Читаем по лицу: игры для развития эмоций
Одним из важных аспектов познания жизни является умение разбираться в мире чувств и эмоций других людей. Довольно часто, глядя на картинки с изображениями самых разных лиц и настроений, дети ограничиваются определениями «добрый – злой» или «весёлый – грустный». И это связано как с бедностью словарного запаса, так и с тем, что зачастую внимание ребёнка не акцентируют на выявлении разнообразия чувств и эмоций.
Гораздо легче встретить пятилетку, который объяснит порядок расположения планет Солнечной системы, особенности строения фасеточных глаз насекомых и продемонстрирует счёт до ста по-английски, чем дошкольника, который сможет объяснить разницу между гневом и злостью, между грустью и досадой, между радостью и удовольствием. Дело не только в том, что эти вещи много сложнее для понимания, чем устройство предметного мира, но и в том, родители и производители пособий и игр почему-то меньше внимания уделяют вопросам разъяснения оттенков и особенностей наших чувств и переживаний, чем усвоению натурального ряда чисел или семи цветов радуги.
Сегодня очень много говорят о таком комплексе способностей, как «эмоциональный интеллект». Под этим понятием, как правило, подразумевают способность осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта хорошо адаптируются в обществе, легче находят общий язык с окружающими, они умеют контролировать свои эмоции и у них развитая способность к эмпатии.
Понятно, что развивать «эмоциональный интеллект» (или, как говорят те, кто не любит этого понятия, социальные и коммуникативные навыки) – это не менее важно, чем способности к логике и математике. И один из аспектов этого развития – умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Прежде чем переходить к характеристике игр и игровых дидактических пособий, которые помогут вам рассказать и показать малышу эмоции, их сходство и отличие, расскажу о том простом приёме, который я всегда использую для занятий с ребёнком. Перед освоением какой-то важной и большой темы, будь то гигиена или традиции разных стран, я составляю для себя словарь обязательных понятий и категорий, которые надо затронуть и разъяснить в ходе игр и бесед.
Это несложно – достаточно вооружиться парой тематических энциклопедий (даже хорошей детской энциклопедией) и википедией и создать текстовый файл с перечислением основных категорий и понятий, входящих в эти категории. Это помогает организовать себя и дать информацию не «по верхам», а максимально упорядоченно на том уровне, который сейчас нужен ребёнку. Например, прикидочный список для дошкольника при работе с играми по развитию эмоционального интеллекта может выглядеть примерно так:
Чувства: – благодарность, – вина, – враждебность, – возмущение, – зависть, – любовь, – ревность, – симпатия, – страх, – стыд;
Эмоции: – беспокойство, – гнев, – грусть, – досада, – изумление, – надежда, – огорчение, – печаль, – радость, – скука, – счастье.
Список можно расширить или наоборот сузить, можно к каждому понятия рядом указать для себя существенные характеристики, а можно этого и не делать, если и так всё ясно. Такой список станет хорошим подспорьем! Понятно, что ребёнку 1-3 лет не осилить такого рода понятий, младшему дошкольнику стоит объяснять их постепенно, дозированно, основываясь на ситуациях, а вот старшему дошкольнику весь этот спектр уже вполне по силам.
Приступаем к самому интересному – выбираем игры! На этот раз - от российского производителя. Как уже было сказано выше, список не будет очень большим – об эмоциях и чувствах как-то меньше говорят в ключе развития ребёнка, чем, например, о животных Африки.
«Клоун – эмоции»
Игра, которая подойдёт даже младшим дошкольникам, – это разрезные картинки «Клоун – эмоции» московского производителя RN Toys.
Игра представляет собой деревянную рамку, в которую помещаются 6 изображений лица клоуна. Каждое лицо разрезано на три части, разные по размеру, необходимо подобрать их верно, так чтобы получилось определённое выражение лица.
Получается собрать «страх», «удивление», «злость», «печаль», «удовольствие», «радость». Это не так просто, ведь изменяются не только губы, но и изгиб бровей, и морщинки около носа. Играть можно очень по-разному: просто собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у клоуна такое настроение.
Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь клоуну сменить печаль на радость и страх на удивление, просто так, перекладывая части разрезных картинок и придумывая историю. Сочинять целый длинный рассказ об одном дне из жизни клоуна, когда он сначала злился, потом печалился, потом радовался тоже довольно интересно. Такая игра может быть интересна детям от 2 и до 7 лет.
В смену настроений и разные эмоциональные состояния персонажей можно играть и с помощью ковролинового конструктора. Это не столько конструктор, сколько тематическая мозаика, сделанная из плотной ткани – ковролина, на обратной стороне различных деталей приделаны липучки, которые прикрепляются к коврику.
На этом коврике выкладываются как узоры, так и сюжетные картинки. Есть несколько разновидностей такого конструктора, посвящённого настроениям: «Эмоции» (производитель «Антошка», г. Санкт-Петербург), «Притворщик плоский» и «Притворщик объёмный» (производитель ИП Саркисов, г. Москва).
В каждом из этих «конструкторов» есть игровой коврик, несколько силуэтов лиц взрослых и детей и комплекты глаз, бровей, губ, носов, причёсок, которые крепятся на лица. «Эмоции» хвалят за качество и ругают за дизайн, «Притворщик» наоборот большинству покупателей кажется более симпатичным, но липучки на обратной стороне ковролина прикреплены у него металлическими скобками, что является не вполне безопасным для малышей.
И тот, и другой вариант довольно крепкие, картинки хорошо держатся липучками, даже если ставить их вертикально. Дополнительное достоинство ковролинового конструктора – это многообразие тактильных ощущений при игре с ним, все детали шершавые, имеют разную форму, это важный развивающий аспект в игрушке для дошкольника. Ковролиновый конструктор рекомендован для игры детям 3-6 лет.
Замечательные деревянные наборы для конструирования самых разных лиц есть среди интереснейших игрушек «Шуша». В одном из наборов каждое лицо составляется из пяти деревянных брусков, на гранях которых нарисованы разные рты, носы, глаза, так что получаются не только лица с разными настроениями, но и лица мужские и женские, старые и помоложе, в общем, самые разные.
Второй представляет собой плоскую мозаику, в которой на деревянные овалы лиц можно накладывать самые разные глаза, носы, губы, даже усы. Именно эти игрушки хочется отметить как особенно удачные – сделаны они с большим вкусом и отличаются превосходным качеством.
У российских производителей есть также картонные дидактические игры, посвящённые темам «Эмоции и чувства», однако в большинстве случаев хорошую идею не всегда получается как следует воплотить. Например, в дидактическом наборе от фирмы «Радуга» (г.Вятка) «Домик настроений» предполагается собирать домик и заселять его жителями. На каждую дверь прикрепляется схематическое изображение эмоции (этакий смайлик) и туда же можно отправить девочку и мальчика с таким настроением, или придумать любые другие варианты игр.
«Играя, малыши научатся контролировать свое настроение, поймут, что чувствуют другие дети и взрослые, перенесут опыт, приобретенный в режиссерской игре в реальную жизнь», – обещает производитель. Но картон не особенно крепкий, девочки и мальчики (а также деревья и прочие объекты) крайне неустойчивы, быстро портятся, да и рисунки скорее напоминают изображения из популярных дешёвых книжек-картонок и мало похожи на результат труда выдающегося художника. Так что хорошая своей идеей игра не так уж хороша по исполнению.
Ещё меньше достоинств у пособия фирмы «Весна-Дизайн» «Наши чувства и эмоции», которое представляет собой 12 тематических картинок с изображением разных ситуаций и настроений. К сожалению, рисунки довольно некрасивые, и их не хочется рекомендовать не столько по причине несоответствия пособия его дидактической задаче, сколько с целью уберечь ребёнка от такого эстетического опыта.
#
Всегда хорошим подспорьем в обсуждении чувств и эмоций станут детские книжки. Ведь каждый герой переживает целую гамму настроений, и можно найти повод это обсудить. Вторым средством, которое всегда под рукой, являются белая бумага и карандаши – рисуйте самые разные лица, рассматривайте и обсуждайте, чтобы малыш рос чутким, внимательным и быстро и с удовольствием взрослел.