Психология4 мин.

Без «сучков» и «отверстий»: как и когда начать разговор с подростком о сексе

Рассказывает сексолог

© Pexels-photo

Нужно ли разговаривать с подростком о сексе и как это делать правильно? Специально для «Летидора» психолог-сексолог, тренер Центра сексуального образования Secrets в Санкт-Петербурге Владислав Франтов ответил на самые популярные вопросы, которые задают родители в рамках полового воспитания своих детей.

Почему к разговору сначала должен быть готов родитель

«Саша, сейчас я расскажу тебе, что такое секс, и как им заниматься…» – достаточно странная формулировка для начала разговора в рамках общения подросток-родитель. Но кто-то вполне может начать «взрослые разговоры» со своим ребенком именно с таких слов.

Владислав Франтов, психолог-сексолог, тренер Центра сексуального образования Secrets в Санкт-Петербурге

© Личный архив эксперта

В первую очередь, необходимо понять, что правильное и своевременное половое воспитание не начинается и не заканчивается «взрослым разговором». Это целый подход взрослого к понятию секса и интимности, а также общению на подобные темы.

В данном вопросе мировоззрение родителя принципиально влияет на формирование отношения к сексу у ребенка.

Если родитель боится подобных тем или считает занятие сексом чем-то постыдным, у ребенка в дальнейшем могут возникнуть определенные проблемы и даже психологические травмы.

Если же своевременно отвечать на вопросы, объяснять, комментировать ситуации, например, из фильмов, у подростка сложится корректное представление о том, что такое секс, личные границы и удовольствие.

Вводной беседы как таковой может и не быть, и это скорее будет следствием того, что ваше общение с ребенком уже давно перешло на уровень общения взрослых людей.

© Pexels-photo

Когда следует заговаривать о сексе

Точный возраст назвать сложно. Кто-то готов к такому разговору уже в 11 лет, а кому-то и к 14 годам будет рано. Вы наверняка обращали внимание, что есть подростки зрелые, которым на вид можно дать за 20, а есть подростки – дети.

Однако основные понятия нужно донести ребенку еще в детсадовском возрасте. Например, что в интимной зоне его никто не должен трогать. Это в первую очередь касается личных границ, которые помогут ему избежать домогательств.

В 8 классе (13-14 лет) в школах обычно начинают проходить анатомию человека на уроках биологии. Будет здорово, если подросток к этому моменту будет уже осведомлен обо всех основных моментах интимной жизни.

Как называть половые органы

Один из самых популярных вопросов сводится к тому, что родители не могут определить, как называть половые органы.

Пестики и тычинки? Сучки и отверстия? Огурчики и помидорки? Краники и щелки? Это, конечно, никуда не годится.

Руку называют рукой, ухо ухом, а вот ЭТО почему-то, как в книгах Джоан Роулинг, «то, чье имя нельзя называть». Пенис (половой член), яички и мошонка у мальчиков и вульва снаружи с вагиной (влагалищем) внутри у девочек – у всего есть свои вполне понятные названия, и ребенок должен их знать. Для чего? Чтобы уметь об этом говорить и в случае необходимости суметь рассказать, что с ним происходит.

Цель разговора

Сначала подростку необходимо донести цель вашего разговора.

«Ты уже взрослый, поэтому должен это знать...» – очень сомнительная цель.

Лучше так:

«Этот разговор важен по многим причинам. Начиная с того, что необходимо уберечь себя от различных опасных болезней и непоправимых последствий, до того, что с этими знаниями ты будешь чувствовать себя увереннее».

В разговоре ни в коем случае не нужно «кошмарить» подростка, что секс – это плохо, грязно, опасно, стыдно и так далее, иначе это может пройти красной линией через всю жизнь вашего ребенка.

Необходимо дать понять, что секс – это хорошо и приятно. Но только вовремя, безопасно и обоюдно.

Вовремя – когда твои тело, эмоции и разум будут к этому готовы.

Безопасно – когда это не грозит вашему здоровью, вашей дальнейшей жизни и вашим отношениям, а также когда не несет за собой нежелательных последствий в виде, например, неожиданной беременности.

Обоюдно – это значит, что «вовремя» должно быть не только для тебя, но и для твоего партнера. Без уговоров и принуждения, а по активному согласию от нее/него.

© Pexels-photo

В какой обстановке приступить к этому разговору

В доверительной.

А когда эта доверительная обстановка сложится – зависит от вас и других факторов. Этот разговор вполне может произойти и в машине, пока вы едете домой с подростком после какого-нибудь кружка или праздника. Или после ужина, где у всех было хорошее настроение.

Главное, чтобы разговор не был принуждением, а пришелся «кстати». Лучше, чтобы он был спонтанным, потому что любое предупреждение, что «сейчас у нас будет серьезный разговор» отпугнет кого угодно. В этом возрасте нервная система и без того достаточно хрупкая, а разговоры «об этом» могут легко заставить человека закрыться или вовсе убежать.

Есть еще один важный момент, который хочется обязательно обозначить. Вы не сможете объяснить то, чего не знаете сами, и не сможете научить тому, чего не понимаете.

Изучайте вопрос самостоятельно для себя, занимайтесь своим собственным половым воспитанием в любом возрасте, тогда вы сможете воспитать и передать свои знания, уверенность и любовь своему ребенку.

Фото: Pexels-photo