Что должен уметь ребенок к 1 году: пять важных навыков и умений
Молодым родителям всегда интересно, все ли в порядке с их ребенком, правильно ли он развивается и не упустили ли они чего-то в плане воспитания.
С этими вопросами мы обратились к экспертам центра психологического развития детей и подростков «Архитектура будущего»: Наталье Соломахо , ведущему специалисту, руководителю направления по работе с дошкольниками, и Анне Фувенлян , психологу-консультанту, специалисту по работе с дошкольниками.
Сразу хочется отметить, что описываемые ниже нормативы — это вариант идеального ребенка, который развивается в идеальных условиях. Таких детей в жизни нет, это книжный вариант.
Поэтому, если ваш ребенок не демонстрирует того, что отмечено, не надо паниковать.
Это может быть связанно с индивидуальными особенностями развития или личностными качествами ребенка. Если вы переживаете и вам нужна экспертная оценка, то можно обратиться к психологу или педиатру за консультацией.
Итак, достижения малыша мы будем рассматривать по разным сферам.
Физическое развитие в 1 год
Малыш к 1-му году жизни начинает осваивать новые возможности своего тела, у него расширяется зона активных действий, он пробует, исследует, повторяет.
Самое главное: к году малыш начинает ходить, самостоятельно, с поддержкой или держась за предметы мебели — это не имеет значения.
Он пробует вставать и приседать без опоры.
Может слезть и залезть на диван, кресло, стул. Ему интересно пролезать, перешагивать, заползать куда-то, может топать, ударить ногой по мячу, правда, не с первой попытки.
Ребенок может шагать по лестнице с поддержкой взрослого.
Психомоторное развитие в 1 год
К году у ребенка улучшается координация, и он даже может выполнять сложные действия, например, катать мячик со взрослым или собрать пирамидку, построить башенку из 2-3 кубиков.
Ребенка привлекают кнопки, двери, коробочки, замки, защелки, книжки, сумки. Все то, что можно нажать, открыть, закрыть, вытащить, убрать, листать, просовывать.
Он держит толстый карандаш или кисточку в руке и любит оставлять ими каракули на листе и другой поверхности.
Речевое развитие в 1 год
Речь годовалого ребенка непонятна большинству окружающих. Обычно малыш говорит такие слова, как «бо-бо», «ня-ня», «ка», иногда обрывки взрослых слов.
Причем значение этого слова охватывает целый комплекс вещей, например, «би-би» может обозначать и машину, и санки, и водителя, и звуковой сигнал, который издает машина.
К году ребенок должен говорить на своем «детском» языке от 2 до 10 слов.
Малыш знает и реагирует на свое имя, знает по имени близких людей, названия предметов, окружающих его.
Он понимает речь взрослого, обращенную к нему, может выполнить просьбу, например, дать или принести игрушку, открыть или закрыть дверь. Может показать в книге знакомые предметы, например, самолет, машинку.
Психоэмоциональное развитие в 1 год
Ребенок радуется от игры со значимыми взрослыми. Может предлагать игру сам, например, когда берет мяч и кидает его.
Плачет и расстраивается, если «свои» взрослые уходят, улыбается и смеется, когда видит их.
Он может насторожиться, если увидит «чужого» взрослого.
Также у ребенка возникают бурные эмоциональные реакции, если со стороны взрослого есть запрет или ребенок не достигает желаемого. Они проявляются в том, что ребенок может броситься на пол, плакать, громко кричать, топать ногами, требуя желаемого.
Малыш в таком возрасте стремится все повторять за взрослыми или старшими детьми.
Навыки самообслуживания в 1 год
Малыш делает попытки есть ложкой, пить самостоятельно из бутылочки или поильника. Он протягивает ручки под кран при умывании и может вытереть руки и лицо полотенцем. Помогает родителям при одевании: просовывает ноги в штаны, руки в рукава кофты.
Но, конечно, ему еще во всем нужна помощь взрослого.
Фото: Shutterstock.com