭ все годы выше среднего балла по г. Жуковский и по Московской области. В этом году выпускница 11 класса Кристина Оганесян стала призером Всероссийского этапа олимпиады по математике и по результатам олимпиады стала студенткой механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова досрочно (до сдачи ЕГЭ). Все  наши выпускники продолжили обучение в ВУЗах, в том числе,  таких как МГУ, ГУУ, ВШЭ, МФТИ, МАИ, МЭИ, ВГИК и т.д.